Тем более трудно мне было после прочтения его статьи «Молитвослов и его мальчик».
В ней Володя поднимает как минимум две важные темы, за которые мы все должны быть ему благодарны: вопрос о том, как образ нашей молитвы влияет на веру и жизнь, и вопрос о том, как обстоят дела с сексуальностью в Русской Православной Церкви. Моя супруга Анна настаивает на том, что абзац про поиск Бога, который завершает этот текст, также очень важен и хорош.
Спорный способ поднятия важных вопросов
Но способ, которым эти темы раскрываются, мне показался весьма спорным, как и некоторые причинно-следственные связи, на которых настаивает автор.
Прежде всего, я спрашиваю себя, что будет, если эту статью прочтет человек, не определившийся в отношении православного христианства — например, из благотворительного сообщества, где сейчас внимательно слушают Берхина. Сумеет ли он увидеть сквозь эту статью призыв искать Бога? Или же, не дочитав до конца, из основной части статьи он сделает вывод, что не надо жить церковной жизнью, если не хочешь стать невротиком?
А ведь статья появляется не в вакууме. Многие мои знакомые, люди с хорошим образованием, от которых зависит будущее нашей страны, не читают официальных хроник и парадных отчетов, а сидят в фейсбуке и читают популярных блогеров. И значит, уже знают массу негативного про реалии церковной жизни.
Я думаю, самой актуальной проблемой для Церкви сейчас является вовсе не секс, а именно уныние, которое поражает многих людей с обостренной чувствительностью ко всякой неправде. Но уныние от внешних обстоятельств пережить можно. Однако «по Берхину» оказывается, что и внутри все плохо: если человек будет следовать образу традиционного благочестия, он может прийти к полному краху, стать невротиком, пополнить ряды толстых глупых дяденек, агитирующих за креационизм и против абортов.
Все в семье
Читая протестантскую литературу по душепопечению подростков, я обнаружил, что излишняя озабоченность сексуальными грехами присуща и многим молодым протестантам, которые не используют никакого молитвослова.
Более того, Фрейд в свое время наблюдал, что у разных людей, далеко не всегда религиозных, обнаруживаются проблемы в отношении к своей сексуальности. Я лично знаю людей, для которых не существовало понятия грех, потому что они росли в нерелигиозных семьях. Но то, что мы называем сексуальными грехами, они воспринимали как что-то неестественное для себя, пачкающее. Похоже, что для некоторых людей ощущение чистоты-нечистоты в каком-то смысле первичнее богословского осмысления этого в терминах греховности. В психоанализе пришли к заключению, что на развитие неврозов семья влияет гораздо сильнее, чем окружающая среда, хотя, конечно, влияет не только семья.
Но лирический герой Берхина начинает читать молитвослов в раннем подростковом возрасте, и потом, обнаруживая у себя проблемы, решает, что во всем виноват молитвослов. На самом деле он совершает обычную логическую ошибку: post hoc ergo propter hoc — раз после этого, следовательно, по причине этого. Володя, ты же изучал методы исследования каузальных связей в психологии, как же можно было так легко все забыть?
Личный опыт молитвы по молитвослову
Я хотел бы заступиться за бедный молитвослов, который сделали во всем виноватым.
По моему опыту (я стал верующим в семнадцать лет), молитва, в том числе и по молитвослову, как раз помогает выйти за пределы себя, перевернуть страницу с прошлым. После молитвы я могу посмотреть на себя-вчерашнего и порадоваться, что сегодня я уже другой. Более тонко и проницательно это описано в монографии Ф. Е. Василюка «Переживание и молитва» — как раз на материалах молитв и даже акафистов. Не все молитвы мне были равно близки. Например, молитву св. Иоанна Дамаскина я долгое время не понимал, она не была моей. И перечисление грехов в конце вечернего правила никак не отзывалось порой, я дополнял его личным размышлением в конце дня, которое содержало и благодарение Богу, не только покаяние. Оно приведено в Следованной Псалтири и вошло в молитвослов на Предании.
Но в целом у меня после молитвы, если действительно вложить в нее себя, есть ощущение правды, полноты, услышанности Богом, появляется и уверенность в любви Божией, в том, что Он не отступится, даже если мы оступаемся, и будет действовать в нас, Духом Своим очищая и исправляя то, что не соответствует Его воле.
Сейчас я далеко не всегда молюсь по молитвослову. Некоторое время я читал последования Вечерни и Утрени. Молитвы, приведенные там, позволяют вообще не смотреть на себя, а смотреть только на Бога, больше благодарить и славить, чем просить и каяться. Особенно так хорошо молиться вместе. Мне близка и молитва псалмами, или просто чтение Св. Писания с последующим размышлением и воспоминанием дорогих мне людей, молитва своими словами. А иногда, увы, суета заедает, «задвигаю» молитву, и вот тогда чувство, что что-то важное потерял, что живу поверхностно, пусто, — и молитвослов помогает вернуться в ритм.
