Владимир Лялькин, студент 3 курса Колледжа «Наследие»
Доклад на Студенческой конференции 27-28 мая 2024 года
В данном докладе я попробую сравнить четыре свидетельства о чуде умножения хлебов и насыщения 5000 человек Иисусом, рассказанные четырьмя евангелистами. Это единственное чудо Христа, которое описано во всех четырех Евангелиях
Во вступлении пара слов о предпосылках чуда насыщения народа в Ветхом Завете:
В первую очередь этот мотив отсылает к эпизодам в пустыне при исходе израильского народа из Египта, когда Бог посылал в пищу израильтянам манну небесную. Но к чуду, о котором я сегодня буду говорить, более прямое отношение имеют несколько строк из 4 книги Царств (отрывки из Писания я привожу в переводе под редакцией Кулакова).
Потом пришел один человек из Баал-Шалиши и принес человеку Божьему (пророку Елисею) первые плоды нового урожая. Было у него в мешке двадцать ячменных хлебов и зерно прямо в колосьях. Тот велел раздать это людям, чтобы они поели. «Как мне разделить это на сотню человек?» — воскликнул слуга. «Раздай людям, и пусть едят, — сказал тот. — Так говорит ГОСПОДЬ: „Они насытятся, и еще останется“». Слуга раздал, они наелись, и даже еще осталось, по слову ГОСПОДНЕМУ.
(4-я Царств, 4 глава, 42-44)
Для первых христиан, для которых писались Евангелия, Священным Писанием в первую очередь были книги Танаха, и внимательные читатели конечно обращали внимание на то, что Господь превзошел чудо пророка Елисея во всем: хлебов было меньше – не 20, а 5, а людей больше – не 100, а 5000. Остаток же остался и после чуда Елисея, и после чуда Христа, как он и оставался и в Пятикнижии при исходе народа Божьего из Египта.
Евангелист Марк
Теперь перейду к Новому Завету. Я начну с Евангелия от Марка, которое, согласно современной библеистике, скорее всего было написано первым в корпусе Четвероевангелия. Сразу оговорюсь, что мои мысли не претендуют на научное исследование, но являются результатом моего прочтения именно в этом: 2024 году. К примеру Евангелие от Марка мы читаем с прошлого года в евангельской группе и на протяжении вот уже нескольких месяцев мы с сестрами и братьями прослеживаем и развиваем отдельные темы, которые возможно мы и не заметим, если возьмемся перечитывать это же Евангелие через несколько лет, но возможно в будущем увидим какие-то новые, незамеченные раньше мотивы. Одна из тем Евангелия от Марка, над которой мы размышляем в группе – это роль 12 учеников в благой вести: их переживания, их отношения с Иисусом, их попытки отвечать на призвание.
32 Тогда они отправились на лодке в пустынное место, чтобы побыть там одним. 33 Но многие видели, как они удалялись. И, узнав, куда они отправились, люди из разных городов поспешили туда пешком и пришли раньше их. 34 Иисус, сойдя на берег, увидел великое множество людей и сжалился над ними, ибо были они как овцы без пастыря, и долго учил их. 35 Когда было уже поздно, ученики подошли к Иисусу и сказали: «Место это пустынное, и час уже поздний. 36 Отпусти людей, чтобы они пошли в окрестные усадьбы и селения и купили себе поесть». 37 Тогда Иисус сказал им в ответ: «Вы дайте им есть!» Они же возразили Ему: «Не пойти ли нам купить хлеба денариев на двести и дать им всем поесть?» 38 «Сколько у вас хлеба? — спросил Он у них. — Идите, посмотрите!» «Пять хлебов, — сказали они, узнав о том, — и две рыбы». 39 Тогда Иисус велел им рассадить всех отдельными группами на зеленой траве. 40 И люди расположились рядами по сто и по пятьдесят человек. 41 Иисус взял пять хлебов и две рыбы и, подняв глаза к небу, произнес благодарственную молитву; затем стал разламывать хлеб и давать ученикам [Своим], чтобы те разносили его людям, и две рыбы Он тоже разделил на всех. 42 Все ели и насытились; 43 и двенадцать корзин были наполнены оставшимися кусками хлеба и рыбы. 44 И тех, кто ел [хлеб], одних только мужчин было пять тысяч человек. 45 Сразу после этого Иисус настоял, чтобы ученики сели в лодку и переправились на другой берег, к Вифсаиде, не дожидаясь, пока Он отпустит народ. 46 Расставшись с народом, Иисус ушел на гору помолиться.
