3:1. Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских.
2. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.
3. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
4. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
5. Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
6. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
7. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.
8. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.
9. Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?
10. Иисус отвечал и сказал ему: ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?
11. Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете.
12. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном?
Никодим приходит к Иисусу под покровом ночи. Он рискует, в надежде, не откроется ли для него новая сторона отношений с Богом. Он осторожен и хочет вынести своё суждение прежде чем открыться, связать свое имя с Иисусом. Он ищет нового и в тоже время он боится – что скажут об этом визите другие фарисеи. Он хочет защитить свои позиции и начинает разговор с «мы знаем».
Иисус понимает ситуацию Никодима, и понимает ее тупиковость. И Он не согласен с этой ситуацией мириться — Он сразу переводит разговор в «не может увидеть». Не только чтобы войти, но чтобы просто увидеть, заметить, нужно перейти с позиции «я знаю» в позицию «я рождаюсь свыше», меня «рождают» свыше. Я снова становлюсь ребенком, только на этот раз ребенком, который всему учится не от того мира, что вокруг него, не из опыта суждений и оценок, а учится у Бога – слушая и следуя за Его Духом.
И это действительно новое рождение – из плена моих привычек, убеждений, прошлого опыта к большей свободе во Христе. Темы для размышления: В чем моя жажда и мои опасения? В каких областях своей жизни я все еще испытываю конфликт между жаждой быть ребенком Божиим, быть свободным во Христе, — и тем, что говорит мне опыт моей жизни, мои суждения, мои раны и разочарования?
13. Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.
14. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,
15. дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
16. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
17. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.
18. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.
19. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;
20. ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,
21. а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.
Иисус — это Свет, и нет в Нем никакой тьмы. Он — сошедший с небес и одновременно пребывающий с Отцом. Иисус — Единородный Сын Божий. Его реальность — подлинная реальность.
Господи, Ты пришел не судить, а спасать. Твой свет, Твое слово, Ты сам — суд для меня. Я мучаюсь, видя неправду в себе, и понимаю, что сам не могу взойти на небо. Господи, Ты пришел, чтобы спасти меня, спасти от моего собственного осуждения, открыть новую дверь, новую возможность. Помоги никогда не сомневаться, что Ты любовь, что Ты «играешь» на моей стороне. Помоги помнить, что часто я страдаю не от искаженности этого мира, а лишь потому, что мои дела злы. Удержи меня от такого падения, когда я ненавижу свет и не иду к нему.
22. После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил.
23. А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились,
24. ибо Иоанн еще не был заключен в темницу.
25. Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении.
26. И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему.
27. Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба.
28. Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним.
29. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась.
30. Ему должно расти, а мне умаляться.
31. Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех,
32. и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его.
33. Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен,
34. ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа.
35. Отец любит Сына и все дал в руку Его.
36. Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем.
Как трудно бывает радоваться делам другого, успеху, к которому я не причастен! Я могу порадоваться за жениха, но разве могу я жить радостью жениха? Мои достижение, успехи, наполняют меня энергией, а когда я остаюсь не у дел, то чувствую себя бессильным. Кажется, я не могу жить жизнью другого, это губительно — ведь у меня моя жизнь и мое дело.
Но может ли победа, приращение энергии другого стать источником, энергией моей жизни? Могу ли я радоваться, когда вижу, что в мире творятся «дела Божии», пусть к ним я и не причастен? Может ли миссия другого стать и моей миссией, и тогда факт того, что победа осуществляется, стать и моей победой, источником моей жизни? Могу ли я ощутить себя частью большего?
4:1. Когда же узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн, —
2. хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его, —
3. то оставил Иудею и пошел опять в Галилею.
Господи, как часто даже в Церкви «другой» пугает и кажется опасностью! Ведь он не такой как я, идет не таким путем, его путь рождает во мне сомнения в правильности моего. Даруй мне мужество видеть и признавать, что Ты и Твоя миссия важнее успеха «моего» пути, одобрения, карьеры. Научи меня жить в мире, где есть другой, принимать его. Научи меня видеть Тебя и Твои знамения, видеть свою роль и роль другого. Научи меня быть «другом жениха».
