Сегодня мы будем читать о событиях Страстной Седмицы в изложении евангелиста Марка. Советую прочесть эти строки не в суете, вглядеться в лик Иисуса на замечательной иконе Ирины Зарон, побыть с этим.
11:1 Когда приблизились к Иерусалиму, к Виффагии и Вифании, к горе Елеонской, [Иисус] посылает двух из учеников Своих
2 и говорит им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите.
3 И если кто скажет вам: что вы это делаете? — отвечайте, что он надобен Господу; и тотчас пошлет его сюда.
4 Они пошли, и нашли молодого осла, привязанного у ворот на улице, и отвязали его.
5 И некоторые из стоявших там говорили им: что делаете? [зачем] отвязываете осленка?
6 Они отвечали им, как повелел Иисус; и те отпустили их.
7 И привели осленка к Иисусу, и возложили на него одежды свои; [Иисус] сел на него.
8 Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге.
9 И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне!
10 благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних!
11 И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев все, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.
Осленок, не конь, — это знак мирного Мессии. Интересно, что у Иисуса не было даже осленка, но в нужное время он находится.
Вход Господень в Иерусалим — праздник и радостный, и грустный. Паломники радуются, ожидая скорого пришествия Царства Мессии. Но сегодня люди приветствуют Иисуса, а завтра большинство вернется к своим делам, кто-то присоединится к толпе насмешников, и лишь немногие сохранят верность.
12 На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал;
13 и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было [собирания] смокв.
14 И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его.
15 Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул;
16 и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.
17 И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.
Этим действием Иисус окончательно настроил против себя религиозных лидеров. Можно, конечно, сказать, что сегодня этот отрывок относится только к настоятелям храмов, епископам.
Но ведь здесь и вопрос о том, чем я занимаюсь в храме, сохраняю ли благоговение, помогает ли мое присутствие молитве других людей. А если вспомнить, что мы сами — храм Духа…
18 Услышали [это] книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его.
19 Когда же стало поздно, Он вышел вон из города.
20 Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.
21 И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.
22 Иисус, отвечая, говорит им:
23 имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет.
24 Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам.
Иисус использует смоковницу как «пророческое действие» — что со смоковницей, то будет и с народом, не приносящим своих плодов.
А дальше идет поучение о молитве с верой. И здесь вопрос. Если о материальных благах заботится Отец, то о чем просить?
Мы можем просить о помощи и благословении в наших делах, о других людях, о себе самих. Заметим: часто наша молитва больше негативна (прости…избавь меня от…), тогда как Иисус предлагает нам подумать о том, что положительного мы можем получить от Бога.
Если у вас трудности с положительным формулированием просьб, вы можете читать Блаженства, Отче наш, и задумываться над каждой строчкой, размышлять о том, каких плодов Духа (Гал. 5:22-23) больше всего не хватает. Что вам подсказывает молитвослов, Писание, ектиньи?
25 И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши.
26 Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших.
Ответ на молитву связан с прощением. Непрощение перекрывает кислород молитвы. Если для вас трудно прощать, есть преткновения, приглашаю вас посмотреть или прочесть популярную лекцию об этом.
27 Пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины
28 и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?
29 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; [тогда] и Я скажу вам, какою властью это делаю.
30 Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне.
31 Они рассуждали между собою: если скажем: с небес, — то Он скажет: почему же вы не поверили ему?
32 а сказать: от человеков — боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк.
33 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.
С первого взгляда Иисус не хочет отвечать, и потому в свою очередь задает неудобный вопрос. Но на самом деле, если бы фарисеи ответили на вопрос Иисуса честно, они бы получили ответ на свой вопрос. Бывают ли у вас ситуации, когда вы чувствуете, что вопрос задан с недобрыми намерениями, и ответить на него прямо — подставить себя под огонь несправедливой критики. Как вы тогда поступаете?
12:1 И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.
2 И послал в свое время к виноградарям слугу — принять от виноградарей плодов из виноградника.
3 Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем.
4 Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем.
5 И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.
6 Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего.
7 Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше.
8 И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника.
9 Что же сделает хозяин виноградника? — Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.