(Мк. 6:32-46)
Марк рассказывает о чуде насыщения сразу после своего частого приема – «сэндвича», когда он прерывает одно повествование другим, после чего возвращается к недосказанной мысли. В этом «сэндвиче» Иисус посылает 12 учеников на проповедь, после чего повествуется об обезглавливании Иоанна Крестителя, после которого Марк пишет, как апостолы возвращаются к Иисусу. В 1 главе Евангелия от Марка евангелист пишет, что после ареста Иоанна Предтечи, Спаситель выходит на Свою проповедь, возвещая Благую Весть. Теперь, после смерти Иоанна, на проповедь выходят 12 Его учеников.
В стихах 34-37 видно, что Иисус относится к людям, которые к Нему приходят, как пастырь к овцам. И в диалоге с учениками Господь призывает и их, вернувшихся со своей первой проповеди, принимать на себя эту роль: брать заботу о народе Божьем на себя, тогда как апостолы хотели отпустить людей, чтобы они сами купили себе есть: ученики, как это часто бывает в Евангелиях, пока не готовы ответить на призыв. Еще я выделил синим числа, упоминаемые в чуде, которые встретятся и у других евангелистов: 5 хлебов, 2 рыбы, 12 корзин остатков и 5000 человек.
Евангелист Матфей
13 Услышав о случившемся, Иисус удалился на лодке в пустынное (ἔρημον) место, где Он мог бы побыть один, но многие люди узнали о том и из разных городов пешком последовали за Ним. (У Марка на лодке в пустынное место удаляются апостолы) 14 Выйдя на берег, Иисус увидел толпы людей и, сжалившись над ними, исцелил тех, кто был болен. 15 Когда же наступил вечер, подошли к Нему ученики и сказали: «Место это пустынное, и время уже позднее: отпусти народ. Пусть сходят люди в селения и купят себе пищи». 16 «Не нужно им уходить, — возразил [Иисус]. — Вы дайте им есть!» 17 «У нас, — сказали они, — здесь нет ничего, кроме пяти хлебов и двух рыб». 18 «Принесите Мне их сюда», — ответил Он. 19 Велев людям расположиться на траве, Иисус взял пять хлебов и две рыбы, поднял глаза к небу и произнес благодарственную молитву, затем стал разламывать хлеб и давать его ученикам, а они — народу. 20 Все ели и насытились; и тем, что осталось, наполнили двенадцать корзин. 21 А всех, кто ел, было около пяти тысяч — и это только мужчин, не считая женщин и детей. 22 Сразу после этого Иисус настоял, чтобы ученики сели в лодку и, не дожидаясь, пока Он отпустит народ, переправились на другой берег. 23 Отпустив же людей, Он взошел на гору, чтобы в уединении помолиться, и долго оставался там один и после наступления вечера.
(Мф. 14:13-23)
Теперь к Евангелию от Матфея. Еще раз скажу, что я не пытаюсь исчерпывающе объяснить замысел каждого евангелиста. Я скорее подчеркиваю отдельные темы, на которых разные евангелисты делают акценты. Апостол Матфей свое Евангелие начинает с родословной Иисуса начиная от Авраама, через Давида, тем самым задавая тему исполнения во Христе обетований, данных Богом еврейскому народу. Так и в отрывке о чуде насыщения, Матфей, по сравнению с Марком, делает больший акцент на фигуре Учителя, а не учеников. Там, где Марк начинает с отправления учеников в лодке в пустынное место, отрывок в варианте Матфея начинается с отправления одного Господа в лодке в пустынное место. Пустынное место в оригинале происходит от древнегреческого ἔρημος – этим же словом описывалась пустыня, в которой проповедовал Иоанн Креститель, и в которой Иисус был искушаем 40 дней. Исходя из темы, которую я выбрал для рассмотрения у Матфея, пустыня отсылает читателя и к Ветхому Завету: в первую очередь к Моисееву Пятикнижию. Затем, в разговоре с учениками, где у Марка апостолы возражали Господу, а Он в ответ задавал им вопросы – у Матфея диалога по сути нет: Христос указывает ученикам, что им надо делать. Ну и интересно, как от выбора темы по-разному начинают открываться одни и те же детали. У Марка 12 корзин остатков напоминали скорее о 12 учениках, на которых мы делали акцент, тогда как у Матфея, с его ветхозаветным взглядом, 12 скорее знаменуют 12 колен Израиля. Так же Евангелие от Марка, делая больший акцент на ученичестве и преемственности, отсылает к ветхозаветным фигурам Илии и Елисея, тогда как у Матфея скорее вспоминается пророк Моисей.