4. Надлежало же Ему проходить через Самарию.
5. Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.
6. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.
7. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.
8. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.
9. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.
10. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.
11. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?
12. Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?
13. Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,
14. а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
15. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.
16. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.
17. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,
18. ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.
19. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.
20. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
21. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
22. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.
23. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
24. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
25. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.
26. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.
27. В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?
28. Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:
29. пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?
История самарянки — это подлинное чудо духовного исцеления. Бедная одинокая женщина. Даже к колодцу она идет в жаркий полдень в полном одиночестве! Иисус деликатно Он начинает беседу, возвращает ей достоинство и самоценность — ведь мужчина, да еще и иудей просит у нее пить. Он не раздражается ее непониманию, но ненавязчиво устанавливает с ней отношения интереса и доверия. И только потом выводит самарянку на правду о ее жизни. Ведь, только если я честен относительно себя (своего состояния, своей нужды получить помощь и исцеление, своей неспособности исцелиться самостоятельно), ведь только если все мои попытки привели лишь к тому, что я жажду снова, — только тогда я могу признать, что я не прав и не знаю как надо, и только Бог может знать.
И тогда я могу быть способным просить дать мне воды живой, быть способным ее принять. Это и становится настоящим чудом внутреннего исцеления, которое, как и самарянке дает мне новую силу и новую смелость, которое может сделать и меня источником воды живой для другого.
30. Они вышли из города и пошли к Нему.
31. Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь.
32. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.
33. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?
34. Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.
35. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.
36. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,
37. ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.
38. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.
39. И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.
40. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.
41. И еще большее число уверовали по Его слову.
42. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.
Господи, Ты — Источник воды живой. Ты открываешь самарянке ее истинную жажду, Ты показываешь, как моя жажда может быть преображена Тобой в источник воды живой. Помоги мне видеть в обстоятельствах моей жизни, в моих трудностях и неудачах духовное измерение. Научи не абстрактно рассуждать о религии, но всегда видеть вопрос обращенным к себе. В минуты усталости и духовной сухости помоги не скатываться в ритуал, но стремиться поклоняться Тебе в Духе и Истине.
43. По прошествии же двух дней Он вышел оттуда и пошел в Галилею,
44. ибо Сам Иисус свидетельствовал, что пророк не имеет чести в своем отечестве.
45. Когда пришел Он в Галилею, то Галилеяне приняли Его, видев все, что Он сделал в Иерусалиме в праздник, — ибо и они ходили на праздник.
46. Итак Иисус опять пришел в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино. В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен.
47. Он, услышав, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею, пришел к Нему и просил Его придти и исцелить сына его, который был при смерти.
48. Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес.
49. Царедворец говорит Ему: Господи! приди, пока не умер сын мой.
50. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел.
51. На дороге встретили его слуги его и сказали: сын твой здоров.
52. Он спросил у них: в котором часу стало ему легче? Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его.
53. Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров, и уверовал сам и весь дом его.
54. Это второе чудо сотворил Иисус, возвратившись из Иудеи в Галилею.
Господи, знамения и чудеса радуют и укрепляют меня, помогают мне верить. Иногда трудно бывает поверить и успокоиться, поверить Твоему Слову и пойти. А ведь уверенность в невидимом, в осуществлении ожидаемого и есть механизм веры. И только «пойдя» верою, я могу встретить на дороге слуг и получить подтверждение правильности своего шага.
В каких ситуациях моей жизни мне все еще мало аргументов, чтобы сделать шаг? В каких областях моей жизни я чувствую нужду сделать «шаг верой»?
Году въ 2010-мъ размышленія надъ сею главой Еѵангелія Іоаннова сложились у меня въ такой вотъ разсказъ:
Самаряныня
Будучи въ одномъ селеніи, гдѣ мы покупали продукты для бѣдныхъ христіанъ александрійской общины, истомленный жаждой, поскольку день былъ жаркій, а воды у насъ не осталось, я оставилъ своихъ спутниковъ и поспѣшилъ къ колодцу. Напившись и наполнивъ мѣхи, я увидѣлъ, что къ колодцу подошла дѣвушка. Я помогъ ей начерпать воды и, видя, что она очень красива, заговорилъ съ ней:
— Госпожа моя, — сказалъ я. — Прошу, не покидай меня тотчасъ же, но останься и поговори со мною немного.
