1:1 И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедывать в городах их.
2 Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих
3 сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?
4 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите:
5 слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют;
6 и блажен, кто не соблазнится о Мне.
Толкователи пытаются смягчить остроту ситуации: ведь Иоанн столько знал об Иисусе, мог ли он сомневаться? Соответственно, одни предполагают, будто бы Иоанн посылает учеников ради их удостоверения в мессианстве Иисуса. Другие считают, что таким образом Иоанн пытается подвигнуть Иисуса к более решительным действиям по установлению Царства Божия.
Конечно, счастлив тот, кто может не сомневаться. Но предположим, сомнение возникло («надобно прийти соблазнам»). Держать в себе, не дерзая показать сомнение перед Богом? Чье бы ни было сомнение, Иоанна или учеников, здесь вопрос адресуется непосредственно Иисусу, и Он отвечает (Иоанн, конечно, должен был понять намек на мессианские места Исайи 35:5-6, 61:1). Жизнь с Богом — это диалог, а не монолог.
Бывали у вас стесненные обстоятельства, которые порождали сомнения в Боге? Есть ли у вас сейчас вопросы, сомнения, которые вам трудно озвучить в молитве Богу? Почему?
7 Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?
8 Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских.
9 Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка.
10 Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.
11 Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его.
12 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его,
13 ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна.
14 И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти.
15 Кто имеет уши слышать, да слышит!
О Себе ли говорит Иисус как о меньшем, или об апостолах, которые потом переживут излияние Духа силы и будут опытно знать о Боге больше, чем было гадательно открыто пророкам?
Понятно одно: Царство Божие — это что-то великое, что даже Иоанну не открыто. Это не слова, которые можно услышать на лекции и прочесть в книге. Это реальность, от многих сокрытая, и приобретаемая только через усилие. О каком усилии может идти речь в вашем случае?
16 Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам,
17 говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали.
18 Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес.
19 Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее.
Два пути: путь строгости, и путь милости.
Мне, конечно, больше нравится путь Иисуса. Но не путаю ли я это с внутренней расслабленностью и безразличием? На самом деле, быть с людьми, живущими вопреки Закону, и не потерять себя, а их приобрести — сложнее, чем просто проводить четкие границы и не ходить на пути грешников. Можно ли дорасти до пути Иисуса, миновав путь Предтечи?
20 Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись:
21 горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись,
22 но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам.
23 И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня;
24 но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе.
То, что сказано об ответственности этих селений, приложимо и к конкретным людям.
25 В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам;
Понять то, что скажет дальше Иисус, можно не путем академического изучения, а только действительно став по-детски доверчивым.
26 ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение.
27 Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;
29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;
30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.
Благодарю Тебя, Господи Иисусе! Действительно, настоящее успокоение — в Тебе, и настоящая радость — в Тебе, и об Отце лучше всего судить, узнав Тебя, и с Тобой ничего не страшно, и все легко. Продолжай, Господи, трудиться в нас. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!
И о смирении.
Часто его понимают искаженно, как необходимость забыть о том, чтобы кому-то нравиться, перестать профессионально развиваться, замечать в себе только плохое, принимать и терпеть все, что посоветуют «духовные» и не очень духовные люди. Это даже обсуждать не хочется. Ни до чего хорошего такое «смирение» не доводит.
Библия, Евангелие являет нам настоящие уроки смирения, но не всегда легко их найти и понять.
Прекрасный пример смирения явлен в писаниях Старца Силуана, — но опять же, не для всех такой жанр посилен, мне долгие годы было интереснее читать о старце, чем читать самого старца.
И вот мне попалась книжка, которую давно искал: «Смирение во Христе» Петра Иванова. Она написана просто, динамично. Иванов может показаться резким в своих суждениях, и не стоит ко всему в ней относиться как к непреложной истине. Вместе с тем, эту книгу высоко оценивал митр. Вениамин Федченков, духовному опыту которого хочется доверять. Рад, что могу ей с вами поделиться, интересно будет узнать ваше мнение о ней.
12:1 В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть.
2 Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу.
3 Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?
4 как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?
5 Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?
6 Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма;
7 если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных,
8 ибо Сын Человеческий есть господин и субботы.
Как пояснял знаток иудаизма тех времен Д. Флуссер, ученики не сделали ничего противозаконного. Просто постановления галилийских раввинов разрешали растирать колосья в субботу (жить в сельской местности и запрещать такое — чересчур), а иерусалимских раввинов запрещали (что ж, в Иерусалиме нет и искушения так поступить).
Иисус не отменяет субботу, Он просто против чрезмерного устрожения. И вообще-то Он был рядом, надо было бы на Него смотреть, с Ним общаться, а не по мелочам придираться.
А вы ловили себя на том, что иногда «своя мелкая правдочка» (в том числе, в богословских вопросах) оказывается дороже человека, с которым из-за нее готовы поспорить и чуть ли не подраться?
9 И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их.
10 И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы?
11 Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит?
12 Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро.
13 Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая.
14 Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус, узнав, удалился оттуда.
Если прошлое чтение было все о вере, то здесь — о закрытом сердце. Иисус не молчит о правде, но и не собирается ее доказывать. Видя, что Его не могут терпеть, Он уходит.
