Предпоследние главы Евангелия от Марка. Благодарю тех, кто откликается в комментариях, это важно — видеть, что мы вместе думаем.
13:1 И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!
2 Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне.
Храм — святыня, его разрушение — трагедия, но ученики не могли воспрепятствовать этому разрушению. Однако они могли к этому подготовиться.
Если бы мы знали, что в пределах одного поколения повторится 1917 год, о чем бы мы заботились? Как бы изменились акценты в деятельности Церкви?
3 И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей:
4 скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда все сие должно совершиться?
Большинство описанных далее событий относятся к 70 году, но это и вообще о трудных временах для христиан.
5 Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,
6 ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят.
Иисус начинает именно с этого: будут лжемессии, лжеспасители. И здесь требуется искусство распознавания, кто перед нами. Как понять, что перед вами человек Божий, а не самозванец? Для этого мы и читаем, изучаем Писание — научиться искусству такого различения.
7 Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит [сему] быть, — но [это] еще не конец.
8 Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это — начало болезней.
9 Но вы смотрите за собою, ибо вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними.
10 И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие.
11 Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый.
Иисус предсказывает будущему миру воины и катаклизмы. Мы живем в России без войны, благодарим ли за это? А то, что нет явных массовых гонений, — нас расслабляет, или собирает? Или гонения все-таки есть, просто касаются они не всех?
Меж тем, разделение из-за веры может стать очень болезненным:
12 Предаст же брат брата на смерть, и отец — детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их.
13 И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.
Мне кажется, это ключевое, что хочет донести Иисус — «претерпевший до конца спасется». Наш мир — тоже в муках рождения (ст.8), в нем так же может быть трудно, но есть надежда.
14 Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, — читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
15 а кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи взять что-нибудь из дома своего;
16 и кто на поле, не обращайся назад взять одежду свою.
17 Горе беременным и питающим сосцами в те дни.
18 Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою.
19 Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет.
20 И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни.
Все эти предупреждения позволили христианам бежать из осажденного Иерусалима накануне его взятия римскими войсками в 70 г.
21 Тогда, если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там, — не верьте.
22 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.
Снова слова о прельстителях. Лжемессии и лжепророки, претендующие на Откровение, как сделать всех счастливыми, спасти человечество. Старцы и проповедники, «честные политики», гуру бизнеса, эксперты-психологи… Люди, претендующие на особое знание, чуть ли не Откровение.
Но ведь мы и сами можем возвести их на такой пьедестал, даже без их желания…
23 Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам все.
24 Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего,
25 и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются.
26 Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою.
27 И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба.
28 От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето.
29 Так и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко, при дверях.
30 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет.
31 Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
Сбылось, но не все. Марк соединил вместе два повествования (1-23 и 24-27 — Лука их четче разъединяет). Но для чего мне эта глава сейчас? Мне кажется, оставшиеся стихи — это как раз ответ.
32 О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец.
33 Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время.
34 Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать.
35 Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру;
36 чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими.
37 А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте.
Прочтите текст о бодрствовании из Лексикона духовной жизни Энцо Бьянки. Если захотите, определите области «бодрствования» для себя и обсудите с близким духовно человеком.
14:1 Через два дня [надлежало] быть [празднику] Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить;
2 но говорили: [только] не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе.
Читая Страстные Евангелия, не обязательно «думать», ставить вопросы, как это относится к нам. Если мы будем сопереживать нашему Господу, этого уже будет достаточно. Если вы поймете, что мои размышления вам мешают, отложите их, читайте только Евангельский текст.
3 И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, — пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову.
4 Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира?
5 Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее.
6 Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня.
7 Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете.
8 Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению.
9 Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала.
Сегодняшняя цивилизация построена на том, чтобы делать только разумное и полезное. Но вера и любовь иногда побуждает людей на странные, но прекрасные поступки.
Что бы вы могли сделать для Господа? Что бы вы могли сделать для тех, кто с вами рядом, и кого вы очень любите?
10 И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им.
11 Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребренники. И он искал, как бы в удобное время предать Его.
Пережить случай вражды сложно, а насколько труднее предательство изнутри близкого круга, без вины? Пытаюсь понять Иуду — и не понимаю. Может, и не нужно пытаться понять…
12 В первый день опресноков, когда заколали пасхального [агнца], говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим.
13 И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним
14 и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?
15 И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам.
16 И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху.
Даже перед лицом смерти Иисус не оставляет повседневных обязанностей руководителя, наставника, учителя — позаботиться о праздновании.
17 Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью.
18 И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня.
19 Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли?
20 Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо.
21 Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться.
Обличение ненапрямую, свидетельствующее о великом уважении к достоинству любого человека со стороны Иисуса: если бы Иуда покаялся, никто и никогда не узнал бы о его искушении.
22 И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое.
23 И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все.
24 И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая.
25 Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием.
26 И, воспев, пошли на гору Елеонскую.
Причащаясь, я каждый раз обновляю Завет с Богом…? Хотел поставить точку, но правильнее — знак вопроса.
27 И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы.
