Сегодня мы завершим чтение Евангелия от Марка. Прочесть одно из четырех Евангелий — это уже немало. В этом письме не буду публиковать ничего в приложении из вопросов — мне кажется, сегодняшнего чтения будет самого по себе предостаточно. Но по-прежнему буду рад вашим вопросам, комментариям.
Кресту Твоему, поклоняемся, Владыко,
И святое Воскресение Твое славим.
15:1 Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату.
2 Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь.
3 И первосвященники обвиняли Его во многом.
4 Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений.
5 Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился.
В свое время меня поразил рассказ о чтении Евангелия с бездомными подростками в Южной Америке. Их не трогало Евангелие до этих слов — «Иисус и на это ничего не отвечал». А в этих словах они увидели, что Иисус — как они — одинокие, ненужные, заранее виноватые… Их никто не будет слушать, поэтому в полиции они молчат, даже если задержаны без повода. Свт. Ириней Лионский высказал мысль, что Христос прошел все возрасты этой жизни, и потому нас понимает. Он еще и пережил самое трудное и несправедливое, что случается с нами, — могли бы добавить эти мальчишки.
Оглянитесь на свою жизнь. Есть ли моменты, когда вам казалось, что вы совсем одни, и Бог вас не понимает?
6 На всякий же праздник отпускал он им одного узника, о котором просили.
7 Тогда был в узах [некто], по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство.
8 И народ начал кричать и просить [Пилата] о том, что он всегда делал для них.
9 Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?
10 Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти.
11 Но первосвященники возбудили народ [просить], чтобы отпустил им лучше Варавву.
12 Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским?
13 Они опять закричали: распни Его.
14 Пилат сказал им: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: распни Его.
15 Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.
Желая сделать угодное народу. Случалось ли вам из желания понравиться другим идти против своей совести?
Я помню отчетливо один такой случай. В школе со мной учился Денис Вдовин, при волнении он немного заикался. Иногда над ним шутили, а иногда из него делали «козла отпущения», травили. Чтобы «сойти за своего», я сам однажды довел Дениса, — который всегда был мне другом. Его контакты не сохранились. Прошло двадцать шесть лет, я до сих пор помню и прошу прощения.
16 А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк,
17 и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него;
18 и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский!
19 И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему.
20 Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его.
Дальнейшее повествование Марка довольно лаконично: все зафиксировано, но без углубления в детали, практически отсутствуют эмоции и интерпретации (и мы последуем его примеру). Так можно рассматривать Туринскую плащаницу: перед глазами только факты, летопись страданий.
Как вы думаете, почему Марк так сдержан?
21 И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его.
22 И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место.
23 И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял.
24 Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять.
25 Был час третий, и распяли Его.
26 И была надпись вины Его: Царь Иудейский.
27 С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую [сторону] Его.
28 И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен.
29 Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий!
30 спаси Себя Самого и сойди со креста.
31 Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти.
32 Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его.
33 В шестом же часу настала тьма по всей земле и [продолжалась] до часа девятого.
34 В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? — что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
35 Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет.
36 А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его.
37 Иисус же, возгласив громко, испустил дух.
38 И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу.
39 Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий.
В описании Страстей мы видим издевательства, насмешки, злобу — по отношению к незнакомому человеку. Чем это можно объяснить?
Вместе с тем, сохранилось предание, что Симон Киринеянин с сыновьями впоследствии стали членами Церкви. Даже небольшое соприкосновение с Иисусом, причем с Иисусом уничиженным, изменило этого человека. Что на него так подействовало?Как вы думаете, мог ли Отец в действительности оставить Иисуса? Что этот вопль с Креста говорил первым читателям Евангелия, жившим в период гонений? О чем он говорит вам?Зрителей из иудеев не убедила казнь, а центурион-язычник исповедует Иисуса Сыном Божиим. Почему так происходит?
40 Были [тут] и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия,
41 которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим.
42 И как уже настал вечер, — потому что была пятница, то есть [день] перед субботою, —
43 пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.
44 Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер?
45 И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.
46 Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.
47 Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.
Иосиф проявляет смелость, когда, кажется, надежды умерли, — вопреки страху, вопреки безнадежности, — потому что в его сердце любовь к Иисусу не умерла.
16:1 По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.
2 И весьма рано, в первый [день] недели, приходят ко гробу, при восходе солнца,
3 и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?
4 И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.
5 И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.
6 Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.
7 Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.
8 И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.
На этом кончалось Евангелие от Марка в первом веке. Оно кончалось надеждой Встречи. И этого вере первых христиан было достаточно. Робкое, но радостное ожидание Встречи с Воскресшим Господом — в День Пасхи и во все дни, когда Ему будет угодно, — вот что оставляет такое завершение этого Евангелия.
Но Церковь сочла такое окончание недостаточным, и у нас появилось еще несколько строк, написанных анонимным автором 2-го века, человеком, уже знающим дальнейшую историю страданий, но также торжества и славы христианства.
9 Воскреснув рано в первый [день] недели, [Иисус] явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов.