— О чемъ же мнѣ съ тобой говорить? — отвѣчала она. — Ты, я вижу, человѣкъ образованный, и, какъ я слышала, о чемъ вы бесѣдовали межъ собою, христіанинъ. Я же необразованная язычница, и хотя когда-то я слышала о Христѣ, будучи въ Александріи, я не вижу причинъ почитать Его больше древнихъ покровителей моей земли, которыхъ почитаютъ мои отецъ и мать, и которымъ поклоняемся мы съ глубокой древности.
Услышавъ, что она язычница, я огорчился, но въ то же время возрадовался въ душѣ и возблагодарилъ Бога за то, что Онъ предоставилъ мнѣ просвѣтить познаніемъ истиннаго Его свѣта эту прекрасную дѣву. И я сказалъ ей:
— Если ты слышала о Христѣ, то, должно быть, тебѣ извѣстно, что Онъ бесѣдовалъ съ одной женщиной у колодца, которая была самарянка и спрашивала Его. Эта женщина была столь же прекрасна, сколь и умна, и такъ же искала истину, какъ и ты. Если ты желаешь, я разскажу о томъ, какъ они бесѣдовали.
— Я не слыхала объ этомъ. Но, если ты сравниваешь её со мной, то разскажи мнѣ, и я скажу, такъ ли это на самомъ дѣлѣ.
И, когда я говорилъ ей, какъ Христосъ бесѣдовалъ съ самарянкою у колодца, и дошёлъ до мѣста, гдѣ Онъ сказалъ, что можетъ дать ей воду, испивъ которую, человѣкъ не будетъ болѣе жаждать, ибо самъ сдѣлается источникомъ воды, а жена самарянская попросила дать ему именно этой воды, чтобы не приходить ей болѣе черпать, дѣвица воскликнула:
— Неразумная эта женщина! Развѣ она не знала, что твой Христосъ говорилъ съ ней загадками?
— Я не знаю, — отвѣтилъ я. — Но, не давъ ей никакого отвѣта, нашъ Спаситель попросилъ её позвать мужа, очевидно, намекая на то, что онъ будетъ болѣе догадливъ.
— Развѣ всѣ жены столь неразумны, какъ эта? Ты говори мнѣ загадки, которыя обратилъ Онъ къ ней, а о значеніи ихъ я догадаюсь сама.
— Хорошо, госпожа моя. Та неразумная женщина обрѣла потомъ высшее совершенство въ мудрости, о какомъ могутъ только мечтать смертные. Если ты превозможешь её, она уступитъ тебѣ свое мѣсто. Тогда же она была весьма грѣшной и жила съ сожителемъ, который ей увлекался. И въ этомъ она постѣснялась признаться незнакомому человѣку. Тогда она солгала и сказала, что у нея нѣтъ мужа. Спаситель не опровергъ её, но обличилъ передъ нею тутъ же всю ея жизнь, сказавъ, что она уже пятерыхъ смѣнила мужей, да и этотъ вовсе не мужъ ей, а приходящее нѣчто. Язычники-самаряне легко допускали развратъ, но такое поведеніе даже для нихъ было уже чрезмѣрнымъ. Мы же, христіане, ничего подобнаго не допускаемъ въ нашемъ обществѣ.
— Не знаю, какъ можно оставаться прекрасной, смѣнивъ столькихъ мужей, да и объ умѣ въ ней это не говоритъ. Скорѣе, о ненасытной утробѣ.
— Удивительно сочетала она развратъ свой съ религіозностью! Ибо, услышавъ такое о своей жизни, она ничуть не смутилась, но стала спрашивать Іисуса, увидя въ Немъ человѣка Божія, о томъ, какъ правильно поклоняться Богу.
— И что же Онъ ей отвѣтилъ?
