Я надеюсь, вчерашний текст вас не отпугнул 🙂
Если не успели прочесть, не корите себя. Еще вернетесь. К сегодняшним двум главам оставляйте вопросы и комментарии.
7:1 Не судите, да не судимы будете,
2 ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить.
3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
4 Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно?
5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего.
Лицемер. Так называли актеров, надевавших разные маски — веселья, гнева, доброты, горя… Сейчас бывает иначе, мы прячем себя, по Есенину:
В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым —
Самое высшее в мире искусство («Черный человек»)
Где я настоящий, какой я? Наверное, только научившись без страха отвечать себе на этот вопрос, можно дерзать исправлять ближнего.
И важно понять принцип. Если прощение распространяет исцеление, то осуждение заразно. Если ты осуждаешь, то и тебя будут осуждать. Это правда работает.
Иисус не говорит, что нужно пустить все на самотек (в Писании есть много об обличении), но исправление этого мира он призывает начинать с себя.
6 Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.
Предупреждение: то, что дорого для вас, другие могут обесценить. Узнай человека, прежде чем делиться опытом богообщения.
7 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;
8 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
9 Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?
10 и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?
11 Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.
Бог отвечает, ответ приходит. Нужно научиться его различать. Правда, видимо из-за того, что некоторые могли просить слишком земного, Лука изменяет это речение: «Даст Духа Святого просящим у Него». А вам трудно просить, или легко?
12 Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.
«Золотое правило». Протестанты его заучивают наизусть и пытаются им жить (видел неоднократно), и в результате с такими людьми хорошо иметь дело. Среди православных не встречал тех, кто сделал бы именно этот стих основой жизни. Не знаю, почему.
13 Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
14 потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.
Не просто идти узким путем, но искать его. А раз он узкий, можно его и потерять, так что искать приходится не переставая, каждый день — снова. Чем-то это напоминает Исход, когда приходится искать новые стоянки (Числ. 10:31-34). Одно успокаивает: и Господь ищет удобный путь (Втор. 1:33).
15 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.
16 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?
17 Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.
18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.
19 Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.
20 Итак по плодам их узнаете их.
21 Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?
23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.
Получается, что пророчества, чудеса и другие духовные проявления не являются гарантией спасения? Что же является?
Как вы обычно оцениваете учителей жизни, проповедников? Благодаря общению с кем в вас становится больше терпения, любви, смелости, мира?
24 Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;
25 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.
26 А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке;
27 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.
Какой следующий шаг для строительства дома вашей жизни ожидает от вас Бог?
28 И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его,
29 ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи.
Это и сейчас слышится в словах Евангелия.
8:1 Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа.
2 И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.
3 Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы.
4 И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им.
Вся восьмая глава о вере. Вера и исцеление, вера и чудеса. Мы часто начинаем с врачей там, где надо бы начать с молитвы (хотя одно не отрицает другого). А вы верите, что Господь хочет, чтобы вы были здоровы?
5 Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его:
6 Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает.
7 Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.
8 Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой;
9 ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.
10 Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.
11 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;
12 а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.
13 И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.
Это, конечно, о чуде Иисуса, но еще больше — о вере сотника. И о том, что мы можем молиться за других людей и верить, что Господь обязательно поможет.
14 Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке,
15 и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им.
Этот эпизод по-разному рассказан у всех евангелистов, но конец один: служение. Господь и меня исцеляет, можно благодарить. Но что в моем случае — служить Ему?
16 Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных,
17 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни.
Невозможно помогать отстраненно, не беря на себя ношу ближнего. Я знаю, что некоторые психотерапевты так сопереживают своим клиентам, что сами заболевают, собственных ресурсов оказывается недостаточно. Священники стараются передать эту ношу Самому Господу, исповедуя ее перед Престолом (так это было у о. Иоанна Кронштадтского). Всего три варианта: не брать бремя ближнего, нести самому, передать Господу. Понимаю, как важно хотя бы осознавать (хотя и не хочется!), когда передо мной встает этот выбор.
18 Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел ученикам отплыть на другую сторону.
19 Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.
20 И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.
Часто кажется, что полнота жизни — когда все налажено. Но это может быть не всегда, и именно в этой-то бедности и оказываешься ближе ко Христу. Трудно все же это принять.
21 Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
22 Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов.
Идти за Иисусом, не откладывая, когда услышал призыв в сердце — свойство подлинного ученика.
23 И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его.
24 И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал.
25 Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем.
26 И говорит им: что вы [так] боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина.