Евангелист Лука
10 Апостолы же, вернувшись, рассказали Иисусу обо всем, что они сделали. И Он, взяв их с Собой, пошел в сторону города, называемого Вифсаида, в то место, где они могли бы быть наедине с Ним. 11 Но когда люди узнали об этом, они последовали за Ним. И Он принял их и говорил им о Царстве Божьем, а также исцелял тех, кто в этом нуждался. 12 Когда день уже клонился к вечеру, ученики, подойдя к Нему, сказали: « Просим Тебя, отпусти народ, пусть сходят в окрестные селения и усадьбы, найдут себе пищу и приют на ночь, мы-то ведь здесь в безлюдном месте». 13 «Вы дайте им есть!» — ответил Он им. Но они сказали: « Всё, что у нас есть, так это только пять хлебов и две рыбы, если, конечно, нам самим не сходить и не купить пищи для всех этих людей». 14 ( Там одних мужчин было около пяти тысяч.) Иисус же сказал Своим ученикам: «Рассадите их отдельными группами, человек по пятьдесят». 15 Они это сделали, рассадив всех. 16 Взяв пять хлебов и две рыбы, Он произнес над ними, подняв глаза к небу, благодарственную молитву, затем стал преломлять хлеб и давать ученикам, чтобы те разносили народу. И поели и насытились все; и тем, что осталось, наполнили двенадцать корзин.
(Лк. 9:10-17)
В начале своего Евангелия Лука пишет, что написал его после тщательного исследования. И правда: в его повествовании есть вещи, отсутствующие у других синоптических евангелистов. Во-первых, евангелист Лука указывает место, где произошло чудо: Вифсаида. У Марка апостолы после чуда умножения перенаправляются к Вифсаиде, но другой: на восточном берегу Галилейского озера (Вифсаида Юлия). А Лука говорит о Вифсаиде Галилейской. Иоанн Богослов в своем Евангелии напишет, что из Вифсаиды Галилейской были апостолы Петр, Андрей и Филипп. Еще замечательно, что у Марка Иисус перед чудом учит народ, у Матфея исцеляет, а у Луки Он и говорил с людьми о Царстве Божием, и исцелял нуждающихся. Это может служить одним из доводов к распространенной теории, что Евангелие от Луки было написано последним из синоптических. Еще одна интересная особенность варианта Луки заключается в структуре всего Евангелия. У Луки существует так называемый «Большой Пропуск». До чуда насыщения все 3 синоптика ведут повествование примерно параллельно, но после чуда у Луки сразу идет исповедания Петром Иисуса Христом Божиим, тогда как Марк и Матфей подводят к этому исповеданию еще в течение около 2 глав после чуда насыщения. Не вдаваясь в возможные подробности причин этого «Пропуска», сама структура подчеркивает значимость события, произошедшего близ Вифсаиды.
