5:1. После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.
Иисус приходит в Иерусалим на праздник Иудейский. Иерусалим — центр вселенной иудея, центр его религиозного самосознания. Это место, где находится Храм, символ присутствия Бога посреди своего народа. Здесь приносятся жертвы, совершаются праздничные ритуалы. Все это призвано не только освятить жизнь и время, но и явить взаимоотношения народа и Бога.
Иисус приходит на праздник. Каково было Иисусу, знавшему Отца, находящемуся с Ним в совершенного другой плоскости отношений, видеть этот город, храм, жертвы — весь тот культ, который построили люди в своем понимании отношений… Но вот Слово воплотилось и открыта новая возможность отношений — поклонение в Духе и Истине.
Господи, в наших храмах бывает такое, что мне непонятно и трудно принять. Воззрения других людей и отношения с ними часто не взывают во мне чувства родства и единства. Господи, научи меня видеть Тебя в моей Церкви. Научи не довольствоваться внешней стороной культа, но искать отношений с Тобой.
Тема для размышления: как в своей христианской жизни я могу видеть нечто большее чем культ (посещение богослужений, чтение молитвослова, жертвование денег, разнообразные освящения), как могу идти к поклонению в Духе и Истине? Что может стать для меня таким поклонением, отношениями, к которым призывает Иисус?
2. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.
3. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,
4. ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.
5. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.
6. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?
7. Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.
8. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.
9. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.
10. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.
11. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.
12. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?
13. Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.
14. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.
15. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.
Иисус сострадает человеку, хорошо понимая, что произошло за время его болезни. И своим вопросом, повелением взять постель Христос пробуждает внутреннюю силу, которую человек утратил за тридцать восемь лет безуспешных попыток исцеления и ожидания помощи. «Хочешь ли действительно быть здоров, или уже согласился, что все безнадежно?»
Этот разговор очень похож на беседу Христа с Никодимом, как-будто иллюстрирует его. Подобно тому, как там рождение свыше происходит от воды и Духа, так и здесь исцеление происходит от воды и Божьего действия. Подобно рождению, исцеление требует действия по вере — взять постель свою ходить. Кажется, что само исцеление происходит уже без присутствия Христа, когда Он уже скрылся в народе. Христос восстанавливает внутреннюю силу человека, ту силу, что позволяет ему жить верой, и которая так просто разрушается грехом.
Господи, укрепи во мне внутреннюю силу, то пространство, где я могу откликаться на Твой призыв, Твое действие. Господи, даруй мне способность откликаться на нужду человека, не только материально, но и восстанавливать внутреннюю силу других, их способность идти к Тебе и с Тобой по жизни.
Тема для размышления: где в моей жизни травмы прошлого, неудачи, отвержение родили отчаяние и бессилие, ощущение что, я не смогу идти сам? Где в моей жизни призыв взять «постель свою» звучит как неисполнимый, но что-то тихо подсказывает ,что выход может быть только в том, чтобы открыться силе Божьей, стать послушным Его призыву, и действием вновь обрести потерянную внутреннюю силу?
16. И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу.
17. Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю.
18. И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу.
19. На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также.
20. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь.
21. Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет.
22. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну,
23. дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.
24. Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.
25. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.
26. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.
27. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.
28. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия;
29. и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения.
30. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.
Иисус раскрывает свое Божественное достоинство. Это Откровение так неожиданно и громко! Оно как-будто повторяет пролог Иоанна, но уже во плоти исторического повествования.
Как же это понять, перевести на доступный моему пониманию уровень? Суббота призывает нас перевести взгляд от своих дел, от земли — и посмотреть на мир глазами Бога, и задаться вопросом, каким я вижу Бога сегодня. Оказывается, Бог не отошел от дел Своих; хотя творение мира и закончено, Бог все еще творит. И Иисус творит. В субботу у нас есть особая возможность увидеть, что Бог творит сегодня. И подобно тому, как Иисус творит то, что видит и слышит от Отца, так и те, кто творит с Иисусом, не приходят на суд, они переходят в жизнь.
31. Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно.
32. Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне.
33. Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине.
34. Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись.
35. Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его.
36. Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня.
37. И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели;
38. и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал.
39. Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.
40. Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь.
