Я только-только закончил перечитывать книжечку, которую полюбил давно. В целом, я не любитель фантастики, но творчество братьев Стругацких меня привлекает, их фантастика пишется не ради фантастики как таковой, а особенность слога состоит в восстановлении рассуждений человека самого с собой. В романе «Время дождя» описан своего рода апокалипсис. На смену старому и привычному миру приходит абсолютно новый мир, и книга описывает конфликт старого и нового.
Действие происходит в городе, в котором всегда идёт дождь. Дети в этом городе увлечены странным веянием в местной гимназии, они целыми днями проводят время с подозрительными людьми, имеющими загадочную генетическую болезнь. Эта болезнь поражает не только внешность человека, но также, очевидно, и его сознание. Такие люди не имеют обычных человеческих потребностей, а только нуждаются в книгах, по которым испытывают настоящий голод. Странная мутация. И судя по всему, дождь в городе – дело их рук. Дети, учась у них, также читают всё подряд и рассуждают совершенно по-взрослому, чем пугают и раздражают старшее поколение. Сопляки! Что они знают о жизни?
И вот, известный писатель, от лица которого идёт повествование, посещает гимназию по приглашению детей, где он отвечает на их вопросы. Его собственная дочь также учится в этой же гимназии, игнорирует отца и с готовностью впитывает любое слово тех больных мутантов. На вопрос детей: «Какими бы Вы хотели видеть нас в будущем?» – писатель, не находя ничего лучше, отвечает дежурными фразами: «Умными, честными, добрыми… Хотел бы, чтобы вы любили свою работу… и работали бы только на благо людей». Однако дети, как оказывается, читавшие все его книги (не детские книги), возражают, что ни одного такого человека в его книгах нет. Да и жизни-то, если подумать, наш герой не может показать своей дочери ничего, кроме пьянства, похоти и прожигания жизни среди людей в своём круге общения!
Дети показывают ему, что в человечестве, по крайней мере в его поколении, нет объекта приложения сил, ради которого можно было бы «работать на благо». Люди сожрали себя, растратили на междоусобные драки, на вранье и на борьбу с враньем с помощью нового вранья.
Так писатель подтверждает свои самые худшие опасения о том, что дети не принимают мира своих родителей, не дают им никакой надежды на контакт и намерены строить свой мир. Но они жестоки! Жестоки из самых лучших побуждений. И их жестокость не может принести ничего, кроме нового горя и новых подлостей. Разрушить старый мир и на его костях построить новый – это очень старая идея. Желание разрушать рождает и воспитывает ту жестокость, которая, в конечном счете, убивает самих разрушителей. Ворон ворону глаз не выклюет, жестокостью жестокость не уничтожить.
Однако дети заверяют, что не собираются ничего разрушать. Их план только строить. Строить новый мир. Они и их странные мутировавшие наставники не видят среди старого мира ничего ценного для себя, но старое им не помешает. Всё старое само убежит из этого города в страхе и продолжит где-то ещё заниматься своими низкими утехами.
В целом, много раз в процессе прочтения книги приходится задумываться о Евангелии, о мире царства Божия и его отношении с миром ветхим. И описанная ситуация перекликается со словами Иоанна.
«Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Евангелие от Иоанна 3:19-20)
Однако есть всё же одно принципиальное отличие. Эти слова сказаны не для того, чтобы отрубить и выбросить то, что держится за ветхий мир. Напротив, они сказаны в надежде, что, возможно, кто-то сможет принять новый мир и потянуться к нему, измениться, отбросить ветхое, спастись.
«Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Евангелие от Иоанна 3:17)
Иисус не относится к людям, не принимающим его, как «нет – и не надо». Для Христа это всегда трагедия, боль сердца. Вспомните, как он плачет об Иерусалиме, как ему важен богатый юноша, не могший пойти за ним по причине своего богатства, как он скорбит об Иуде, предающем его, и служит ему, зная о предстоящем предательстве. Христос пришёл не судить, а спасти погибшее. Судит же людей сама его жизнь, которую он прожил на земле, судит его любовь. Его жизнь обличает этот мир, и у людей остаются только две дороги: либо принять Христа и жить его жизнью, либо отвергнуть и остаться в тени. Да, многие действительно не идут к свету, как это ни прискорбно. Но обличение мира состоит не в осуждении, а в собственной святости и в усилиях для того, чтобы мир мог покаяться через созерцание святости Христа. Мог покаяться и быть спасённым.
Однако же когда я слышу слово «обличение» в христианской среде, у меня обычно возникает некое напряжение. Во-первых, я жду, что за этим последует обвинение. Во-вторых, это в подавляющем большинстве значит, что христианин начнёт обвинять такого же, как он, христианина (ведь неверующие редко используют это слово, не правда ли?). В-третьих, в итоге, наверняка посыплются встречные «обличения», теперь уже от обличаемого. И родится ссора, неприятие.
Люблю нагорную проповедь, она является немаловажной частью учения Иисуса Христа, которую никак невозможно игнорировать. Иисус Христос живёт так, как учит, и нас призывает жить так же, учиться характеру Божию.