Филологической особенности
Перед тем, как перейти к рассмотрению описания чуда евангелистом Иоанном, я расскажу о филологической особенности описания чуда 5000 всеми 4-мя евангелистами: действия Иисуса при совершении чуда описаны практически теми же глаголами, что и Его действия во время евхаристической трапезы на Тайной Вечере. Есть некоторые нюансы, и о них я хочу поговорить:
Насыщение 5000 | Тайная вечеря |
Мф 14:19 И велел народу возлечь на траву и, взяв (λαβὼν) пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил (εὐλόγησεν) и, преломив (κλάσας), дал (ἔδωκεν) хлебы ученикам, а ученики народу. | Мф 26:26 И когда они ели, Иисус взял (λαβὼν) хлеб и, благословив (εὐλογήσας), преломил (ἔκλασεν) и, раздавая (δοὺς) ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. |
Мк 6:41 Он взял (λαβὼν) пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил (εὐλόγησεν) и преломил (κατέκλασεν) хлебы и дал (ἐδίδου) ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех. | Мк 14:22 И когда они ели, Иисус, взяв (λαβὼν) хлеб, благословил (εὐλογήσας), преломил (ἔκλασεν), дал (ἔδωκεν) им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. |
Лк 9:16 Он же, взяв ( Λαβὼν) пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил (εὐλόγησεν) их, преломил (κατέκλασεν) и дал (ἐδίδου) ученикам, чтобы раздать народу. | Лк 22:19 И, взяв (λαβὼν) хлеб и благодарив (εὐχαριστήσας), преломил (ἔκλασεν) и подал (ἔδωκεν) им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. |
Ин 6:11 Иисус, взяв (Ἔλαβεν) хлебы и воздав благодарение (εὐχαριστήσας), роздал (διέδωκεν) ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел. | У Иоанна на Тайной Вечере не описана евхаристическая трапеза |
Глагол λαμβάνω (lambanó) переводится — взять, получать. У синоптиков как в чуде насыщения, так и на Тайной Вечере действие принятия хлеба Иисусом обозначается аористным причастием λαβὼν. Тогда как Иоанн в описании чуда насыщения использует аорист 3-его лица единственного числа. Евхаристичекая трапеза у Иоанна не описана – к этому вернемся при рассмотрении его Евангелия
Чудо насыщения 5000 | Тайная Вечеря | |
Мф | λαβὼν | λαβὼν |
Мк | λαβὼν | λαβὼν |
Лк | λαβὼν | λαβὼν |
Ин | Ἔλαβεν |
Благословение и благодарение описываются двумя глаголами, как и в русском языке:
- εὐλογέω (eulogeó) – хорошо говорить о ком-то, о чем-то, благословлять, хвалить – подразумевает вербальное благословение
- εὐχαριστέω (eucharisteó) – быть благодарным, благодарить – глагол, который в большей степени, чем εὐλογέω подразумевает действия, а не слова
Чудо насыщения 5000 | Тайная Вечеря | |
Мф | εὐλόγησεν | εὐλογήσας |
Мк | εὐλόγησεν | εὐλογήσας |
Лк | εὐλόγησεν | εὐχαριστήσας |
Ин | εὐχαριστήσας |
Благословение εὐλογέω используют 3 синоптика в чуде насыщения, тогда как на Тайной Вечере этот глагол используют только Матфей и Марк.
Лука, описывая трапезу Тайной Вечери, говорит о благодарении: eucharisteó. Подобно тому, как Лука, более полно, чем Марк и Матфей, описывает исцеление и учение народа, так и тут Лука как будто идет дальше: он ближе к Евангелию от Иоанна, которое было написано последним. Это может быть еще одним доводом в пользу того, что Лука свое Евангелие написал после Матфея и Марка.
Глагол κλάω (klaó) — ломать, разламывать, преломлять.
Чудо насыщения 5000 | Тайная Вечеря | |
Мф | κλάσας | ἔκλασεν |
Мк | κατέκλασεν | ἔκλασεν |
Лк | κατέκλασεν | ἔκλασεν |
Ин | — | — |
Марк, Матфей и Лука используют одну и ту же форму слова, как в преломлении хлеба в чуде насыщения, так и в преломлении Иисусом хлеба на Тайной Вечере. Иоанн в чуде насыщения вообще не упоминает о преломлении хлеба. Но это не обязательно говорит о том, что преломления не было. Отсутствие глагола не исключает отсутствие самого действия: глагол мог быть опущен для краткости.
Глагол δίδωμι (didómi) – давать.
Чудо насыщения 5000 | Тайная Вечеря | |
Мф | ἔδωκεν | δοὺς |
Мк | ἐδίδου | ἔδωκεν |
Лк | ἐδίδου | ἔδωκεν |
Ин | διέδωκεν | — |
Синоптики во всех шести случаях используют разные формы одного слова δίδωμι (давать) тогда как Иоанн использует более сложную форму глагола: распределять, а не давать. Если у синоптиков слово обозначает действие, направленное к одному человеку, то у Иоанна он используется в смысле раздавать многим, распределять среди многих.