41. Не принимаю славы от человеков,
42. но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу.
43. Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете.
44. Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?
45. Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете.
46. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне.
47. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?
В словах Господа к иудеям есть предостережение и для меня. Очевидно, есть дела и решения, разлучающие с Господом и ведущие в погибель, состояния, которые мешают видеть и слышать Христа. Тогда и свидетельства жизни других, и Писание, и данный Моисеем закон и образ жизни не помогают. И эту преграду внутри моего сердца Господь не может обойти.
Господи, даруй внимание увидеть все то, что мешает моей вере, все мои заблуждения и воззрения, в которых я закостенел, все то, от чего я боюсь отказаться, — чтобы я мог расчищать источник любви и пребывающего во мне Слова.
Возможная тема для размышления: Как страх, например страх встретиться с собственным бессилием или неискоренимым страданием других может закрывать от меня Бога и Его присутствие в мире?
6:1. После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады.
2. За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными.
3. Иисус взошел на гору и там сидел с учениками Своими.
4. Приближалась же Пасха, праздник Иудейский.
5. Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить?
6. Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать.
7. Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу.
8. Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему:
9. здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?
10. Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч.
11. Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел.
12. И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало.
13. И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели.
14. Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир.
15. Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один.
Люди идут просто потому, что видели или слышали о Иисусе. Они совсем не понимают Его, но видят чудеса. Все что Иисус делает — это проявление милосердия и заботы, причем с избытком и независимо от чего либо. А народ не понимает Его и хочет сделать царем. Ведь кто больше достоин править народом, чем тот, кто бесплатно раздает хлеб и превращает воду в вино?
Господи, Ты хочешь избавить меня от страха, что, когда я делюсь чем-то, мне самому может не хватить. Когда я расту, Ты призываешь разделить с Тобой заботу о мире, маленький кусочек Твоей миссии: «Где нам купить хлеба, чтобы их накормить?» Иногда Ты просто говоришь: «Вы дайте им есть» — как в параллельном месте в Евангелии от Марка.
16. Когда же настал вечер, то ученики Его сошли к морю
17. и, войдя в лодку, отправились на ту сторону моря, в Капернаум. Становилось темно, а Иисус не приходил к ним.
18. Дул сильный ветер, и море волновалось.
19. Проплыв около двадцати пяти или тридцати стадий, они увидели Иисуса, идущего по морю и приближающегося к лодке, и испугались.
20. Но Он сказал им: это Я; не бойтесь.
21. Они хотели принять Его в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли.
Ученики боятся. Что это за глубинный страх, который позволяет принять Иисуса за призрак?
Возможная тема для размышления: Какие страхи в моей жизни не дают мне не разглядеть Иисуса, в пугающих событиях моей жизни?
22. На другой день народ, стоявший по ту сторону моря, видел, что там, кроме одной лодки, в которую вошли ученики Его, иной не было, и что Иисус не входил в лодку с учениками Своими, а отплыли одни ученики Его.
23. Между тем пришли из Тивериады другие лодки близко к тому месту, где ели хлеб по благословении Господнем.
24. Итак, когда народ увидел, что тут нет Иисуса, ни учеников Его, то вошли в лодки и приплыли в Капернаум, ища Иисуса.
25. И, найдя Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви! когда Ты сюда пришел?
26. Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились.
27. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог.
28. Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии?
29. Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.
30. На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты делаешь?
31. Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть.
32. Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес.
33. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру.
34. На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб.
35. Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.
36. Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете.
37. Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон,
38. ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.
39. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день.
40. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день.
41. Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес.
42. И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: я сшел с небес?
43. Иисус сказал им в ответ: не ропщите между собою.
44. Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день.
45. У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне.
46. Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца.
47. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную.
48. Я есмь хлеб жизни.
49. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли;
50. хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет.
51. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.
52. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?
53. Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
54. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.
55. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.
56. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.
57. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.
58. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.
59. Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме.
60. Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?
61. Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас?
62. Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде?
63. Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь.
64. Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его.
65. И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего.
66. С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним.
67. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти?
68. Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни:
69. и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго.
70. Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол.
71. Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати.
Читая этот отрывок, мне сложно сделать паузу, выделить смысловые блоки. Кажется, главная мысль неоднократно повторяется. Я могу распознать свое собственное сопротивление.