27 Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?
Здесь вопрос веры в тревоге. У учеников хотя бы хватило ума вовремя к Нему обратиться. Но, получается, те, у кого вера большая, вообще не тревожится? Почему?
28 И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем.
29 И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.
30 Вдали же от них паслось большое стадо свиней.
31 И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней.
32 И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.
33 Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми.
34 И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.
Этот эпизод мы довольно подробно анализировали в рассылке «100 ключевых текстов».
Давайте сейчас обратим внимание только на последний стих, реакцию людей. Они испугались? Пожалели об упущенной выгоде? Не столь важно. Важно, что у них не видно сострадания к одержимым и радости оттого, что люди освободились от власти диавола. И, если всерьез задуматься, умею ли я сострадать тому, кто доставляет проблемы, а потом радоваться за него, когда у него все становится хорошо?
Ваши вопросы и мысли
Вопрос Владимира. Почему в молитве «Отче наш» о Боге говорится как о небесном Отце?
Спасибо за вопрос. Иудеи, в согласии с 3 заповедью, старались поменьше упоминать не только имя Божие, но и вообще говорить о Боге. Небеса — это эвфемизм для Бога в иудаизме того времени. Но здесь можно увидеть еще как минимум 2 смысла.
Древние толкователи говорили о том, что небо — это то, куда нужно стремиться. Пока мы центрированы на себе, молитва представляет собой всего лишь размышление по кругу, иногда довольно болезненное. Оторвать свои мысли от житейского, от себя, посмотреть на Бога — вот первая задача молящегося.
Современный смысл связан с тем наблюдением, что мы часто представляем Бога по образу наших земных родителей. Так вот, чтобы это разграничить, мы и говорим о небесном Отце. Он — совершенный Отец. Он не наказывает по страсти, любит всегда, а не только когда мы соответствуем Его ожиданиям, у Него достаточно терпения, Он хочет, чтобы мы были счастливы, а не строит счастье за счет нас… Список можно продолжить, но идея ясна: говоря Отец, мы должны понимать, что это больше, чем самое лучшее земное отношение.
И ответы на вопрос, что для вас означает «Царство Божие».
Александр. Как я бы мог определить свой опыт Царства? Для меня это молитвенные чтения Св. Писания в колледже, когда я вспоминаю о Боге, вспоминаю о людях, с которыми уже давно не общался и есть возможность пообщаться, или попадаю в те места, где проходило мое детство и юность. А ещё очень запомнилось таинство венчания, где не было ни одного родственника, но зато были люди, которых Бог нам послал, наши друзья, и было очень радостно вместе ощущать присутствие Царства. Как бы я определил присутствие Царства в своей жизни? Это наполненность Божьим Присутствием, полнотой общения с Ним. Можно сказать, Царство Божие уже начинается здесь, в этой жизни, но для меня оно пока ещё не полно, и меня очень вдохновляют слова Павла в послании к Гал. «и уже живу не я, но живёт во мне Христос». К такой жизни нужно стремиться.
Андрей. С одной стороны, Христос говорит, что Царство внутри вас. С другой — Предтеча говорит, что для того, чтобы мы вошли в это приблизившееся Царство, нам надо внутри нас все поменять. Казалось бы, противоречие. Но если поймём, что надо выкинуть всю внешнюю шелуху, которая забивает в нас самое ценное внутреннее содержимое, то это мнимое противоречие разрешится. Для меня Царство Божие — это истинное счастье, которое ищется внутри и исходит изнутри. Мы же все ищем счастье снаружи, где его нет, и оно ускользает всегда, когда кажется, что вот-вот — и поймаем, но, как всегда, тщетно.
6 Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.
Предупреждение: то, что дорого для вас, другие могут обесценить. Узнай человека, прежде чем делиться опытом богообщения.
Вот об это недавно очень сильно обожглась. Где та грань, за которой уже бесполезно пытаться терпеть и строить диалог, а нужно уже отойти в сторону, чтобы не отдавать на попрание тот опыт, который тебе дорог?
7 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;
8 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
9 Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?
10 и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?
11 Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.
Это призыв не останавливаться. Не бывает безвыходных ситуаций (хоть и кажется иногда что вот сейчас именно так). Нужно духовно трудиться, двигаться.
И еще тут об Отце Небесном важное. Он Отец и дает нам, Его детям, блага. Я же, бывает, боюсь получить «змею» или равнодушное молчание от Него.