Евангелист Иоанн
1 После того Иисус отправился на другую сторону Галилейского ( по-другому — Тивериадского) моря. 2 За Ним следовала большая толпа: люди видели чудеса, совершаемые Им при исцелении больных. 3 Иисус поднялся на гору и сел там с учениками Своими. 4 Приближалась Пасха, праздник иудейский. 5 Оглядевшись и увидев, что к Нему приближается большая толпа, Иисус спросил Филиппа: «Где бы купить хлеба, чтобы накормить их?» 6 Сам-то Он знал уже, что сделает, а спросил для того, чтобы испытать ученика. 7 «Не хватит и двухсот денариев, чтобы каждому хоть немного хлеба досталось», — отвечал Филипп. 8 Тогда Андрей — один из учеников, брат Симона Петра, — сказал Иисусу: 9 «Есть здесь у одного мальчика в толпе пять небольших ячменных хлебов и две рыбки. Но что это на такую толпу?» 10 «Пусть все сядут!» — сказал Иисус. Там было много травы, и люди (среди них только мужчин было тысяч пять) расположились на ней. 11 Тогда Иисус взял хлебы и, возблагодарив Бога, дал тем, кто расположился на траве. То же сделал Он и с рыбой, и ели все, сколько хотели. 12 Когда люди насытились, Иисус сказал ученикам: «Соберите оставшееся, чтобы ничто не пропало!» 13 Те собрали всё, что осталось несъеденным от пяти наломанных ячменных хлебов, и наполнили этим целых двенадцать корзин. 14 Увидев, какое чудо сотворил Иисус, люди стали говорить: «Воистину Он и есть тот Пророк, о Котором говорится, что должно прийти Ему в мир». 15 Иисус понял, что они хотели бы завладеть Им, чтобы провозгласить Его своим царем, и снова ушел один на гору.
(Ин. 6:1-15)
Ну и в заключение об Евангелии от Иоанна. Почему любимый ученик не поместил описание евхаристической трапезы на Тайной Вечери? Возможно все, что он хотел сказать об этом, он сказал в 6 главе своего Евангелия, где описано чудо насыщения 5000. В 4 стихе сообщается, что насыщение произошло перед праздником Пасхи. Тайная вечера тоже была перед Пасхой – она и была пасхальной трапезой. А после описания чуда, в 6 главе, описан разговор Христа с иудеями о крови и плоти Сына Человеческого, без которых человек не будет иметь в себе жизни. После чего, в конце главы, происходит исповедание Петра. Именно Иоанн, который сообщает, что апостолы Петр, Андрей и Филипп, происходили из Галилейской Вифсаиды, во время разговора сообщает имена апостолов, с которыми общался Христос: с Филиппом и Андреем. И только Иоанн среди четырех евангелистов уточняет, что хлебы, которыми был насыщен народ, были ячменными, как и в чуде Елисея в 4 книге Царств
Еще можно долго говорить о разных рифмах и взаимодействиях четырех воспоминаний о чуде насыщения. Например у Марка и Луки Иисус велит ученикам рассадить народ, а у Матфея и Иоанна Спаситель напрямую обращается к собравшемуся народу. Но на сегодня это все, о чем я хотел рассказать. Насыщение 5000 – единственное чудо, описанное во всех четырех Евангелиях. И все Евангелисты, в большей степени Лука и Иоанн подчеркивают важность чуда насыщения в контексте всей благой вести. Если попробовать кратко сформулировать значимость чуда, то я бы сказал, что Сын Божий пришел, чтобы насытить людей всем необходимым: исцелением, учением, хлебом… Но в первую очередь Господь пришел, чтобы подарить нам Себя. Именно подарить, о чем предупреждает последний стих описания чуда у евангелиста Иоанна: когда люди захотели присвоить себе то, что Господь принес в дар, Иисус ушел от них один на гору.
Благодарю ректора библейского колледжа «Наследие» Владимира Сергеевича Стрелова за руководство, замечания и ценные комментарии. Также отдельная благодарность прихожанину храма свв. Космы и Дамиана Филиппу Колесникову за консультацию при подготовке доклада.