Чувство вины, о котором пишет Володя, тоже было и бывает, но от молитвослова ли оно? Скорее, оно является препятствием для любой молитвы, — но и оно никогда не перерастало в безнадежность, — ведь есть Исповедь, которая возвращает все то, о чем я писал выше. Надо только захотеть вернуться к Отцу. Это мой опыт.
Два года назад мы с Дмитрием Иваниным, преподавателем нашего Колледжа, вели в молодежном лагере семинар о молитве, и, мне не дадут соврать, мы много открыли в текстах молитвослова – даже в предначинательных молитвах, — того, что до сих пор питает молитву.
Я думаю, наша Церковь выиграла бы, если в предисловиях ко всем официально издаваемым молитвословам появились современные внятные разъяснения по образцу тех, как пытался это делать свт. Феофан Затворник, что молитва может быть очень разнообразной, а приводимые молитвы и даже форма молитвы по правилу – только варианты, образцы.
Разговор о взаимоотношениях полов в Церкви
Спасибо, между тем, Володе, за постановку второй проблемы – как говорят о сексуальности, взаимоотношении полов в Православной Церкви. Может быть, я что-то пропустил, но к сожалению, я знаю очень мало православной современной литературы, которая бы внятно и доступно для подростков раскрывала бы учение Церкви об этом. Я говорю не о запретах (об этом многие говорят, но на одних запретах жизни не построишь), а именно о том, зачем Господь дал нам этот сложный дар – сексуальность, что значит быть молодым человеком или девушкой в замысле Божием, что такое счастливый брак простых мирян.
Ответы на эти вопросы раньше люди получали в семье, но сегодня семьи наших родителей не всегда являются образцовыми. Сам я искал ответы в Библии и в протестантской, католической литературе, смотрел на опыт своих духовных наставников, своих друзей, мне был важен опыт тех, кто вырос в полноценной семье двух любящих друг друга супругов. Сейчас мы с супругой участвуем в семейных встречах, где пары разного возраста собираются вместе, чтобы читать Св. Писание и изучать вопросы, специально относящиеся к семейной жизни верующих, вместе отдыхать. Нам было важно, чтобы это была не голая популярная психология, не просто досуг, а именно переосмысление всего в русле жизни в Церкви. К счастью, нам повезло, что мы нашли такие встречи в Москве. А как быть тем, кто в одном из самых важных вопросов – созидании супружеского союза мужа и жены, семьи как малой Церкви – находится в одиночестве?
В этом вопросе не нужно ждать, когда выйдет циркуляр о создании подобных групп сверху – ответственность за Церковь несем все мы. Любые семьи, еще до того, как они станут проблемными, можно знакомить между собой, предлагать общаться — обсуждать темы, касающиеся супружеской жизни, воспитания детей, совместного решения спорных вопросов (финансы, отдых и пр.) Когда-то новшеством были Евангельские кружки. Сегодня пришло время переосмыслить подход к подготовке молодых семей к браку, к поддержке молодых семей.
Готовы ли мы искать Бога?
А вот за что моей супруге Ане очень полюбилась статья Володи – так это за слова: «Понимаете, Бога надо искать, Бога. Услышать Его, встретить, полюбить, научиться от Него. И всё приложится».
Дискуссия, развернувшаяся вокруг статьи Володи – это как раз пробный камень, хотим ли мы для начала услышать Бога. Одни превозносят статью, как некоторое новое слово на злободневную тему, как смелую критику того, о чем никто не решался сказать. Другие столь же рьяно ругают статью и автора, считая, что они расшатывает веру.
Я долго не решался писать, потому что ничего не понимал. Сейчас я знаю: Бог хочет, чтобы каждый из нас услышал Володю с его болью, проблемами, и помолился за него.
Христос также хочет, чтобы мы не делали вид, что все вопросы в Церкви уже решены предыдущими поколениями. Нет, они не решены, и именно от нас требуется поиск, от нас требуется изучение Его Слова, Его жизни, того, как Бог действовал в прославленных святых – и того, как Он продолжает действовать в нас самих. И вот за такую постановку вопроса – о нашей жизни, не о чьей-то еще, лакированной, — а о нашей, далеко не глянцевой, — еще раз спасибо Володе.
В. Стрелов
Автор — ректор Колледжа “Наследие”,
в прошлом — главный редактор архива “Предания”