Дорогие братья и сестры!
Первые три Евангелия вы читали со мной, Владимиром Стреловым.
Теперь своими размышлениями по Евангелию от Иоанна будет делиться Дмитрий Иванин, сотрудник Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи и преподаватель Колледжа «Наследие». Передаю слово Дмитрию.
Друзья! Я бы хотел, чтобы наши чтения предоставляли, скорее, образы для созерцания и молитвы, чем комментарии или толкования. Толкования, в конце концов, можно прочитать на сайте ekzeget.ru, или посмотреть на youtube канале Владимира. Если вам хочется чего-то большего, присоединяйтесь в комментариях.
Начало Евангелия
1:1. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2. Оно было в начале у Бога.
3. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
4. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
5. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
6. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.
7. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.
8. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.
9. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
10. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.
11. Пришел к своим, и свои Его не приняли.
12. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
13. которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
14. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
15. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.
16. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать,
17. ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.
18. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
Начало Евангелия от Иоанна, так называемый Пролог, — это удивительный гимн, в котором в поэтичной форме Иоанн раскрывает свое понимание Христа. Понимание это не столь догматическое, сколько духовное, пророческое. Это его Символ Веры.
Оказывается, во Христе, Боге-Слове, в молитве, размышлении, я соприкасаюсь с вечностью, с началом творения, с Его победой, ведь “тьма не объяла его». В Нем жизнь и свет! Какое утешение, какая надежда! И начинаются отношения, когда возможно выразить «я» и «Ты» (другой, значимый не»я»).
Пытаясь уловить, какое послевкусие оставляет у меня этот текст, как бы я мог сформулировать Символ Веры своего сердца?
Говорят, поэтика Иоанна выражена прежде всего ритмом. Пытаясь уловить некоторый свой внутренний ритм, как бы я мог выразить, Кем\чем ощущается для меня Христос?
19. И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?
20. Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос.
21. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет.
22. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом?
23. Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия.
24. А посланные были из фарисеев;
25. И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?
26. Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете.
27. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его.
28. Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн.
29. На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.
30. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня.
31. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю.
32. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем.
33. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым.
34. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.
Иоанн не признает себя пророком, хоть и делает очень важное дело, дело явно от Бога. Он просто свидетель. Он призван, чтобы свидетельствовать, в первую очередь, о том, что он видит, и где он видит действие Бога (Духа).
И вот, я вижу, как в пустыню к Иоанну стекаются люди, приходят даже фарисеи из Иерусалима. Каждый по-своему ищет ответы. Я вижу, как приходит Иисус, и это — ответ для Иоанна. Он призван свидетельствовать: Иисус — Агнец Божий, Он — Ответ.
Иоанн ничего не придумывает, и предельно четок, он «глас вопиющего».
Где, оглядывая свою жизнь, я могу сказать: Иисус — это ответ? Где, оглядываясь вокруг, на жажду и вопросы этого мира, я могу засвидетельствовать : это — действие Божие, это — ответ?
35. На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его.
36. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.
37. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом.
38. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, — что значит: учитель, — где живешь?
39. Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа.
40. Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.
41. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос;
42. и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень Петр.
43. На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.
44. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.
45. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.
46. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.
47. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.
48. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.
49. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.
50. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.
51. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.
Господи, как поразительно Ты находишь каждого, как Ты находишь меня!Как привлекают иногда удивительные истории о Твоем действии в мире! Как наполняет надежда, когда Твое существование вдруг становится ответом, тем, что я так долго искал, тем, что обезоруживает кажущуюся жестокость и бессмысленность мира и мое одиночество! Как слова или открытое сердце брата, его свидетельство и верность вдруг укрепляют, рождают уверенность и желание действовать, даже здоровую ревность!
Ты первый говоришь мне: «ты имеешь значение», «Я знаю тебя»,«ты важен Мне», «я рассчитываю на тебя», «ты видишь Мою силу в этом? — увидишь больше этого!»
Учитель, где Ты живешь сегодня? Где Ты в том, что сейчас происходит? И как быть, если вдруг этого не видно, если сердце мое еще слеповато?
Благодарю Тебя, Господи, что я могу слышать Твой голос: «Я вижу тебя под смоковницей, Я знаю, что тебя волнует, просто будь внимателен к сердцу своему, и иди, иди, и увидишь». И тогда Твоя любовь, Твое принятие вдруг позволяют и мне сказать другому: «чего ты ищешь?» , «пойди посмотри, не это ли?», «смотри, что я нашел», — а может, даже и просто сказать: » я знаю, что у тебя на сердце».
2:1. На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там.
2. Был также зван Иисус и ученики Его на брак.
3. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.
4. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой.
5. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.
6. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры.
7. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха.
8. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.
9. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха
10. и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе.
11. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.
Первое, что открывает нам Господь, Его первое деяние — это свадебный пир в Кане. Прекрасный пир — это древний образ Царствия Божьего. Пир — это всегда радость: полноты, события, общения. Свадебный пир — не просто объедаловка и попойка. Люди приходят радоваться за других, красиво одеваются, приносят подарки, гораздо ценнее того, что они наели и напили. Радость, кажется, совсем в другом.
И вот первое, что делает Иисус со своими учениками, — это приводит их на пир, который вроде должен был бы напомнить о грядущем мессианском пире окончательной победы Бога. Придя на этот пир, Иисус приходит к человеку, чтобы разделить его радость, и радость его сделать совершенной.
И вот, мы видим, что на этом земном пире разыгрывается драма: проступает бедность, испорченность этого мира, — да пускай даже просто непродуманность, несовершенство. Да, Царство Божье уже здесь, уже среди нас, но здесь, на земле оно включает и раны этого мира.
Есть ли в моей жизни место празднику? Куда я могу пригласить Бога, и что в моей жизни может стать той водой, которую Господь превратит в вино для общего праздника? Где в окружающей меня жизни я могу увидеть, как сквозь раны проглядывает грядущее Царство Божие?
12. После сего пришел Он в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья его, и ученики Его; и там пробыли немного дней.
13. Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим
14. и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.
15. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.
16. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли.
17. При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня.
18. На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?
19. Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его.
20. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?
21. А Он говорил о храме тела Своего.
22. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус.
23. И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его.
24. Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех
25. и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке.
Иисус идет в Храм, в дом Отца своего. При этом Он знает, «что в человеке» — как легко даже самое святое и ценное может превратиться в источник лжи, манипуляции, обмана. Говорят, Иисуса возмутила не торговля как таковая, а именно нажива и ложь, возможность втридорога продать подходящее для жертвы животное или обменять деньги на якобы пригодные для жертвы с огромными процентами.
Иисус, даже зная немощи и неправды человека, все равно не готов с ними мириться. И как бы я хотел, чтобы встретив ложь и неправду в моем сердце, Ты не прошел молча мимо! Но какое возмущение порой вызывают во мне такие очищения!.. Как рассмотреть Тебя в них? Как принять, что что-то во мне просто должно умереть, чтобы святыня могла засиять, чтобы ее могли увидеть другие? Как увидеть, не закралось ли в самое святое моя ложь и неправда: желание побеждать, просто чего-то добиться за счет другого, или хотя бы как-то выгодно использовать свое духовное положение, выстроить неравенство с другим? Где мне бывает сложно разглядеть и принять Его очистительное врачевство?