«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.» (Евангелие от Матфея 7:1-6)
Кому говорит Иисус в нагорной проповеди? Он говорит евреям, толпе, собравшейся послушать его. Он рассказывает, какое царство Божье приблизилось к ним. Рассказывает так, чтобы любой еврей, считающий себя частью народа Божьего и ожидающий воцарения Бога Израилева на земле, понял его однозначным образом. Когда речь идёт об осуждении брата, слушатель понимает, что прежде указания на грех человека такого же, как ты, хорошо бы обращать внимание на собственную святость.
Когда речь заходит о псах, подразумеваемый круг людей расширяется. Слушатели подсознательно на уровне привычки понимают под этими словами язычников, то есть, людей не из их общества, не из Божьего общества. Ровно так же, когда говорится о свиньях, говорится о людях, которые разводят свиней, то есть не иначе как о язычниках, не евреях. Таким образом, имеются в виду люди, которые не знают закона, и Иисус говорит о них вот что. Нет смысла кричать о том, что они нарушают закон, если они его не знают вовсе. Закон, восстановлением которого занимается Иисус, – драгоценная жемчужина для самих евреев. И нужно хранить эту жемчужину для себя, а не понукать ею тех, кому она не принадлежит. И только тогда евреи смогут стать светом для других народов. Иначе же результат будет только обратным, посыплются взаимные обвинения, и народы могут развернуться, чтобы растерзать своих обвинителей.
Слушатели Иисуса понимали, насколько то, что он говорит, является серьёзной альтернативой тем учениям, которые витали и культивировались в храмовом служении, о том, что только иудеи поклоняются Богу по закону и наследуют спасение, а все остальные народы заслуживают чуть ли не уничтожения, это касалось и отступников из других колен Израиля. Блюстители нравственности присвоили себе право говорить от имени закона, но подошли к нему с точки зрения ненависти, тем самым извратив сам смысл закона.
Итак, Иисус говорил о свиньях, имея в виду язычников?! Ведь наше нутро восстаёт против того, что людей называют свиньями. Но Иисус Христос использовал те термины, которые были близки иудеям, однако подразумевал-то он совершенно обратное: примирение с языческими народами, завоевание их для Бога любовью вместо осуждения через закон.
Знаете, что сделал Христос позже, поговорив таким образом о свиньях? Он самолично пришёл в страну Гадаринскую, где всё враждебно и нечисто для еврея, где хозяйничают бесы, где пасутся свиньи, нечистые животные, где живут те самые язычники, которые и пасут свиней. Что делает Христос в этой стране? Он изгоняет из этой страны бесов. Помните, бесы просят его не изгонять из этой страны? Почему же они так говорят? Да потому что Христос пришёл не одного бесноватого исцелить, а целую страну спасти от легиона бесов и завоевать её для Отца небесного. На земном уровне он имеет дело с одним человеком (или двумя, в другом варианте рассказа), но на духовном уровне происходит война за целую страну, которую Христос спасает любовью к язычникам. Ведь бывший бесноватый пойдёт и будет говорить в своей стране о том, как Бог спас его!
А позже Иисус заходит в Самарию, с которой иудеи не сообщались, потому что она смешалась с язычниками и практиковала альтернативное поклонение Богу. Иисус говорит с одной женщиной, рассказывая ей о её пятерых мужьях и рассуждая о поклонении Богу. Она-то, наивная, думала, что он говорил с ней одной. А он тем временем на духовном уровне любовью завоёвывал для царства Божьего ещё одну страну. Он рассказал ей историю всей Самарии, которая поклонялась богам пяти народов, живших на её территории, как пяти мужьям, и заодно отчасти Богу Иакова как шестому мужу. Мы знаем, что самаритянка побежала рассказать это всем, и скоро множество людей в той стране было приобретено для Бога.
Всё, что происходит в жизни верующего, глобально и серьёзно. Нет ничего маловажного и игнорируемого. Оттолкнув одного человека, мы можем оттолкнуть Бога. Приняв одного человека любовью Божьей, мы можем, сами того не подозревая, завоевать для царства Божьего огромные территории. Надо быть очень аккуратными с этим.
Теперь, после рассуждений об учении Христа в отношении осуждения, обличения и прощения, я хочу остановиться на одном важном отрывке, ещё радикальнее определяющем отношение Иисуса к этим темам.
«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.» (Евангелие от Матфея 18:15-17)
Думаю, не ошибусь, если скажу, что большинство христиан воспринимают эти слова Христа как заповедь о том, как действовать при обличении чьего-то греха в церкви, естественно, только из любви к заблудшему и во спасение оного. А после прохождения всех шагов, вероятно, следует отлучать от церкви, дабы сохранить её святость и непорочность. Однако предлагаю разобраться. Стихи 15-17 в главе 18 Евангелия от Матфея нельзя отрывать от начала главы и от последующего вопроса Петра, потому что это один диалог. Без всего этого они обретают другой смысл, как если бы я, проходя мимо, услышал несколько фраз из разговора и подумал, что я знаю весь разговор. Рассмотрим главу 18 с самого начала. О чём там речь?