10 Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла;
11 это от Господа, и есть дивно в очах наших.
12 И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.
Фактически, это прямое предупреждение иудейским вождям, которое сбылось с поразительной точностью. Хочется сказать, что это о «них» — о начальниках иудейских. Ну или о некоторых современных церковных или государственных деятелях, которые распоряжаются жизнями людей, вместо того, чтобы им служить. Сегодня благодаря публичности мы знаем много примеров такой неприглядной правды.
И к этому невозможно относиться безразлично. Но можно просто критиковать власти, а можно на своем месте делать то, что мы можем. Праведников, страдальцев нужно поддерживать, как поддерживали Иеремию Ахикам и Авдемелех (Иер. 26:24, 38:7).
Но на другом уровне это о моем отношении ко Христу. Насколько Он для меня — главный? Вот в эту минуту, в этой ситуации я Ему дал слово, послушался Его, принес Ему требуемый плод веры, — или действовал по своим животным инстинктам?
13 И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове.
14 Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать?
15 Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его.
16 Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы.
17 Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему.
Христос не призывает к восстанию против власти, но полагает ей пределы. Интересно, что государство в конечном итоге получает свое, а вот с Богом все гораздо свободнее, и потому сложнее. Как же научиться ответственности в отношениях с Богом, и в чем она для меня?
18 Потом пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его, говоря:
19 Учитель! Моисей написал нам: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему.
20 Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей.
21 Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; также и третий.
22 Брали ее [за себя] семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена.
23 Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели ее женою?
24 Иисус сказал им в ответ: этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией?
25 Ибо, когда из мертвых воскреснут, [тогда] не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах.
26 А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?
27 [Бог] не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь.
Идея о воскресении разделила саддукеев и фарисеев. Первые в нее не верили и старались в этой жизни успеть добиться максимума, вторым вера в воскресение служила поводом к тому, чтобы вести более трезвенную жизнь (не будем говорить о перегибах, в целом). А в моем восприятии жизни что меняется от того, что я верю в Воскресение? (только честно)
28 Один из книжников, слыша их прения и видя, что [Иисус] хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей?
29 Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый;
30 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь!
31 Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.
32 Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его;
33 и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв.
34 Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его.
Если этим жить, вся жизнь переменится.
35 Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов?
36 Ибо сам Давид сказал Духом Святым: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.
37 Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему? И множество народа слушало Его с услаждением.
Меня утешают эти слова про услаждение. Значит, не обязательно всегда искать в Слове вопросов к себе, руководства к действию, можно просто побыть с тем, «как же хорошо!»
38 И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и [принимать] приветствия в народных собраниях,
39 сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом [месте] на пиршествах, —
40 сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение.
Что произошло с пониманием слов Иисуса, что Церковь фактически воспроизвела этот феномен иудейства? У нас тоже появились особые одежды, приветствия, впечатляющие своей длительностью службы…
Но многое в отношении зависит от самих мирян. Я был в кафедральном соборе Лондона уже после смерти митрополита Антония Сурожского, и меня неприятно поразило, какой стенд сделали новые прихожане к юбилею нового владыки. Если известные фотографии владыки Антония подчеркивают его простоту в общении с клириками, прихожанами и их достоинство как равных личностей, здесь были запечатлены моменты, отражающие раболепное отношение новой паствы к новому архипастырю. А ведь новый владыка, по отзывам, неплохой человек, вовсе не требующий к себе такого отношения. Кто же был инициатором такого стенда, кто транслирует это отношение?
Расплата за незнание Писаний может быть жестокой: когда глаза открываются не Евангелием, а суровой правдой жизни, некоторых это ведет к крушению в вере.
41 И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много.
42 Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант.
43 Подозвав учеников Своих, [Иисус] сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу,
44 ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое.
Замечательная вдова. Неизвестно, что она знала о современной ей церковной действительности. Она просто верила Богу и как могла благодарила Его — всеми силами своими.
***
Сегодняшние две главы охватывают последние дни Иисуса перед Распятием, во многом именно события этих дней спровоцировали Его смерть. Нам и сегодня может быть неудобно от прозвучавших слов, хочется сказать, что это не про нас, а про «них», и не надо вчитывать сегодняшнюю историю в Евангельский текст.
