Недавно на Предании появилась статья Александра Королева о главной причине расцерковления, которая автору видится в отсутствии общинной жизни.
Сайт Ахилла проводит мысль, что духовные руководители, не оправдывающие ожиданий, и печальное состояние приходской и монастырской жизни, архиерейские злоупотребления просто не позволяют честному человеку иметь что-то общее с такой Церковью.
Если вспомнить предыдущие статьи на эту тему, то о. Федор Бородин видит во многом причиной оставления сана и расцерковления провалы в личной жизни, или, по-простому говоря, грех.
В переводах и статьях о. Петра Мещеринова подчеркивается, что основа духовной жизни – не храмовое богослужение и не община, а общение с Живым Богом, и что уход от внешней религиозности еще не является расцерковлением, — если правильно понять этот процесс и поддержать человека в его поиске.
Только что вышла статья о. Георгия Митрофанова, в которой описывается выгорание священников – от необходимости обращать внимание на второстепенное, забывая о Главном, от отсутствия подлинного покаяния у «кающихся», поддержки в семье, просто незрелости…
У кого-то, впрочем, темы расцерковления, выгорания вызывают раздражение. Неужели и вправду это выгорание, расцерковление становится массовым явлением? Зачем говорить об этом? Не лучше ли ярче, доходчивее говорить о Христе?
Раньше я рассуждал примерно так. Но сейчас, к сожалению, я знаю алтарников, переставших молиться. Знаю бывших сотрудников синодальных отделов, чьи глаза перестали светиться, бывших священников, бывших катехизаторов, мирян, которые говорят, что сейчас не могут верить, как прежде. А сколько тех, кто никуда не уходит, но просто ушел во внутренний затвор, в интонациях кого слышится разочарование и усталость!..
С кем-то, каюсь, мне было труднее поддерживать отношения, удержаться от осуждения. Но годы проходят, и остается сожаление, печаль, вопросы – как же так, ведь ты был таким живым в своей вере, ты в чем-то был для меня примером, твои слова действительно дарили радость и надежду? Как ректор библейского колледжа, как друг, как отец я задаюсь вопросом: что сделать в моих силах, чтобы передать веру, переданную нам апостолами, дальше, как не потерять тех, кого мне доверяет Господь, — да и как самому не стать жертвой этого молоха расцерковления?
Поэтому я старюсь читать все, что касается этой темы, и искренне благодарен вышеуказанным авторам и ресурсам за попытку осмыслить этот трудный и болезненный феномен расцерковления. Я искренне считаю, что каждый из них подчеркивает важные аспекты темы, и об этом нужно говорить.
Параллели с разводом
Вместе с тем, мне кажется, что в чем-то попытка найти единый ответ, почему человек расцерковляется, напоминает попытку найти единый и непротиворечивый ответ, почему люди разводятся (аналогия между разводом и расцерковлением вполне уместна, неслучайно апостолом Павлом в послании к Ефесянам 5:21-33 брак уподоблен союзу Христа и Церкви, и этот текст читается на венчании).
Давайте чуть более подробно рассмотрим эту аналогию, и пойдем с детства.
Детско-родительские отношения
Кто-то видит причины развода в непроработанных детско-родительских отношениях, и, соответственно, в переносе. В таком случае люди часто видят перед собой не реального человека, а образ, созданный своим воображением, цепляются к малейшим проявлениям того, что так раздражало в родителях. Подобно этому слишком часто мы смотрим на Бога через призму своих отношений с родителями. Бога мы можем видеть чересчур требовательным или безучастным, критичным и даже жестоким. От такого Бога устаешь и хочется убежать. Иногда верующие люди производят прямо противоположную операцию: идеализируют, т.е. видят в Боге образ эдакого доброго волшебника, который должен уберечь от любого страдания. Соответственно, когда трудности наступают, наступает и разочарование в Боге. Очень важно увидеть, как мои отношения с родителями накладывают отпечаток на мое видение Бога. Очень важно увидеть, как мое отцовство влияет на восприятие Бога у моего маленького сына. Неслучайно заповедь о взаимоотношениях с родителями названа первой заповедью (Ефес. 6:2). Именно через родительскую любовь (или то, что было на ее месте) мы получаем первый урок о любви Божией. По людям, потерявшим доверие к Богу, становится понятно, как важно, чтобы отец был примером любви к своим детям. Когда доверие в отношениях с отцом подорвано, и с доверием Богу могут быть сложности. Впрочем, если не утрачено доверие к Писанию, молитвенное размышление над ним может стать путем очищения образа Божия от этих и любых других проекций и искажений.
