Сегодня нам предстоит закончить чтение Евангелие от Матфея.
27:1 Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти;
2 и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю.
3 Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам,
4 говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам.
5 И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился.
Иисус не для того пошел на смерть, чтобы Иуда удавился, не вынеся угрызений совести. Иисус до последнего пытается его спасти.
Чувство вины — плохой советчик. Когда мы грешим, должно быть что-то большее, чтобы можно было спастись, измениться — вера в то, что Его любовь больше.
6 Первосвященники, взяв сребренники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови.
7 Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников;
8 посему и называется земля та «землею крови» до сего дня.
9 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля,
10 и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь.
Иуда своими словами и поступком обличает первосвященников, но они не слышат, рассуждая о том, как формально верно будет распорядиться деньгами. Удивительно, как можно все формально сделать правильно, и при этом упустить самое главное.
11 Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь.
12 И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал.
Иисус молчит не потому, что нечего ответить, а потому, что все самое важное уже решено — в Гефсимании. Все важное в жизни решается не тогда, когда это происходит, и не во внешних событиях, — а внутри, в сердце.
Правда, некоторые боятся туда заглянуть — как Пилат ниже.
13 Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя?
14 И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился.
15 На праздник же [Пасхи] правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели.
16 Был тогда у них известный узник, называемый Варавва;
17 итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?
18 ибо знал, что предали Его из зависти.
19 Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него.
Пожалуй, одно из самых ярких свидетельств духовной чуткости женщин. Правда, бывают и женщины другого духа (Деян.16:16), так что различение все равно требуется.
Пилату в каком-то смысле просто разобраться. Наши главные решения созревают не в вакууме, у Бога нет недостатка в свидетельствах. Так, Пилат а) знает о невиновности (ст.18), б) слышит о вещем сне жены в) слышит голос совести (ст.24). Но страх за свою карьеру и жизнь оказывается сильнее (Ин. 19:13).
Какую роль страх играет в ваших решениях (или нерешительности)?
20 Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить.
21 Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву.
22 Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят.
23 Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят.
24 Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы.
25 И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших.
Необходимо помнить, что Евангелие от Матфея написано для иудеев, принявших Господа (отсюда так много ветхозаветных цитат, сам образ Иисуса как второго Моисея). Но это произошло, вероятно, после того, как официальные иудейские руководители составили проклятия против последователей Христа. Отсюда — много горечи, боль, которая звучит в этом тексте.
Если же подходить более отстраненно, то «весь народ» — это толпа не более 30 человек, больше бы не поместилось в претории. Причем это не благочестивое большинство (настоящие верующие занимаются приготовлениями к Пасхе и явно не пошли бы к язычнику). Эти люди даже не знают закона, в котором сказано: «Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление» (Втор. 24:16). И тем не менее, крик этих случайных людей решает все.
Увы, сегодня крик такой случайной толпы тоже часто оказывается важнее, чем голос разума и объективной реальности.
Несколько лет назад на курсы «Миссия возможна», которые мы вели с друзьями, была написана жалоба вот такой «толпы», людей, многие из которых даже не посещали занятий. Не важно, что ни один священник из участников их не поддержал и даже отговаривали, — курсы все равно закрыли. Обострение ситуации частично напоминало споры Иисуса с фарисеями, правда, все велось в виде писем и публикаций в интернете. Как жаль, что мы тогда не размышляли вместе над Евангелием, и дали не только развалиться курсам, но и разошлись друг с другом…
Для Иисуса же и апостолов это становится временем, после которого рождается новое — Церковь, и наступает время уже не Господу, а Его ученикам принимать ответственность за служение.
26 Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.
Если комментарии будут вам мешать, пропустите. Читайте сам текст Евангелия.
27 Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк
28 и, раздев Его, надели на Него багряницу;
29 и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!
30 и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.
31 И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.