10 Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим;
11 но они, услышав, что Он жив и она видела Его, — не поверили.
12 После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение.
13 И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили.
14 Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим [на вечери], и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили.
Неверие было даже у учеников! Но Христос Его преодолевает. И все, кто сейчас не верит, не безнадежны.
15 И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.
Можно ли быть христианином и никак не реализовывать сказанное в жизни, не делиться этим?
16 Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
17 Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками;
18 будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.
Все это исполнялось и исполняется, надо лишь послушать свидетельства тех, кто не боится делиться своей верой.
19 И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога.
20 А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь.
Слава Тебе, Господи, слава тебе!
Напишите, если есть чем поделиться по всему этому Евангелию. Ваши свидетельства могут быть важны другим людям. Пожалуйста!
21 И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его.
Господи, Ты видишь человека, которому я так хочу помочь… Скажи, что мне сделать, чтобы разделить с ним его тяжесть?
Я тоже травила в школе одноклассника. Господи, помилуй мя грешную, стыд-то какой, несправедливость. Благ Господь и добр, раз мир еще стоит.
В Католической церкви Симону Киринеянину посвящено пятое стояния богослужения Крестного пути — «Симон Кириниянин помогает Христу нести крест». Изображение соответствующей сцены помещаются в числе 14-ти композиций Крестного пути на стенах католических храмов. А почему в православной церкви такого нет?
Людмила,
наверное, потому, что традиция крестного пути довольно поздняя. Благочестие меняется.
Меня поразила стремительность событий. Три года. Всё сказано и всё сделано. Что было в моей жизни 3 года назад? Что изменилось? — Почти ничего. А время идёт…
Здравствуйте. Спасибо за вопросы и комментарии, Владимир, к Евангелию. Да, у меня есть страх исповедовать свою веру. Как этот страх преодолевается? Я боюсь свою веру показать перед свекровью, перед коллегами по работе, перед посторонними людьми боюсь перекреститься. Что делать? Какие слова из Писания могут быть в укрепление?
Владимир, как преодолевается одиночество, когда есть страхи к общению с людьми?
Ирина, спасибо за ваши вопросы. Удобнее начать ответ со второго, потому что пока мы не преодолели базовый страх перед людьми, куда нам думать о свидетельстве? Вы спрашиваете, какие места из Писания могут быть нам в укрепление. На самом деле, это все места, на которые ваше сердце отвечает: «Спасибо, Господи, что это уже так». Есть особые места, которые давались в укрепление верующим. Например, это начало книги Иисуса Навина, 43-й главы Исайи, целые главы посланий Павла.
Но, по моему опыту, здесь не обойтись только чтением Слова. Нужно пространство, где можно будет реализовывать это новое отношение доверия к себе, к людям, к жизни, к Богу. У Жана Ванье есть замечательная книга с говорящим названием: «Община — место прощения и праздника». Очень важно почувствовать любовь окружающих именно в братской обстановке, убедиться в том, что меня принимают таким, какой я есть, не требуя соответствия ожиданиям «старших», а доверяя тому, как Бог во мне трудится. Здесь постепенно можно расслабиться, перестать смотреть на себя и обратить внимание на других, даря им свою любовь и поддержку.
Время с Богом и друг с другом — это как бы два полюса, необходимые для исцеления наших страхов. Если это осуществится, то придет и понимание, как и о чем свидетельствовать.
А про Новый Завет — спасибо за этот вопрос, это один из самых важных вопросов во всей нашей переписке! Кстати, и вчера, когда мы вспоминали Авраама и Давида, мы также могли бы задаться вопросом, а чем Новый Завет принципиально отличается от Завета с ними.
История отношений Бога с людьми знает несколько заветов: с Адамом, с Ноем, с Авраамом, с народом через Моисея, с Давидом, Новый Завет во Христе. Каждый завет знаменует новый этап отношений человека с Богом, в каждом — свои требования и обетования.
Мы часто говорим, что живем Новым Заветом, но на деле не дотягиваем даже до завета с Ноем.
Пробежать заветы «поскору» означало бы профанировать этот важнейший вопрос. Сейчас я вам могу дать только намек. Бог говорит через пророка Иеремию: «Вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более». (Иер.31:33,34). Этот завет связан с:
а) прощением грехов,
б) внутренними изменениями (когда заповеди становятся не внешним ограничителем поведения, а желанием сердца и сутью жизни),
в) опытным знанием Господа, доступным каждому.
Но как это соотносится с другими заветами, разве этого там не было, и что же было там? И, главное, как жить этим? Фактически, этому и посвящено наше чтение и изучение Св. Писания — и сейчас, и в процессе основной учебы в Колледже «Наследие».
Думаю о тех, кто сейчас томиться в тюрьмах в России без вины и без милосердия. О тех, кто подвергается пыткам. Пытаюсь молиться о них. Не очень понимаю, как молиться. Хочется взывать о справедливости.
В принципе, можно не только молиться, но и поддерживать.
Мне писали варианты, если нужно, поделюсь лично.