Но давайте просто будем честными. И если вы видите, что что-то изменилось, давайте за это благодарить. А если нет, пусть это станет поводом задуматься, что же здесь можно изменить.
Думаю, Господь действует в жизни и католиков, и протестантов, как и в нашей. Он видит сердце человека, отвечает искренне ищущим Его, Своей силой меняет их жизнь.
«Господи, даруй мне любить Тебя всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью! »
Мне этого очень не хватает…
Открыл для себя стих, которого раньше вообще не замечал: исповедание книжника в 32-34 стихе!
Очень ободряющий пример книжника, радующегося о Господе. Как раз подходит всем студентам и слушателям Библейского Колледжа.))
:))
Так интересно, простой ослик, листья люди ломают, одежды положили. Можно пройти мимо, подумав, что это какие-то странные люди что-то странное делают, а можно увидеть вход Господень в Иерусалим и прославить Бога. Как Рождество Христа в хлеву, так и вход в Иерусалим и вся жизнь Его. Мне кажется, очень легко можно пройти мимо всего этого, не заметить, если быть слишком озабоченным чем-то своим.
Стихи 23-24, главы 1 , будто они про исполнение вообще любых желаний, как-то не очень понятно, зачем мне, например, горы переставлять… Что просить — это хороший вопрос. Интересно было прочитать рецензию на книгу Паркера о молитве. Получается, нужно еще поработать, чтобы понять, что именно просить. Было бы здорово в такой группе поработать.
И стихи 29-30 главы 2 меня обличают. Хочу ли я так и что для меня это будет значить?
Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — святое имя Его…
Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои…
обновляется, подобно орлу, юность твоя.(Пс. 102)
Эти слова мне помогают уйти от самоосуждения. Что потерял — Господь возвращает, и не раз, когда покаяние полное.
А вообще, при чтении твоего комментария, вспоминается книжник, который из доброго сокровища выносит доброе 🙂
Спасибо огромное за ваш труд!!! Помощи Божией!!!
Очень странно было причитать такие слова: «Что произошло с пониманием слов Иисуса, что Церковь фактически воспроизвела этот феномен иудейства?» И далее в письме про длинные службы, особые одежды и приветствия. Это же естественно, что везде должны быть свои отличия. Храм должен отличаться от простого дома, одежда священников от одежды мирян, приветствия специальные тоже должны быть. Не представляю, если бы все было одинаково, то что бы это было такое? В каждой сфере уместно свое. Христос говорит, думаю, о том, когда это все только внешнее и показное, когда люди любят это отличие от других и гордятся им. это Он осуждает, мне кажется. А не вообще длинные одежды и т. п. А длинные службы составляли монахи и многие из них — святые. Они тоже фарисеи? И при чем тут продолжительность службы? Христос ведь говорит о том, когда напоказ долго молятся. В этом весь смысл, а в том, что просто нельзя долго молиться. А как же Великий покаянный канон и все прочее? Все это плохо и все убрать? Очень странно такое читать. Простите, может я не так Вас поняла. И, если резко, простите.
Екатерина, вы совершенно правы в том, что Иисус призывал остерегаться лицемерия.
Но точно также Он говорил, что придет время другого поклонения, в Духе и истине.
Апостолы не выделялись среди других людей ничем, кроме своего благочестия.
Служили они где придется.
Себя они ставили на последнее место, и послания свои начинали — сначала народу Божию, потом уже служителям.
Первые монахи служили скромно, считали, что служба должна состоять из псалмов, и чередоваться с ручным трудом, чтобы обеспечивать не только себя, но и бедных.
Никто не призывает что-то отменять. Но переосмыслить свое отношение к этому было бы неплохо.
Вы просто не были в алтаре, и не понимаете, какое значение некоторые хорошие в целом люди придают облачениям, соблюдению видимости устава (видимости — потому что нигде в городах полноценно не служат, но форму держат), протоколу (это специальный такой термин — церковный протокол, даже учебники есть), драгоценному убранству храма.
И главное заменяется второстепенным. О подробностях умолчу.