Я, было, хотѣлъ уже ей сказать, какъ вдругъ къ намъ неожиданно подошёлъ Оригенъ. Онъ отлучился изъ Александріи два мѣсяца назадъ по просьбѣ аравійскаго префекта, чтобы сообщить ему познаніе праведнаго Солнца Христа, и я весьма удивился его внезапности.
— Какъ ты здѣсь оказался? — удивился я. — развѣ ты не въ Аравіи?
— Милостью Божьей, — отвѣтилъ онъ, — служеніе мое завершилось благополучно. И теперь я нужнѣе въ Александріи. Въ селеніе меня привела надежда застать здѣсь членовъ общины, чтобы вернуться съ ними. И, какъ ты видишь, надежда не подвела меня.
— Эта дѣвица весьма умна. Хотѣлъ бы я, чтобы она была съ нами.
— Такъ докажи это дѣломъ, — сказала она, — и повѣдай мнѣ, что ей отвѣтилъ Іисусъ.
— Она спросила Его, на какой горѣ слѣдуетъ поклоняться Богу. Видишь, она предпочла не замѣтить того, насколько поліандрія говорила о разженіи въ ней плотскаго, но искала плотскаго же поклоненія.
— А развѣ Писаніе свидѣтельствуетъ о поліандріи? — спросилъ Оригенъ.
— Удивленъ я, услышавъ такой вопросъ. Развѣ тамъ не сказано, что сія жена премѣнила пятерыхъ супруговъ, живя съ ними вольно.
— Ничуть не сказано.
— А что же тамъ сказано?
— Чтобы ты и эта прекрасная дѣвица лучше уяснили себѣ, о какихъ мужахъ говорила самаряныня, мы обратимся снова къ началу и встрѣтимъ ихъ у колодца.
— Разскажи намъ всё отъ начала, и такъ мы оба лучше поймемъ конецъ.
— Итакъ, когда ученики Христа ушли въ городъ, чтобы купить необходимый для жизни хлѣбъ, Самъ Хлѣбъ Жизни возжелалъ быть увлажнённымъ водой изъ святаго колодезя, какую можетъ дать Ему душа, всецѣло обратившая себя къ познанію Истиннаго Бога, что, какъ мы видимъ, и дала ему женщина самарянская. Когда же Іисусъ сидѣлъ и ждалъ Своего часа, чтобы совершить священное сіе таинство, пришла женщина, которая смогла увлажнить сей священный Хлѣбъ. Но чтобы показать, что сей Хлѣбъ не только нуждается въ увлажненіи, но и Самъ можетъ увлажнять, будучи Источникомъ воды живой, поскольку Онъ имѣетъ ещё и такое имя, Онъ говоритъ ей: «Если бы ты знала даръ Божій» . Ибо она ещё не знала. И, когда Христосъ показалъ ей, что можетъ дать и такую воду, испивъ которую, человѣкъ болѣе не будетъ жаждать, ибо и самъ содѣлается источникомъ животворящимъ, эта женщина сказала Ему съ радостью: «Господинъ! дай мнѣ этой воды, чтобы мнѣ не имѣть жажды и не приходить сюда черпать» . Замѣть, что просила она воду для себя одной. Іисусъ же, однако, проситъ её позвать мужа. Понимая, что женщина разумѣетъ вовсе не ту воду, о которой Онъ говорилъ и, какъ бы уступая ей, Іисусъ намекаетъ, что нехорошо освободить отъ жажды её одну: она вѣдь всё равно будетъ ходить къ колодцу и черпать воду для своихъ домашнихъ, и тогда онъ попросилъ её привести мужа. Но, когда женщина отвѣтила Ему, что не имѣетъ мужа, Спаситель нашъ изрёкъ тайну, надъ которой жена самарянская должна была поразмыслить: «Правду ты сказала, что у тебя нѣтъ мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тотъ, котораго нынѣ имѣешь, не мужъ тебѣ; это справедливо ты сказала» . Замѣтьте, что не обличилъ её во грѣхѣ, какъ если бы она жила блудно, а напротивъ — похвалил справедливость сказаннаго. Но что же отвѣтила женщина? Стала ли она возражать Ему, что подлинно не имѣетъ мужа, стала ли вопрошать Его, откуда это сдѣлалось Ему извѣстнымъ? Нѣтъ, она увидѣла въ Немъ человѣка отъ Бога, хотя о Богѣ ещё не шла между ними рѣчь. Не о мужахъ стала она говорить, но о томъ, гдѣ слѣдуетъ поклоняться Богу, хотя Іисусъ, повидимому, ей говорилъ о мужахъ.