У римлян была такая игра: «Царь на сутки». Приговоренного к казни одевали как царя и издевательски поклонялись ему. Это происходит и здесь. «Венец из терна» только звучит прекрасно, на самом деле это колючие ветки, которые даже брать страшно. Такой венец был возложен на голову Иисусу, а потом по нему дубасили палкой, заставляя шипы впиваться в череп. Из параллельных мест мы также знаем, что Иисуса подвергли двойному бичеванию, сначала — легкими бичами (когда Пилат еще надеялся вызвать сочувствие к осужденному), потом — «скорпионами», бичами с грузом, который вырывал полосы кожи у осужденного. Некоторые могли и умереть от такого бичевания, и уж естественно, у осужденных не оставалось сил, чтобы нести последнее орудие своей пытки — перекладину креста.
32 Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его.
33 И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место,
34 дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить.
35 Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий;
36 и, сидя, стерегли Его там;
37 и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский.
38 Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую.
39 Проходящие же злословили Его, кивая головами своими
40 и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста.
41 Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили:
42 других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него;
43 уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын.
Остановимся перед этими словами. Хотя они вложены в уста насмешников и гонителей, в них удивительным образом звучит правда.
Иисус — Тот, Кто спасает нас — от грехов и страстей, от смерти, от жизни, ориентированной исключительно на себя.
Он по-прежнему — Царь Израилев, и мессианское движение среди евреев, примета нашего времени, это решительно подтвердило: все больше и больше евреев веруют в Иисуса как Мессию.
И Он — действительно Божий Сын, Тот, через Кого мы узнаем Отца, Тот, к Кому обращены наши молитвы, надежды, и наша любовь.
44 Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его.
45 От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого;
46 а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
47 Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он.
48 И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить;
49 а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его.
50 Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.
Смерть Иисуса наступила от удушья и разрыва сердца. Человеку, приговоренному к распятию, пробивали запястья (пробитые ладони просто не удержали бы тело) и ноги. Под весом собственного тела легкие лишались кислорода, и распятые практически не могли вздохнуть. Чтобы сделать вдох, им приходилось подтянуться наверх на прибитых руках, опершись ногами на небольшую дощечку, которую прибивали внизу (у нас на изображениях это диагональное перекрестье). Так елозая по кресту вверх-вниз, распятые мучались по многу часов, а то и дней. На их обнаженные тела садились птицы, пытаясь выклевать глаза. Палящее солнце лишало тело воды, вызывая головную боль и помутнение рассудка. Сердце не справлялось с нагрузками. Распятие — одна из самых жестоких и страшных казней, выдуманных человечеством.
51 И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись;
52 и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли
53 и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.
Разрывание завесы символизировало прекращение Божьего Присутствия в Храме и скорый конец и богослужения, и самого Храма.
Упоминание о землетрясении и явлении святых присутствуют только у Матфея. Как эти стихи только не понимали — и как миф, призванный придать весомость происходящему и навести нас на определенные выводы (землетрясение как знак Божьего посещения — 3 Цар. 19:11, Пс. 103:32), и как рассказ о действительном явлении, но — призраков (во время катаклизмов люди склонны многое видеть, в т.ч. во снах).
Однако если буквально следовать рассказу, мы видим, что это явление ветхозаветных праведников в теле, и оно происходит после Воскресения Христа. Вероятно, нам таким образом показано, что с воскресением Христа начинается и всеобщее воскресение (сродни сюжету иконы «Сошествия во ад»). Что с ними стало потом, не ясно. Есть, правда, находчивое толкование, что они должны были вознестись вместе со Христом, или же их явление было мимоходом, подобно тому, как Иисус является Марии Магдалине в четвертом Евангелии.
54 Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий.
А помните, у Марка сотнику было достаточно лишь смотреть на Иисуса, чтобы поверить. Две разные интерпретации не обязательно противоречат друг другу, скорее, они нечто открывают нам о том, как к вере относились сами авторы евангельских повествований: Матфею виделось, что читателям помогут упоминания о чудесах. Петру, за которым следует Марк, было очевидно, что убеждает сама сила Личности.