Ученики, как у них водится, из-за конкуренции между собой, спросили: кто больше в царстве Божьем? И получили от Иисуса не совсем устраивающий их ответ, что если не будут, как дети, то вообще не войдут в это царство, и что заботиться нужно только друг о друге, а не о своих постах в грядущем царстве. Потому что и сам Иисус только о том и заботится, чтобы никто не потерялся, не погиб. А если из ста потеряется один, то не нужно ли оставить девяносто девять и пойти искать потерявшегося? Таким образом, предваряя стихи об обличении, Иисус задаёт тему заботы о каждом человеке без исключения.
Как понимать сами стихи 15-17 в этом контексте? «Если кто согрешит против тебя». То есть, человек настойчиво делает вред тебе лично. Ты лично страдаешь от этого. Но ты, вместо ненависти, вместо того, чтобы вредить ему в ответ или требовать наказания, сделай всё, чтобы приобрести для себя этого человека. Попробуй поговорить лично о том, что его действия вредят тебе. Если он не услышит, попробуй взять с собой не случайных людей, а свидетелей того, что этот вред действительно наносится. Если и теперь не перестанет, всё равно не отказывайся от того, чтобы обрести мир с тем человеком, – привлеки ещё людей. Тут имеется в виду не совсем церковь. Церкви, как таковой, тогда ещё не было. Слово «екклезиа» означает собрание. Оно употребляется как для людей, посещающих одну синагогу, так и для любых собраний общества. Пусть общество рассудит вас. И только после этого со спокойной совестью, что ты всё сделал для того, чтобы обрести мир со своим обидчиком, можешь, уж ладно, отдалиться от него.
Речь о терпении и любви даже к своим обидчикам, чтобы не потерять их для себя и для общества царства Божия. В дальнейших стихах мы видим подтверждение, что речь всё ещё о том, чтобы никого не потерять. Пётр абсолютно правильно понял радикальность слов Иисуса. Он в изумлении спрашивает: это какое же терпение нужно! сколько тогда нужно прощать человека, если он упорствует во зле? до семи ли раз? На что Иисус отвечает: ты правильно понял, Пётр, не до семи раз, но бесконечно.
Если мы из обрывка главы для собственного удобства изобрели себе формулу, как за несколько шагов избавляться от неугодных странных грязных мешающих портящих картину типов, то это никак не относится к учению Христа. Потому что цель слов Христа как раз обратная: он говорит о бесконечной любви и прощении обидчиков и о том, что нужно делать всё возможное, чтобы обрести с ними мир.
Мы часто смотрим на Евангелие как на свод правил, закон Нового Завета, заменивший закон ветхий. Мы можем слепить для себя из Нагорной проповеди что угодно. Можем возвести новый закон, который ограничивает наши действия, и изумляться, насколько он недостижим и жёсток. Однако сам Иисус, не будучи чужд закону ветхому (кроме пророчеств о скором изменении рамок поклонения Богу, не в Иерусалиме, не на горе Иакова, а в духе и истине), разъясняет в Нагорной проповеди, как закон может стать благословением. Даже тот Ветхий Завет создан не для осуждения всего нечистого и языческого, не для уничтожения инакомыслящих, но для защиты слабого, для обустройства справедливого общества. Нагорная проповедь восстанавливает этот потерянный смысл Завета Божьего с людьми. И Новый Завет не исключение, он основан на любви, любовью созидается и ею же закончится.
В конце книги «Время дождя» новый мир буквально растворяет этот гнилой от дождя город с его похотями, плесенью, привычными и уютными неудобствами и заливает его солнцем и свежестью. Старый мир в страхе, в панике покидает город, из города тянутся вереницы навьюченных автомобилей и угрюмые пешеходы. Но у меня остаётся впечатление, что чего-то не достаёт этому новому миру. До чего-то он не додумался, этот новый мир. То, чего не видно у Стругацких ни в старом, ни в новом мире, так это любви. Её так не хватает…
Давайте воспринимать слово «суд» не как осуждение, наказание, отмщение. Слово «суд» чаще в Библии фигурирует как восстановление справедливости, защита невинного, освобождение угнетённого. Ведь милость выше суда, если говорить о нём как об осуждении, и прощение выше справедливости, если говорить о ней как о победе над обидчиком. Дайте шанс людям, сделайте всё, чтобы сохранить с ними мир и приобрести их любовью. Быть может, здесь на земле, имея дело с одним человеком и приобретя его любовью для мира между нами и для царства Божьего, на духовном уровне мы восстановим целую страну, завоюем её для Бога?! Кто знает, может быть, этот человек побежит и расскажет о любви, которую принял от нас, многим и многим.
Господи, Отец небесный, благодарим тебя за любовь и милость к своему творению, за то, что ты не пожалел и отдал всего себя для примирения с нами. Так и нам надо подражать тебе, быть верными до конца не только с тобой, но и с ближними нашими, и с далёкими нашими. Возлюбив до конца одного человека, которого ты даёшь нам, мы духом можем иметь часть в построении твоего царства. Будь благословен и прославляем во всех народах. Аминь.
22 ноября 2015 г.
Николай Скворцов