— Если не о мужахъ, — обратилась къ нему прекрасная собесѣдница, — то о чемъ же?
— О томъ, что называется мужами образно.
— И что же понимается подъ мужами?
— Пять бывшихъ мужей — это пять іудейскихъ книгъ, которыми пользовались самаряне, а шестой — эта вѣра самарянъ, которая была чужда, какъ мы увидимъ, сей женщинѣ.
— Вижу, ты разсуждаешь умно, наставникъ, — сказала моя собесѣдница. — Но на какомъ основаніи ты такъ разсуждаешь?
— Знакома ли ты съ тѣмъ, что сдѣлалъ Іеровоамъ, раздѣлившій царство Израилево?
— Мнѣ ничего не говоритъ это имя.
— Чтобы понять, откуда появились эти мужи, мы спустимся такъ глубоко, чтобы, постепенно поднимаясь изъ глубинъ вѣковъ, мы, мало-по-малу, достигли бы свѣта истины. Сей Іеровоамъ, пока былъ въ землѣ Израиля, не сооружалъ себѣ идоловъ; когда же, убѣжавши отъ мудраго Соломона, сошелъ въ Егѵпетъ, какъ бы отъ мудрости отдаляясь, онъ пренебрегъ ею и женился на родственницѣ фараона какъ бы на ложномъ вѣдѣніи. Но, хотя онъ и вернулся потомъ въ землю Израиля, взошелъ онъ въ неё не съ тѣмъ, чтобы вернуть забытую мудрость, но для того, чтобы раздѣлить народъ Божій и заставить ихъ сказать золотой телицѣ: «Вотъ боги твои, Израиль, которые вывели тебя изъ земли Егѵпетской» . И когда, такимъ образомъ, отвёлъ онъ отъ истиннаго благочестія десять колѣнъ Израилевыхъ, основалъ онъ новое царство, гдѣ собрались люди порочные и развращённые сердцемъ. Въ Самаріи онъ учредилъ столицу новаго царства. Писаніе не умалчиваетъ передъ нами тѣхъ беззаконій, которымъ предавались цари Израильскіе, будучи поклонниками кумировъ. Но не всѣ таковы были въ ряду царей, ибо Іиуй вѣрно служили Господу и истреблялъ служителей ложныхъ боговъ. И ему, я думаю, стоитъ подражать и намъ, истребляя въ своей душѣ то, что относится къ служенію мысленнымъ идоламъ. И не допускать того, что стало съ царствомъ Израильскимъ, цари котораго предпочитали вопрошать божество Аккаронское, совершенно забывъ Изведшаго ихъ изъ пустыни, Того, въ Которомъ они обрѣли свободу, даную заповѣдію: «Я Господь, Богъ твой, Который вывелъ тебя изъ земли Египетской, изъ лона рабства» . Но тѣ, кто отвергли свободу, сами себя обрекли на долговѣчное рабство: «И прогнѣвался Господь сильно на Израильтянъ, и отвергъ ихъ отъ лица Своего… И перевелъ царь Ассирійскій людей… и поселилъ ихъ въ городахъ Самарійскихъ вмѣсто сыновъ Израилевыхъ. И они овладѣли Самаріею» .
— Изъ всего этого доселѣ ещё не появляются эти мужи.