28 По воскресении же Моем, Я предваряю вас в Галилее.
29 Петр сказал Ему: если и все соблазнятся, но не я.
30 И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня.
31 Но он еще с большим усилием говорил: хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. То же и все говорили.
Ни Петр, ни другие ученики, ни мы не знаем своих сил. Может, этот отрывок оставлен и в утешение?
32 Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь.
33 И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать.
34 И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте.
Иисусу нужна поддержка, и Он не стесняется просить о ней. Только Марк рисует нам агонию Иисуса с такими ужасающими подробностями, последующие евангелисты немного смягчают, не в силах писать о Богочеловеке такого…
35 И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей;
36 и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты.
Здесь видна вся глубина человечности Иисуса, но одновременно вся глубина Его любви к Отцу и человечеству. Он страшится смерти, она для Него противоестественна, — но Он выбирает быть послушным, принять страдания — ради людей.
37 Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час?
38 Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.
39 И, опять отойдя, молился, сказав то же слово.
40 И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать.
41 И приходит в третий раз и говорит им: вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников.
42 Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня.
Что значит это упоминание о сне Петра: продолжение его покаяния? Ведь рассказ о своем падении (Марк писал со слов Петра) вряд ли нужен для чего-то еще…
43 И тотчас, как Он еще говорил, приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин.
44 Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно.
45 И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его.
46 А они возложили на Него руки свои и взяли Его.
47 Один же из стоявших тут извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо.
48 Тогда Иисус сказал им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня.
49 Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня. Но да сбудутся Писания.
50 Тогда, оставив Его, все бежали.
51 Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его.
52 Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них.
Оказаться в одиночестве — очень трудно. Но наше одиночество часто — от неумения и страха общаться, и его нужно преодолевать. Одиночество Иисуса трудно представить.
53 И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники.
54 Петр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня.
55 Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили.
56 Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны.
57 И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили:
58 мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный.
59 Но и такое свидетельство их не было достаточно.
60 Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют?
61 Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного?
62 Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.
63 Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей?
64 Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти.
65 И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам.
Мог ли Иисус избежать осуждения, не отвечая на вопрос? Да. Но Он принял то, что должно свершиться, это был Его свободный выбор.
66 Когда Петр был на дворе внизу, пришла одна из служанок первосвященника
67 и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: и ты был с Иисусом Назарянином.
68 Но он отрекся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь. И вышел вон на передний двор; и запел петух.
69 Служанка, увидев его опять, начала говорить стоявшим тут: этот из них.
70 Он опять отрекся. Спустя немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру: точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно.
71 Он же начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите.
72 Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать.
Петр слишком понадеялся на собственные силы. Но все равно, слезы показывают вопреки словам, что в сердце Петра живет любовь к Учителю.
***
Все поучения и события последних дней Спасителя необычайно важны. И все же, что останется у вас в памяти в качестве главного от этого чтения?
И ваши вопросы
Вопрос Юрия. То, что Иисус берет с собой троих для воскрешения девочки, на гору Преображения, ставит Петра, Иакова, Иоанна на какую-то другую площадку избранности относительно других.
Может, это спровоцировало разговор об избранности (см 9.34 или 10.37)? И с чем связана эта избранность Иисусом?
Что для этого надо, и буду ли избран я для чего-нибудь когда-нибудь?
Спасибо, Юрий!
Избранность в Библии — не почему-то (не благодаря достоинствам), а ради чего-то (ради определенного служения). Даже избранные — несовершенны, отсюда споры о первенстве.
В целом все — избраны, но некоторым требуется особое укрепление. Здесь показателен Фома. Он, можно сказать, особенно избран, чтобы засвидетельствовать истину Воскресения. Но это не благодаря тому, как он ведет себя, а, скорее, вопреки — и ради его уверования.
Что касается нас самих. Писание говорит, что мы УЖЕ избраны Господом (2 Фесс. 2:13), и призваны к святости. Нам же НАДО искать, где лучше применить уже имеющиеся таланты, дары во славу Божию. Очень часто, кстати, и искать не нужно, все рядом, близко. Семья, работа, родной город, церковная община — вот точки приложения наших сил, где мы точно нужны, и где нас никто не заменит.
Если говорить об особом служении: миссионера, организатора молодежи, интернет-благовестника, катехизатора в социальном центре, друга бездомным, и пр. Конечно, у некоторых есть особые таланты, которые могли бы пригодиться для проповеди и распространения Слова Божия. Но чаще от нас требуется немного: сердце милующее, и готовность посвятить служению определенное время.
Увы, многие избранные проходят мимо своего избранничества. Так было и в Ветхом Завете, ничего не изменилось и теперь. Люди используют свои таланты организаторов, маркетологов, писателей, экспертов, — чтобы получать земную прибыль. А представьте только, какова была бы Церковь, ее проповедь, если бы каждый послужил бы Богу тем, что у него уже есть?
И здесь не нужно ждать, что кто-то нас благословит на это дело, кто-то нам предложит определенную работу. Если вы видите, что где-то могут быть полезны ваши руки, ваша голова, ваше сердце, — пробуйте, предлагайте, делайте.