Среда обитания
Далее можно вспомнить анекдоты про тещу, т.е. фактически – про влияние на молодую семью и среду, в которой она живет. Теща может быть второй «мамой», а может быть Фрекен Бок, от которой, если ты не Карлсон, стоит жить подальше, — иначе сразу возьмется свои порядки устанавливать. И здесь уместна аналогия с общиной и духовным руководителем. В одном случае община, руководитель могут помогать расти, находить свое призвание в Церкви, руководить через собственное умаление, влиять разве что примером. И да, в трудные моменты они могут стать той подушкой безопасности, которая спасет от аварии. К счастью, такие примеры есть и в наше время (ищущий – находит), есть даже замечательное осмысление феномена общинной жизни в работе Жана Ванье «Община – место прощения и праздника». Но могут быть совсем другие община и руководитель. Они могут руководить директивно, не поощрять самостоятельности, навязывать свое понимание, и вести к тому, что именно их версия веры в Бога и служения Ему самая правильная. А если человек захочет выйти из этой «системы», ему не позавидуешь – так резко изменится к нему отношение. И тут действительно велико искушение потерять веру. Кстати, немало новозаветных текстов посвящено тому, как распознать лжепастырей и нездоровый дух в общинах. Оказывается, с общиной и руководителем не все так однозначно. Без этого я с трудом представляю себе духовное взросление человека. Все-таки редуцировать духовную жизнь исключительно к молитве и Таинствам – значит совсем не заметить и общину Самого Господа с апостолами, и общины апостольского века. Но если эта среда нездорова, действительно, это может стать не поддержкой, а подножкой.
Появление других интересов
Но вернемся к нашей аналогии с семьей. Достаточно примеров того, как семью разрушают вторичные интересы, вдруг вышедшие на первое место (вспомните притчу о сеятеле). Из-за стремления заработать больше, повыситься в карьерной лестнице супруги редко проводят время вместе, и постепенно появляется и растет отчуждение, и через какое-то время они обнаруживают, что их мало что связывает. Более того, находятся более интересные кандидаты… Мы можем, конечно, говорить о том, что традиции семейной жизни в постсоветской России находятся в глубоком кризисе (как и церковная педагогика), но, по правде говоря, здесь уже не совсем честно искать причин вне себя – только я и моя собственная рассредоточенность, небрежность, отсутствие необходимой глубины… Кто мне мешает сделать эту область приоритетом номер один, и трудиться над этим? Но ведь и в духовной жизни нас подстерегает суета, обольщение богатством, теплохладность. И на задний план уходит то, что раньше питало душу – молитва, Слово Божие, участие в Евхаристии, духовное общение (ср. Деян. 2:42)… Да, может быть, мне не привили здравых понятий о духовной жизни – но искал ли я этого действительно как драгоценную жемчужину? Если за много лет я не нашел служения Богу, может быть, это и потому, что не было у меня такой цели? Вот и находятся более интересные кандидаты в виде различных тренингов и психотехник, философий для понимания этого мира, улучшения себя, своих отношений с окружающими… Разве не этого мы чаще всего хотим от Бога?..
Неисполнившиеся ожидания, измены, сомнения
Более сложный вопрос – неисполнившиеся ожидания. В брак мы вступаем с ожиданиями: например, что наша супруга возьмет на себя заботы по дому, или что у супруга будет достойная зарплата, что в трудной ситуации мы можем рассчитывать на сочувствие. Что будет с браком, если эти ожидания не оправдаются? Но ведь и от веры мы тоже часто ждем, что Бог исцелит нас, наших близких и исправит наши отношения. Мы часто видим в божьем всемогуществе обещание чуда. Но Бог не обещал чудес. Он обещал быть с нами в трудностях. Что случится с моей верой, если исцелений не будет?