— Но мы скоро встрѣтимся съ ними. Священная исторія ихъ не скрываетъ отъ насъ. Народы, пришедшіе на мѣсто евреевъ, не почтили Бога Израилева, какъ не чтилъ Его и самъ Израиль, отведенный за безчестіе въ Ассирію. Царь Ассирійскій отправилъ къ нимъ одного священника, но не священника Бога Истиннаго, а того, отца котораго когда-то поставилъ Іеровоамъ, чтобы служить золотой телицѣ и отвратить народъ израильскій отъ истины и отъ Храма, гдѣ совершали служеніе священники изъ колѣна Ааронова, священствовать которымъ повелѣлъ Богъ. И, смотри же, здѣсь ты сможешь увидѣть ясно пятерыхъ мужей, которые были у самарянской жены. Пять мужей – это пять Моѵсеевыхъ книгъ, которыя взялъ священникъ, чтобы научить заблудшихъ людей Закону, который на устахъ почитали Самаряне, сердце же ихъ далеко отстояло отъ него. Поэтому и той самарянской женѣ не были онѣ мужами. Шестой же мужъ – это есть не что иное какъ идолопоклонство, которое было мужемъ всѣмъ самарянскимъ душамъ, но къ которому не была причастна жена, которая пребывала въ сомнѣніяхъ. Поэтому и сказано было женѣ: не мужъ тебѣ идолопоклонство. И она, мудро разсудивъ о томъ, откуда взялись у нея мужи, уразумѣла, что не о плотскихъ мужахъ говорилъ ей Тотъ, Кто желалъ привлечь ея душу къ таинственному созерцанію, и тогда уразумѣла она, что передъ ней, по крайней мѣрѣ, пророкъ, то есть Человѣкъ Божій. Если-же онъ отъ Бога, то отъ него можно было добиться какихъ-нибудь указаній на то, какъ правильно почитать Его: въ Іерусалимѣ или-же на горѣ Гиризимъ. Вѣдь весь вопросъ объ истинномъ почитаніи Бога для той, что привыкла мыслить Его тѣлесно, заключался лишь въ мѣстѣ, гдѣ, по ея мнѣнію, Онъ могъ по преимуществу обитать.
— Ты сказалъ хорошо, наставникъ, — отвѣтилъ я. — Теперь и мнѣ стало ясно, какіе это были мужи. Но если плотскіе мужи не суть плотскіе, то что такое поклоненіе въ духѣ, о которомъ говорилъ Христосъ?
— Это то поклоненіе, которому Спаситель желаетъ научить ищущую Его душу. Его отвѣтъ явилъ новую для насъ тайну, которую никогда не слышали не только въ самарянской землѣ, но, думаю, даже и во всёмъ мірѣ: «Богъ есть Духъ» , — и именно такое вѣдѣніе Бога было предложено ей въ противоположность всѣмъ ея прежнимъ вѣрованіямъ, происходящимъ отъ плоти, а не отъ Духа Святаго, ибо настало время, «когда истинные поклонники будутъ поклоняться Отцу въ Духѣ и Истинѣ, ибо такихъ поклонниковъ ищетъ себѣ Отецъ» .
— Но неужели до откровенія этой тайны не было никого, кто поклонялся бы Богу въ духѣ и истинѣ? Развѣ не въ духѣ поклонялся ему Сократъ? — удивилась дѣвушка.
— Возможно, — отвѣтилъ я. — Но не въ истинѣ.
— Ты найдешь этихъ людей, если разогнешь наши книги. Развѣ Моѵсей, проведшій народъ Израильскій черезъ Чермное море, не поклонялся Ему такимъ образомъ, какъ и его сестра Маріамъ и братъ Ааронъ? Развѣ не былъ такимъ поклонникомъ Давидъ или Соломонъ, доколѣ не развратился и не палъ съ женами? Болѣе того, были цари Іудеи и даже Израиля, которые творили угодное въ очахъ Божіихъ; развѣ они не искали истиннаго поклоненія? И развѣ Даніилъ, что былъ избавленъ отъ пасти льва, который образно означаетъ и того разъярённаго льва, отъ котораго избавляются всѣ вѣрные кроткому Агнцу, не былъ такимъ поклоникомъ, любезнымъ Отцу? Но и вся вселенная — это храмъ Божій. И развѣ Аврамъ, ещё до того, какъ названъ былъ Авраамомъ, не обрѣлъ, созерцая ея красоты и тайны, поистинѣ астрономическаго познанія, въ которомъ онъ сталъ духомъ и истиною поклоняться Творцу всего и пріобрѣлъ новое имя?
