Из книги «Лексикон внутренней жизни» Э. Бьянки
«Покайтесь и веруйте в Евангелие!» (Мк 1:15); «Покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное!» (Мф 4:17). Призыв к покаянию (по-гречески metanoia, «обращение ума») является центральным для двух различных вариантов воззвания, которым Иисус начал Свое проповедническое служение. Продолжая дело Осии, Иеремии и остальных пророков вплоть до Иоанна Крестителя (ср. Мф 3:2), увещевавших возвратиться к Господу, и Сам Иисус требует обращения, то есть возврата (евр. teshuvah) к Богу единому и истинному. Такова была и проповедь ранней Церкви и апостолов (ср. Деян 2:38; 3:19), такова задача, которую ставит перед собой и перед своими верными Церковь любой эпохи.
Глагол shuv, как раз и означающий «возвращаться», имеет отношение к корню, означающему, среди прочего, «отвечать», тем самым обращение, как непрерывно возобновляемый возврат к Господу, вменяется в ответственность Церкви как единому целому, а также каждому христианину в отдельности. Действительно, обращение не является этической нормой и если оно и подразумевает уход от идолослужения и греховных путей, которым следовал человек (ср. 1 Фес 1:9; 1 Ин 5:21), то мотивируется и обосновывается оно эсхатологически и христологически: именно в связи с Благой Вестью об Иисусе Христе и Царстве Божием, приблизившемся во Христе, реальность обращения обретает смысл. Таким образом, одна лишь Церковь, где главенствует вера, способна переживать обращение. И только переживая его лично, Церковь может выступать в качестве достоверного свидетеля Евангелия в истории, среди людей, а значит, и благовествовать. Только конкретные примеры из жизни, преображенной Благой вестью, позволяющие воочию увидеть процесс обращения человека, могут подвигнуть на это других. Однако без обращения нет и провозвестия спасения, а следовательно, не под силу требовать от людей перемен. На самом деле, обмирщенные христиане могут лишь призывать людей оставаться такими, каковы они есть, мешая им увидеть действенность спасения: тогда они становятся препятствием для благовестия и ослабляют силу Благой вести. В одном прекрасном тексте Иоанна Златоуста говорится:
Не можешь проповедовать? Не можешь нести другим слово вероучения? Ну, так поучай своими действиями и своим поведением, новокрещенный. Когда люди, знавшие тебя бесстыдным и скверным, испорченным или бездушным, увидят тебя изменившимся, обратившимся, разве не заговорят, подобно иудеям, говорившим об исцелившемся слепорожденном: «Не тот ли это?» — «Это он». — «Нет, но похож на него». — «Разве это не он?»
В итоге, мы можем сказать, что обращение не тождественно всего лишь тому начальному моменту, когда человек уверовал и прилепился к Богу, открывающему «иной» исходный пункт, а представляет собой некий способ претворить веру в жизнь.
Здесь возникает проблема, касающаяся большинства христиан, которые стали христианами в силу семейной традиции, крещены во младенчестве, получили в детстве катехизическое наставление и естественное воцерковление. В результате им неведома перемена от некоего до к некоему после, переход от нехристианской позиции к вере, присущей «новообращенному». В то же время, на горизонте появляются люди, возвращающиеся на путь христианства после того, как много лет были далеки от веры, или же те, кто, по их словам, обратились после непредвиденной встречи со Христом, или же вследствие постепенного созревания привитой им христианской веры. Даже в наших исконно христианских странах вновь возникает феномен обращения, что само по себе могло бы помочь всем христианам постичь главное, прийти к пониманию христианской жизни как постоянно возобновляемого обращения.
Обращение свидетельствует о вечной юности христианства: христианин — это тот, кто изо дня на день говорит, что сегодня начнет все заново. Оно проистекает из веры в воскресение Христа: никакое падение, никакой грех не является окончательным и бесповоротным в жизни христианина, а вера в воскресение способствует возрастанию упования на Божье милосердие, а не убежденности в собственной слабости, что позволяет вернуться па путь подражания и веры. Григорий Нисский писал, что в христианской жизни человек идет «от истока к истоку, проходя один за другим нескончаемые истоки». Христианин и Церковь воистину постоянно нуждаются в обращении, ибо они непрестанно должны распознавать идолов, появляющихся на горизонте, и неустанно возобновлять борьбу с ними, дабы утверждать господство Бога над окружающей действительностью и их жизнью. В частности, для Церкви в целом обратиться — значит признать, что Бог не ее собственность, а ее Господь. А это подразумевает эсхатологическое восприятие жизни, жизнь в ожидании Царства Божия, которое должно наступить и которое Церковью не исчерпывается, лишь провозвещается. Притом провозвещается ее личным свидетельством собственного покаяния.