Не хочется говорить уже о совсем очевидном – измене, которая отравляет отношения. Но ведь не меньше отравляет отношения с Богом и любой сознательно допущенный и неисповеданный грех…
И последнее, через несколько лет многие начинают сомневаться: а тот ли это человек, все мои чувства тогда — не ошибка ли это? Сомневаться человеку свойственно и в вопросах веры.
Итак, на то, останемся ли мы вместе, влияет все: и проекции прошлого, и среда, и суета, и ожидания, и падения, и доверие опыту встречи. Обо всем этом можно долго размышлять, примеряя к себе. Но вот в чем парадокс: в одной паре открывающиеся трудности ведут к разрыву, в другой похожие трудности только укрепляют брак. Для одного человека трудности в духовной жизни становятся причиной кризиса, после которого он теряет веру, для другого кризис – ступенька к большему доверию Богу. Почему?
Проживать трудности вместе
У меня есть предположение, что некоторые супруги научились проживать эти трудности вместе. И именно это я бы и поставил во главу угла в отношениях с Богом: проживать трудности вместе с Ним. Приходят на ум три слова: доверие, любовь, терпение.
Я знаю семью, где задолго до рождения было ясно, что ребенок появится со значительными физическими ограничениями. На деле оказалось, что все еще труднее – бесконечные больницы, операции, обследования. Но родители выбрали быть в этом вместе, поддерживать друг друга, — и, пожалуй, это одна из самых счастливых семей в моем окружении. Я знаю человека, с детства больного гемофилией. Любая травма, особенно до распространения специальных лекарственных средств, доставляла ему огромные страдания. Но он выбрал быть в этом вместе с Богом, и для многих он является сейчас образом надежды. Этот человек, мой учитель, как-то рассказал о разговоре со своим духовником про сложную ситуацию. «Ну а ты с Ним споришь?» — «Да, спорю, даже ругаюсь». — «Значит, все в порядке». Почему в порядке? Наверное, потому что спорить, даже ругаться, но не бросать общения, не уходить в сторону, — это и есть – быть в трудностях вместе.
Однако если вы спросите меня, а как это технически «быть с Богом в трудностях», я честно отвечу – я не знаю. Мы можем смотреть на библейских героев: праотцев, на пророков и апостолов, на Самого Господа Иисуса, на святых и праведников Церкви. В том числе ради этого стоит изучать Священное Писание – бесконечная вереница примеров, у каждого своя история. Может быть, для кого-то это будет продолжать делать бессмысленное с точки зрения окружающих дело, как Ной строил ковчег. Для кого-то – терпеть и не роптать, как это было в случае Иосифа. Для еще кого-то – не отвернуться от Бога в отчаянии от открывшихся собственных грехов, но дерзнуть каяться, как это было в жизни Давида. Еще для кого-то – продолжать возвещать Его слово, хотя тебя явно не слышат и не хотят слушать, считают изменником, как это было в случае Иеремии. И, вместе с тем, быть вместе с Богом у каждого получается по-своему, здесь нельзя дать универсальных рецептов, кроме самых общих. Я просто знаю и вижу, что для тех, у кого получается, все вышеперечисленные трудности или блага не являются определяющими, потому что отношения – они здесь, сейчас, в эту самую минуту, и Бог говорит, постоянно говорит с нами, надо только научиться Его слушать.
В каком-то смысле в каждом из нас сидит мечта, что жизнь может стать простой, легкой, все наши нужды будут удовлетворены, нам будет удобно, спокойно, всегда радостно – почти блаженное существование в утробе матери. Часто мы ждем такой жизни именно от Бога, не зря же нам обещано Царство, блаженство. И это, в каком-то смысле, верно: от кого же еще этого ждать, если не от Него?
Но реальность жизни такова, что в этом мире невозможно вырасти, не поранившись. В этом мире ничего не дается легко, здесь нет идеальных родителей и коллективов, и нас будет сопровождать страдание. Церковь не идеальна. Мы не идеальны. Его пути – часто непонятны, и тоже неидеальны в наших глазах.
Смогу ли я, когда эти трудности очередной раз подступят, обратиться к Нему? Дождусь ли я Его ответа? Буду ли спорить, ругаться – но ждать? Приму ли то, что не будет соответствовать моим ожиданиям? Готов ли я принять такого непростого Бога, искать Его, и продолжать верить?
Источник: блог Предания