— Тогда для чего нуженъ былъ евреямъ отдѣльный храмъ, если весь космосъ – это храмъ Божій? Хотя, стало быть, если храмъ – то, значитъ, не богъ, какъ училъ Платонъ, да и не можетъ Богъ, какъ ты говоришь, представлять собою нѣчто тѣлесное.
— Храмъ служилъ образу и тѣни того, что должно совершаться въ духѣ и истинѣ. Какія же жертвы нужно было приносить въ этомъ храмѣ? Если спасенный изъ лона рабства отбрасывалъ гордость, тогда онъ приносилъ быка въ пріятное благоуханіе Господу. Жертвы же приносились рукой Аарона, не той рукой, которая принадлежала Аарону, но рукою Высшаго Первосвященника, Который поставленъ вовѣкъ. Если уничтожались похоть и сладострастіе, приносился въ жертву мысленный козелъ. А тотъ, кто преодолѣлъ вожделѣніе — заколалъ рукою этого Аарона тельца. А исцѣленіе отъ невѣжества подобнона закланію овцы. И такъ далѣе . Но когда пришёлъ Свѣтъ, исчезла тѣнь, которую до той поры отбрасывалъ іудейскій Храмъ: когда же, наконецъ, была принесена та единственная Жертва за грѣхъ, какая ещё нужда оставалась въ дурно понятой крови козловъ и тельцовъ? И кто теперь можетъ запретить намъ, послѣдователямъ Слова, раздѣлять между собой эту единожды принесённую за насъ Жертву? Когда крестились мы въ Смерть нашего Спасителя, что же мѣшаетъ намъ вкушать и Его Воскресеніе, причащаясь отъ Хлѣба Небеснаго, вѣдь этотъ Хлѣбъ былъ испечёнъ изъ той пшеницы, которая, упавъ на добрую землю, принесла и плодъ добрый? И что мѣшаетъ намъ пить мѵстическое вино, живительное и радующее сердца вѣрныхъ, то есть Кровь Христову, пролитую за насъ? Испей же и ты, дѣва, ищущая познанія, изъ колодезя Іакова, изъ этого колодезя древняго, который есть кладезь мудрости. Испей изъ него, какъ испила живительной влаги прекрасная самаряныня, понявъ, что уже пришёлъ тотъ Спаситель, котораго ожидали не только іудеи и самаряне, но болѣе того – весь міръ. Учись поклоняться Богу въ Духѣ и истинѣ, и пусть, какъ и той, бывшей на пути къ Истичнику живительной взаги, не будетъ тебѣ супругомъ язычество, но Тотъ, кто наполнилъ духовный кладезь сокровенной премудростью, дабы, испивъ отъ него живительной влаги, которую обѣщалъ Онъ, не жаждать уже во вѣки.
— Что же мнѣ дѣлать, — спросила дѣвушка, — чтобы испить изъ этого колодца, если наши кладязи изсохли и не даютъ уже той воды, которую я чаяла въ нихъ получить?
— Если будетъ намъ сопутствовать Божіе Слово, то съ Его помощью мы приведемъ тебя къ этому колодезю. Пойдемъ съ нами! — сказалъ я ей. Какъ зовутъ тебя, премудрая дѣва?
— Ѳеотима.
— Прекрасное имя для дѣвушки! Ты можешь пойти съ нами. Если хочешь, ты сможешь посѣщать наши собранія, а я буду сопровождать тебя на пути. Пойдемъ, Ѳеотима! Братья уже ждутъ насъ.
14. а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
Интересно , я думал , что источник только у Христа, а здесь говорится , что и во мне может пробудится такой источник, если принять у Иисуса этой живой воды. Живая вода здесь подрозумевается как святой дух, тогда он уже на нас сходит во время крещения , но наверно в течении жизни этот источник в нас может засыхать, но почему он засыхает? , если Христос говорит, что получив духа, мы не возжаждем.
Ещё мне непонятно выражение — текущей в жизнь вечную? Как это течение может быть связано с моей жизнью?