Что побуждает верить вас, что поддерживает вашу веру?
55 Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему;
56 между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых.
57 Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса;
58 он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело;
59 и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею
60 и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился.
61 Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба.
62 На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату
63 и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну;
64 итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого.
65 Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете.
66 Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать.
28:1 По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.
2 И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем;
3 вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег;
4 устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые;
5 Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого;
6 Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь,
7 и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам.
8 И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его.
Согласование окончаний Евангелий представляет проблему. Было ли женщинам явление ангела (Марк, Матфей, Лука), или им предстала пустая гробница (Иоанн)? Так сказали женщины кому-то (Матфей), или нет (Марк)? Все ли женщины видели Господа (Матфей), или одна Мария Магдалина (Иоанн), и касались ли Его? Остались ли ученики в Иерусалиме (Лука-Деяния), или ушли в Галилею? А если и ушли, то потому, что вернулись к ловле рыбы (Иоанн), или же потому, что следовали повелению Господа (Матфей)? Где все-таки произошло Вознесение, в Иерусалиме (Лука-Деяния) или в Галилее (Матфей)?
Евангелисты, столь дотошные в других случаях, здесь, как будто, потеряли голову… И где были древние редакторы, обычно согласовывавшие такие расхождения? У меня нет ответов на эти вопросы. Это немного смущает. С другой стороны, вдруг подумалось: если я не могу объяснить, казалось бы, простые земные события, может быть, это указание на то, чтобы даже и не пытаться объяснить Воскресение?
И все же, как в исцелении тещи Петра — описывают это евангелисты по-разному, но суть остается неизменной. Там Иисус точно исцелил женщину, и она стала служить им. Здесь — точно произошло Воскресение, и это стало началом новой большой истории жизни с Воскресшим.
9 Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему.
10 Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня.
11 Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем.
12 И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам,
13 и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали;
14 и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим.
15 Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня.
16 Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус,
17 и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились.
Сомнение — это не плохо, в какой-то мере — естественно, вот, часть учеников сомневается при виде Иисуса.
18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.
19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
20 уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.
Некоторые учат наизусть Великое поручение, чтобы не сомневаться в призвании христианина свидетельствовать. Но как же хорошо, что здесь есть только одно поручение, и целых два ободрения: вся власть теперь принадлежит Иисусу, и мы в этом мире никогда не будем одиноки — Он будет с нами.
Совет в подарок
Если у вас есть дети, или вы сами доросли до того, чтобы стать как дети, самое время посмотреть полнометражный мультфильм «Чудотворец» (The Miracle Maker). Его сняли отечественные мультипликаторы по заказу BBC, вложив невероятный труд. Они сделали и серию получасовых мультфильмов «Библия в анимации. Ветхий Завет», каждый из которых, не побоюсь этого слова, шедевр библейской экзегезы Ветхого Завета.
Говорят, что в процессе работы над фильмами некоторые из мультипликаторов уверовали. И я, посмотрев на результат их работы, этому не удивляюсь.
спасибо большое посмотрела мультфильм Чудотворец . Слава Богу за всё!
К вопросу о том, где Господь обещает встретить учеников по Воскресении. Одна из версий — на Елеонской горе, там есть место, называемое «Малая Галилея», где вроде как была гостиница для паломников-галилеян. Может, таким образом можно примирить разночтения в Евангелиях? Есть ли в Галилее предполагаемое место Вознесения?
Анна, да, есть такое объяснение.
Но очевидно, что по Иоанну ученики идут ловить рыбу, а по Луке не должны покидать Иерусалим 🙂
Я специально говорю об этом, чтобы показать: я знаю об этой трудности, но это не является препятствием для веры. Надеюсь, и для читателей будет так же.