7 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;
8 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
Для меня это одно из самых трудных мест. Ведь Он говорит это зная, что не все человеческие прошения исполняются. Случается, даже самые отчаянные и горькие молитвы остаются без ответа. По-видимому, это общая заповедь о молитве.
Татьяна, спасибо за ваши мысли.
И очень сочувствую вам в том, что не все прошения исполнились…
Особенно это грустно, когда молитвы точно о благе, и это всецело в руке Божией — о здоровье наших близких, к примеру.
Вопросы остаются. Да что говорить, если молитва Самого Иисуса в Гефсимании осталась без положительного ответа…
Но в других случаях (которые, по-видимому, и имеет ввиду Иисус), причина неотвеченных молитв внутри нас самих.
Знаете, у нас был такой опыт. Позапрошлым Великим постом мы собирались группой («если двое из вас согласятся» — Мф. 18:19) и молились о конкретных вещах, записывали это — раз в неделю. А на следующей неделе подводили итоги: изменилось ли что — чтобы поблагодарить или продолжить молитву. Я про себя могу сказать, что увидел.
Чаще всего мои молитвы были, скорее, мечтами «как было бы хорошо, если», а не серьезными намерениями. Ведь я никак не прикладывал сил к их осуществлению, просто даже забывал о своих просьбах. Даже молясь о нуждах страдающих друзей, я замечал, что за всю неделю не позвонил, не поддержал, тем более, не приехал к ним… (не было неотступности в молитве — Лк. 11:8).
Иногда я сам боялся обстоятельств и сомневался в том, что молитва может осуществиться, и не предпринимал никаких шагов (было маловерие — Мф. 17:20).
Некоторые смутные интуиции мне было даже неудобно озвучить в группе, и так выявлялось, что не все желания прекрасны, с ними нужно работать, а от чего-то просто отказаться (желания не соответствовали — Иак. 4:3).
Был и опыт нескольких лет, когда, казалось бы, моя молитва не осуществляется. Только сейчас, постфактум, я могу сказать, что пытался навязать Богу свою волю, вместо того, чтобы искать Его (искал своей воли, а не Его Мф. 6:10, Лк. 22:42).
Наряду с этим постоянно бывают моменты, когда видишь, как Господь действует.
Самое простое здесь — когда делаешь что-то, и просишь Его благословения, и все получается.
Важно просить как раз без надрыва, с уверенностью, попросил — и доверился, подождал, «прислушался к жизни» — ответы приходят.
Но иногда даже просьбу не успел сформулировать, просто переживаешь, — а уже приходит ответ (опаздываешь, и вдруг тебя подвозит незнакомый человек).
Иногда ответ приходит, но с задержкой, просто так лучше (ищешь книгу для выступления, не находишь, и выступаешь лучше, чем мог бы, закопавшись в цитатах ,а книга, оказывается, лежала перед носом).
Иногда ты не помолился, сам все решил, а Он исправляет и наставляет (не захотел вносить в общую кассу пожертвований деньги и огорчил людей, а деньги приходят через час, и приходят точно в нужном количестве, и еще на следующий день строки Писания, случайно выбранные братом для чтений, Мф. 17:27, явно указывают на то, что это от Него).
Главный принцип – продолжать верить, не стесняться, не бояться, не унывать, а с настойчивостью и уверенностью приступать к Богу с молитвой о том, что для нас важно.
Здравствуйте, Владимир.
«Где я настоящий, какой я? Наверное, только научившись без страха отвечать себе на этот вопрос, можно дерзать исправлять ближнего.» — сложно понять какая я. Ведь постоянно отвлекаешься и думаешь, что эти быстрые решения и есть мои. Но именно в тишине и с Писанием позволчещь быть и понимать начинаешь какая я есть и какой должна быть по замыслу Бога.
Обратил на себя внимание следующий отрывок: «12 Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.» И даже больше комментарий к нему:
«Золотое правило». Протестанты его заучивают наизусть и пытаются им жить (видел неоднократно), и в результате с такими людьми хорошо иметь дело. Среди православных не встречал тех, кто сделал бы именно этот стих основой жизни. Не знаю, почему.»
Я сколько себя помню родители (не воцерковлены) всегда этот принцип нам с детства говорили, понимаю, что тут влияло и советское воспитание, но они всегда в жизни им руководствовались. И были примером.
То, что этим редко руководствуются в жизни христиане, никогда не задумывалась, а всегда считала, что так и поступает каждый. Старается поступать.
Спасибо, Марина!