Глядя на жития прошлого, нам часто хочется подвига, хочется быть героями. Но один мудрый пастырь начала ХХ века писал, что сейчас нужнее не героизм, а подвижничество, которое малозаметно, но требует много любви и терпения.
Володя, когда я начала читать этот отрывок (3-9 стих) , у меня сразу были мысли об Илье Яковлевиче. А в конце прочесть твой комментарий, это просто удивительно. Спасибо.
Петр отрекся, отвечая служанке. И плакал всю жизнь об этом. Сколько раз я — пусть не словом, но делами отрекаюсь, поступая так, будто «не знаю Человека Сего…» Плачу ли об этом?
«Побудьте здесь и бодрствуйте со мною»… Христос просит о сочувствии. Для человека в страдании так важно, чтобы кто-то был рядом. Просто рядом, пусть молча, но только чтобы бодрствовал — поддерживая своим вниманием, полноценно присутствуя «здесь и сейчас» и этим как-то облегчая страдания…
Конечно, важно, что Иисус говорит в главе 13 своим ученикам. Но меня задела именно сцена как они сидят вместе на горе, наедине. Это стих 3. Ученики, возможно, в очередной раз не понимают, что Иисус говорит. Они хотят знать, задали вопрос, но мне не кажется что им понятно все, что он говорит. Наверное, как Богородица, они пытаются сложить эти слова в сердце, запомнить их. Просто они сидят с Учителем, учатся, слушают Его, время остановилось. Мне как-то хочется поконкретнее что-то от Бога услышать и так чтобы было понятно и все по полочкам и наперед знать. Но эта сцена, говорит о том, что нужно просто бывать с Ним наедине и подольше и тогда в нужный момент голос Его отличишь от других. Это ведь Иисус и говорит.
И про чудеса думала, когда читала это Евангелие.
Я слышала от Ильи Яковлевича, что в Евангелии только одно чудо, и это сам Христос. Я поняла это как-то головой, а теперь это лучше чувствую. Я бы только добавила, Христос и вера в Него, общение с Ним. Да, много чудес самых разных, много исцелений и все идут за Ним, при этом сам Господь говорит, что нас могут прельстить чудеса, которые не от Него.
Женщина с алавастровым сосудом — потрясающая история. Писание — очень красиво!
Да, о страдании Иисуса и молитве Его страшно что-то говорить. Жаль, что я редко на это смотрю и вдумываюсь, какой наш Господь.
Что значит это упоминание о сне Петра — продолжение его покаяния?
Думаю что да. Не случайно в данном рассказе присутствует призыв к бодрствованию и он повторяется трижды
Насчёт возможности уклонения Христа от ответа на вопрос. Мне кажется, что Он просто не мог не ответить, потому что этот ответ не что иное как продолжение Его проповеди. Тем более, что ещё до этого Он молился Отцу: да будет воля Твоя. Единственный момент, когда Иисус не отвечал, это когда Его спрашивал Понтий Пилат : что есть истина? Но в данном случае Его молчание было своеобразной формой ответа, так как Истина стояла перед Пилатом.
2 Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне.
За всю историю христианства столько раз были гонения на христиан и разрушение храмов. Видимо, и годы советской власти не последние гонения. Радостно, что после гонений всегда наступает расцвет, как после зимы — лето.
Каждый раз, согрешая вольно или невольно, я отрекаюсь от Христа, забываю о нём. Хотя слова «бодрствуйте и молитесь» надо бы помнить всякую секунду. Может, хоть на один грех было бы меньше в моей жизни.
Удивительно конечно звучит 32 ст. О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец, а как же «я и отец одно»?, неужели и Христос не знает того дня и часа или это проявляется его человеческая природа? Мне ближе комментарий, о том , что не знает потому ,что ждёт нашего окончательного выбора. Господи благодарю тебя за это понимание и свободу выбора жизни с тобой.
Здравствуйте. В чем состоит завет с Богом в Новом Завете?
Доброе утро.
На мой взгляд главное в словах «Не моя воля, но Твоя». Мы постоянно чего-то хотим от жизни, у Бога чего-то просим. Но как просто и сложно жить по Его воле. Он лучше знает, что нам надо, потому что мудрее Его никого нет. Так и легче жить, не надо самому думать и принимать решения. Просто положись на Его волю. Активно плыви по течению т.е. делай то, что предлагают, не отказывайся от служения, слушай внутренний голос, но при этом не переживай о будущем, не думай как жить, не переживай о материальном обеспечении, Бог обо всем позаботится.
Ах, как хотелось бы согласиться о том, что не надо самому думать и принимать решения 🙂
Но дело в том, что решения все равно принимать придется, — или их будут принимать за нас другие люди и обстоятельства.
Другое дело, что при принятии решений очень важно задавать вопрос Богу и попытаться расслышать Его волю, как вы, Анна, и пишете.
Здесь может быть и тот смысл, что я все принимаю, что со мной происходит, как Твою волю, — без ропота, с терпением и благодарностью.