9:1. И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.
2. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?
3. Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.
4. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.
5. Доколе Я в мире, Я свет миру.
6. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,
7. и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.
8. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?
9. Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.
10. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?
11. Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.
12. Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.
13. Повели сего бывшего слепца к фарисеям.
14. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.
15. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.
16. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.
17. Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.
18. Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего
19. и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?
20. Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,
21. а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет.
22. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.
23. Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите.
24. Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.
25. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.
26. Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?
27. Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?
28. Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.
29. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.
30. Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.
31. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.
32. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.
33. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.
34. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.
35. Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?
36. Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?
37. Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.
38. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.
Отрывок об исцелении слепорожденного прекрасно иллюстрирует нам, как действует Писание, как оно создает пространство, где возможно соприкосновение реального человека с его реальной жизнью — и Бога, живущего вне времени. В этом отрывке мы можем увидеть три уровня смыслов, и мы можем соприкоснуться с Божественным откровением на том уровне, который сейчас более актуален для нас.
Мы можем размышлять на уровне исцеления: Кто согрешил? Могут ли грехи влиять на людей, даже к ним не причастным? Можем размышлять о нашей собственной греховности, передаваемой в нашем роде, со всеми его особенностями. Или, наконец, ответить себе на вопрос, может ли Бог посылать нам невзгоды для «своей славы», для нашего покаяния и исправления?
Мы можем задуматься, почему Иисус исцеляет таким способом – ведь Он мог исцелять и словом, и даже вообще без присутствия человека. Можем размышлять на уровне исцеления самого человека – что зависит от него, почему исцеление происходит постепенно, какие изменения происходят в человеке параллельно исцелению? Бесспорно, эта история включена во взаимоотношения Иисуса и церковных авторитетов, фарисеев, эта тема разворачивается на протяжении уже нескольких глав. Что движет фарисеями, почему они не могут успокоиться? Почему «споры» с ними так важны для Иисуса?
Но сейчас, мне кажется, все эти уровни открывают мне важный новый смысл – о духовной слепоте, прозрении и перерождении. Какой духовный смысл я могу найти в этой истории? Например, можно подумать о роли идеологии, т.е. умственной теории, убежденности, оторванной от реальности, опыта, подлинной жизни. Как мои убеждения и сверхценные идеи закрывают меня от реальности и от подлинности других людей? Слепорожденный не просто прозрел – он обрел новое зрение. И это зрение сделало его свободным – теперь он может смело говорить правду в лицо старейшинам, не бояться последствий – отлучения от синагоги. Его родители не смогли это преодолеть, хотя и догадывались об истине. Как часто я не хочу видеть правду в полную силу, видеть так, чтобы неизбежно вставал выбор, хочу примирить оба варианта – ведь каждый дает мне свои неоспоримые плюсы. Видеть правду о мире, пораженном проказой греха, о своей собственной искореженности, своих страхах и защитах. Но пока я не увижу их, я не в состоянии и что-либо с ними сделать. Но даже увидеть их я смогу лишь тогда, когда убежденность в Божьей любви и принятии, моей ценности для Него сможет ослабить давление страха и потребность в защитных стенах.
Свет делает зрячим. Продолжается праздник Кущей – праздник света и воды, которые теперь становятся не просто символами, а реальным и деятельным присутствием Бога. Свет делает зрячим, вода омывает старое. Иисус посылает слепого умыться в купальню Силоам, что значит «посланный», а именно о том, что Иисус послан Отцом, пишет Иоанн на протяжении последних глав. Омовение в Силоаме предстает как крещение — рождение от воды и Духа. После омытия у слепорожденного открываются глаза и появляется поразительная честность, вплоть до того, что Он дерзит старейшинам и сам указывает им на не соответствие их позиции Писанию.
39. И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.
40. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы?
41. Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас.
Опять же, как важно признавать «Я не знаю», просить помощи, обращаться к опыту других.
10:1. Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник;
2. а входящий дверью есть пастырь овцам.
3. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их.
4. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.
5. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.
Жизнь с Иисусом постепенно учит нас распознавать Его голос, тогда уверенность и доверие к Нему растет. Тема для размышлений: Когда я могу сказать, что слышу Его голос? Какие события в моей жизни помогают мне теперь узнать Его голос?
6. Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.
7. Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам.
8. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.
9. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.
10. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.
11. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.
12. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.
13. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.
14. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.
15. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.
16. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.
17. Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее.
18. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.
Любовь и свобода оказываются поразительно связаны. Они дают жизнь! Господи, разве не о таких отношениях, о таком мире можно мечтать: Ты знаешь меня, а я знаю Тебя, зная Тебя, я знаю Отца, есть и другие овцы, но это не пугает меня, я не стремлюсь спрятаться, но спокойно чувствую себя, когда одно стадо и один Пастырь. Есть поразительная свобода, когда я могу отдавать, чтобы была жизнь, когда даже самая большая потеря не лишает меня жизни и счастья. Это заповедь от Отца, быть может, это Его замысел о мире и его спасении?
19. От этих слов опять произошла между Иудеями распря.
20. Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его?
21. Другие говорили: это слова не бесноватого; может ли бес отверзать очи слепым?
22. Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима.
23. И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом.
24. Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо.
25. Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне.
26. Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам.
27. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною.
28. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей.
29. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего.
30. Я и Отец — одно.
31. Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его.
32. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?
33. Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом.
34. Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?
35. Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, —
36. Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?
37. Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне;
38. а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем.
39. Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их,
40. и пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там.
41. Многие пришли к Нему и говорили, что Иоанн не сотворил никакого чуда, но все, что сказал Иоанн о Нем, было истинно.
42. И многие там уверовали в Него.
Господи, благодарю, что ты избавляешь нас от страха, Ты призываешь нас размышлять, богословствовать и искать Тебя в опыте других. Твое Откровение продолжается, мы можем все глубже и глубже познавать Тебя и Твой замысел о мире, Твое в нем присутствие. Мы можем не бояться другого и непохожего, можем свидетельствовать о нашем уповании и Твоей любви, открытой нам. Через Евангелие, жизнь и служение Иисуса Христа, мы узнали Бога-Отца, мы учимся слышать Твой голос и без страха смотреть в неизведанное, ведь никто не может похитить нас из Твоей руки.
Возможные темы для размышления: 1. Иисус говорит, что Он и Отец — одно, что Он в Отце и Отец в Нем. Он пришел разделить с нами эту удивительную связь с Отцом. Что я могу сказать о своем понимании Бога — Отца и Иисуса? Какой мой опыт позволяет мне сказать, что Иисус живет во мне? Могу ли я сказать, что какие-то мои «дела» — это Его проявления, плод, пускай на мгновение, но моего с Ним единства? Или все это кажется мне богохульством? 2. «Иоанн не сотворил никакого чуда, но все, что сказал Иоанн о Нем, было истинно.» Что в моей жизни нельзя назвать чудом, но говорит мне: Иисус, и то что говорит о Нем Писание, — истина?