15 И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех
16 и запретил им объявлять о Нем,
17 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:
18 Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд;
19 не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его;
20 трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы;
21 и на имя Его будут уповать народы.
Мне очень нравятся эти стихи и комментарий к ним блаженного Иеронима. Этот ворчливый и довольно суровый к себе и другим святой, комментируя данное место, говорит удивительно теплые и проникновенные слова: «Тот, кто не простирает руки грешнику и не несет тяготы брата своего, — тот сокрушает надломленную трость. А тот, кто в малых сих презирает слабую искру веры, — тот угашает курящийся лен».
22 Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть.
23 И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов?
24 Фарисеи же, услышав [сие], сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как [силою] веельзевула, князя бесовского.
25 Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.
26 И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?
27 И если Я [силою] веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею [силою] изгоняют? Посему они будут вам судьями.
28 Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие.
29 Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его.
30 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;
32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.
33 Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду.
34 Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста.
35 Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое.
36 Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда:
37 ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.
Мы уже читали про хулу на Духа (Мк. 3:22-30), и я даже специально прояснял тему в ответах к письму на Марка 7-8.
Также мы уже видели разницу между «Кто не против вас, тот за вас» (Мк. 9:40) и «Кто не со Мною, тот против Меня» (настоящее место, Мф. 12:30).
Что же вам говорит сегодня этот отрывок? Изменилось ли как-то ваше отношение к другим людям, к суждению о них?
38 Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение.
39 Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;
40 ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.
41 Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы.
42 Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.
Иисус отвечает, что знамений уже было дано достаточно. Изменившиеся жизни, радость сердца, возобновление надежды — главные знамения Царства Божия. Он присовокупляет сюда пророчество о смерти и воскресении, но понимают ли Его? Для уверования было довольно времени, говорит Иисус фарисеям.
И дальше Он предупреждает: если рядом с Ним они чувствовали воздух свободы, но потом отошли и ничем не заполнили душу, возвратится самое худшее:
43 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит;
44 тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит [его] незанятым, выметенным и убранным;
45 тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом.
Как же это может относиться к нам? Наш преподавать Колледжа, Владимир Владимирович Сорокин, любит повторять, что духовность «от воскресенья до воскресенья» (т.е. что мы освящаемся за богослужением, потом это уходит, и нам снова нужно освящаться) — это еще не жизнь в Новом Завете. Так жили и Ветхозаветные люди. Богообщение должно быть постоянным.
Но ужас в том, что иногда духовность бывает «от поста до поста», а посередине — дырка, во время которой всякое-разное происходит. Как же сохранить то, что приобретем, не сделаться хуже?
46 Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне [дома], желая говорить с Ним.
47 И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою.
48 Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои?
49 И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои;
50 ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.
Что вы успели за пост заметить в себе доброго, что роднит вас со Христом?
«Я просто не понимаю, как, зная эти слова, пример этих ужасно ошибающихся фарисеев, некоторые не боятся судить других, есть ли в них Дух, или нет. Разве наше полемическое богословие (антикатолическое, антипротестантское) не построено на логике этих фарисеев? А последнее время — появилось и антиправославное (такой-то праведник, якобы, в прелести…) Мне страшно такое даже слышать. Можно говорить о поступках, о плодах. Но при наличии добрых плодов или не зная о плодах ничего достоверно, как можно судить о Духе?…»
+++
Интересно, что Иоанн не просто выражает сомнение, но и задаёт вопрос Иисусу «или ожидать нам другого?». Может это ничего и не значит, но мне все время кажется, будто Иоанн обращается к Иисусу как к точно знающему, кого следует ожидать. Т.е. вопрос Иоанна Иисусу звучит с высокой степенью доверия. В таком случае у Иоанна могли быть и не сомнения вовсе, а скорее желание услышать как бы живое подтверждающее слово Иисуса. И ещё, если бы это были такие уж настоящие сомнения, то зачем задавать этот вопрос напрямую Иисусу?
Екатерина, безусловно, Иоанн доверяет Иисусу. Но он доверяет ему как учителю, как пророку, или как Мессии? Мы не знаем.
Я, как и вы, уверен, что ему хотелось именно подтверждения.
Спасибо за интересные мысли!
Меня это этот вопрос Иоанна из темницы к Иисусу всегда поражает. Ведь Иоанн же первый свидетельствовал об Иисусе, как о Мессии, когда крести Его. То есть от сомнений никто не застрахован, состояние души, крепость веры меняется? Или Иоанн обескуражен тем, что Иисус не торопиться вызволить его из тюрьмы?
Елена, приветствую!
Многие толкователи считали, что Иоанн это делает ради учеников, чтобы они сами убедились в том, Кто такой Иисус.
Но есть и те, кто видят у него сомнения. Действительно, Мессия же — это царь (Пс. 2, 71). А Иисус не хочет быть земным царем.
Во время Мессии все враги должны быть повержены, Он должен осуществить суд над ними, должен наступить «день мщения» (Ис. 34, и др.). Но и этого не видно…
Поэтому возникает резонный вопрос, в чем же Его мессианство? Может быть, Он забыл о Своем царском призвании?
И с этим вопросом идут к Иисусу ученики.