Эта опасность всем грозит, и мне тоже, поэтому — «остерегайтесь».
В дальнейшем же давайте в рассуждениях не будем опираться на то, что «естественно». Естественно для падшего человека воспроизводить языческую религиозность.
А в этом блоге естественно проверять все Словом Божиим и фактами истории.
Мир вам.
Никак не могу понять 14стих в 11гл. не ложится он у меня на сердце. Почему же Христос не даёт шанса, почему сразу «да не будет вовек»? Хочу разобраться , но как-то не очень получается. Ну вот он «взалкал» в 12ст, что значит взалкал? -Проголодался ? Испытал нужду в чем-то? Почувствовал , что нужно увидеть не пришло ли время для отчёта(плода) ? Так не время было ещё, там же сказано. Ну хорошо нет плода, так может дать время, он же долготерпеливый, почему сразу вовек ? -значит никогда? Может быть когда приходит Христос и не видит моего плода это подтверждение отказа от его водительства моей жизнью? Но я понимаю ,что без Христа не знаю куда идти? Господи дай мне шанс каждый день вверять себя тебе. И дальше закольцовывая этот эпизод со смоковницей с 20ст по 24ст — иметь веру , чтобы мы могли также поступить, или это как пример , на что способна вера?
Александр, случай со смоковницей — пророческое действие.
Народ совершенно глух к Слову Божию. Зелотам кажется, что Бог за них в предстоящей схватке с Римом. Люди опьянены собственными мечтами, и совершенно не понимают ситуации.
И вдруг — засохшее дерево.
«Тебе жаль дерева? Значит, это действие достигло цели, ты, наконец, услышал, проснулся! Пожалейте же себя, народ, с которым произойдет гораздо более ужасное (в пленном Иерусалиме были случаи каннибализма, а что делали римляне с иудеями, лучше не описывать), не доводи ситуацию до точки невозврата!» — как бы хочет сказать своим слушателям Иисус.
«1 Когда приблизились к Иерусалиму, к Виффагии и Вифании, к горе Елеонской, [Иисус] посылает двух из учеников Своих
2 и говорит им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите.»
Меня «зацепил» этот момент и не могу получить понимания. Господь повелел взять чужое (осленка) , но при этом это была Его воля. Ученики безропотно исполняют , а некоторых стоявших вполне убеждают слова о повелении Иисуса.(Кто бы мне поверил если б я садясь в чужой Мерседес, сказал что Некто заинтересован в этом) А если вспомнить сколько преступлений совершалось под прикрытием имени Бога.(те же крестовые походы), а сколько послаблений мы сами себе даем, выполняя какую-либо заповедь. Скажем ближний мой не имеющий достатка решил выполнить небольшой ремонт в квартире , а средств на элементарную краску нет, а мне помочь ему хочется. А на работе у меня про эту краску все давно забыли и лежит она себе на складе и законно ее никто не даст, только у меня есть возможность взять ее незаметно. Вот и вопрос мой: «Можно ли исполняя волю Божию нарушать заповедь Его, и не может ли это служить основанием оправдывать искушения и преступления?
Юрий,
Иисус берет осленка в Вифании. Там его знают и любят как Учителя, и понимают, что это — на время, не навсегда. И ученикам дают осленка — они его не похищают, все открыто. Возможно, что Иисус и заранее договорился об этом — текст не дает однозначности, чудо ли это.
Не надо делать из этого далеко идущих выводов!
В этот раз сильно задели слова про бедную вдову. Богатые клали много, но, возможно, ничего и не отдавали при этом, оставались привязаны к своему богатству. Бедная вдова отдала всё пропитание своё — это как растождествиться со всем что имеешь, к чему привязан, чем скован, чем силён, чем богат. И что тогда останется? Подумалось: останется хлеб насущный. Останется Христос. А он даёт пропитание не только телу, чтобы выжить здесь. Даёт намного больше: чтобы во мне родилось что-то подлинное. Если не привязан к земному богатству, то открыт для сокровищ небесных. У меня перед глазами Иисус и сокровищница, и вот Он смотрит на меня, что положу туда я, что отдам?