В словах «Какое Ты дашь знамение, что Ты — Мессия? Как Ты можешь сойти с небес, Ты, рожденный женщиной? Как Ты можешь дать нам есть Свою плоть? Как вообще можно слушать такие слова?» я слышу: «Это бред! Нет никаких предпосылок и оснований в моем прошлом опыте, чтобы в это верить. Ведь Ты говоришь мне: «Я не могу быть просто чудотворцем, пророком или царем. Я могу быть только хлебом твоей жизни, пребывать в тебе, быть твоим внутренним содержанием».
Ах, как я хотел бы, чтобы Ты был Царем. С Твоим достоинством единственного Сына, кто бы усомнился в Твоей кандидатуре! Всемогущий царь, который помогает мне по жизни, исправляет все ее трудные и грустные места, да еще и дает с избытком — заботится о моем насыщении, как в чуде о 5000, о моей радости, как в чуде на браке в Кане, который исцеляет мои физические недуги и избавляет меня от депрессии и расслабленности… Но это не подходит для Тебя, Ты скрываешь Свое лицо, один возвращаешься на гору.
То, что Ты принес от Бога, оказывается предложением отношений поразительной глубины. Ты хочешь пребывать во мне, стать моим внутренним Царем, стать моей пищей. Это пугает, это больше, чем реальность моей жизни. И тут я могу обратиться к опыту Божьей любви, к пребывающему во мне Слову, и сказать вместе с Петром: Мы вкусили и насытились, и познали, что Ты Христос, Сын Бога Живого.
Господи, благодарю, что Ты принимаешь меня таким. Благодарю Тебя за Церковь, где я могу расти, и, — хоть я еще очень далек от Тебя, — быть причастником Твоих Тайн. Благодарю Тебя за дар Евхаристии, который каждый раз напоминает, что Ты хочешь пребывать и царствовать во мне.
Ты говоришь, что тот, кто ест Твою плоть и пьет Твою кровь, в Тебе прибывает, и Ты в нём. Ты предлагаешь удивительный путь от отношений с Тобой как Тем, кто пребывает вне меня, кто удивительный, сильный, кем можно восхищаться и поклоняться к отношениям с Тобой, Кто живёт внутри, а значит, с Кем мы живем одной жизнью. Это прекрасно, и в тоже время звучит так пугающе, — ведь если Ты живешь внутри меня, то это жизнь уже не моя, это жизнь, которую я разделяю с Тобой. А ведь Твою жизнь я знаю — это творить дела Отца, ничего не делать от себя. И тогда, как и ученикам, мне хочется сохранить мою жизнь, отойти. Словно чувствуя это, Петр будто задает себе вопрос и находит ответ: «Куда нам идти? Ведь у тебя глаголы вечной жизни.»
Возможные темы для размышления: а какой смысл мне хотелось бы видеть в своей жизни? Что может значить, что теперь я живу с Иисусом одну жизнь на двоих? Насколько радикальна может быть эта жизнь? Может ли Иисус проживать мою жизнь?
Ваши вопросы и мысли
Александр пишет: «А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:14).
Интересно! Я думал, что источник только у Христа, а здесь говорится, что и во мне может пробудится такой источник, если принять у Иисуса этой живой воды. Живая вода, Святой Дух, на нас сходит уже во время крещения. И в течение жизни этот источник в нас может засыхать, но почему он засыхает? Ведь Христос говорит, что получив Духа, мы не больше не будем жаждать.
Ещё мне непонятно выражение «вода, текущая в жизнь вечную». Как это течение может быть связано с моей жизнью?
Александр, спасибо за вопрос! Любой источник питается глубинными водами. Если они перекрываются, источник исчезает. Для внешних проявлений Духа, для того, чтобы иметь возможность насыщать других, должна постоянно поддерживаться внутренняя жизнь. Если она прекращается, скоро иссякнут и внешние воды, и тогда духовная жизнь действительно сводится только к внешнему ритуалу.
Что же касается вечности… Разве все Евангелие от Иоанна нам не говорит о том, что пропасть между этой жизнью и будущей, наконец, преодолевается, и человек, живущий со Христом, переходит из смерти в жизнь?