Сегодня предстоит разбирать 2 Кор. 4 главу и далее. У меня есть здесь любимое место, 7 стих:
«сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была [приписываема] Богу, а не нам».
Я зову это «богословием глиняного горшка» (мы немощны, может быть, даже с трещинами, но именно через наши немощи, трещины и просвечивает сила Божья. Сколько святых, включая Павла, сами болели, но при этом могли исцелять других? Сколько примеров служителей, далеко не совершенных, тем не менее, являющих силу Божию? А если бы мы были цельны, крепки, можно было бы подумать, что это просто сила нашей личности…).
Но сегодня разговор не о том. Взгляд зацепился за 16 стих:
«Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется».
Прежде всего, мне здесь очень нравится это «не унываем». Сколько людей вы знаете, которые, видя, что происходит с государством и Церковью, претерпевая скорби и видя собственную неисправность, не унывают, а с надеждой смотрят в будущее?
Павел был таким человеком.
Вернее, он им стал, и надежду ему давала вера в то, что «Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса (или вместе с Иисусом) и нас и поставит перед Собою с вами» (ст. 14).
И мы теоретически так веруем. Что же отличает меня, скажем, от Павла? Ответ стоит искать во второй половине 16 стиха: «если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется».
Павел не просто верил. Он переживал изменения, точнее, обновление внутреннего человека.
Нам, людям XXI века, может быть не совсем понятно разделение на внутреннего и внешнего человека. Но для иудея и грека это была вполне понятная метафора.
Уже в Ветхом Завете мы встречаем в переводе «внутренности». Это может быть сердце, желудок, женские репродуктивные органы, или почки. Этим частям тела усвоялось и переносное значение. Так, можно попробовать «на вкус» сплетню (Притч. 18:9). Можно «болеть утробой», переживая ужасы войны (Иер. 4:19). Внутренность может «учить» во время сна (Пс. 15:7) – т.е. с ней связаны процессы осознания, нравственного суждения, а, может быть, и встречи с Богом. Извнутрь, говорит Иисус, исходят помыслы (Мф. 15:19). Для грека (и для отцов Церкви, воспитанных в эллинской культуре) внешнее – это тело, тогда как внутреннее – это душа, дух.
Стоп. Означает ли это, что Павел пренебрегал телом? Отнюдь. Конечно, он не занимался совершенствованием его внешних форм, но он держал его в тонусе (1 Кор. 9:27). При этом он чувствовал: старость не за горами, ноги, руки, суставы после всех путешествий работают не так прекрасно, как раньше, возможны проблемы со зрением; и все же это его не тревожило, потому что внутри происходило нечто более важное.
Что же может обновляться во внутреннем человеке?
Из данного текста ясно, что может обновляться наша надежда.
Псалмопевец говорит о том, что обновляется ощущение юности (Пс. 102:5) – в том числе, духовной юности (Пс. 50).
Может обновляться жизнь, освобождаясь от накопленных греховных пристрастий (Рим. 6:4).
Обновляется наш ум, интересы которого смещаются с ценностей этого века, и он начинает искать воли Божией (Рим. 12:12), даже мыслить другими категориями (Кол. 3:2).
Н.Е.Пестов в своей энциклопедической, и при этом проверенной жизнью книге «Современная практика православного благочестия», ссылаясь на опыт многих подвижников, в деталях описывает эти изменения. Меняются интересы человека, более сосредотачиваясь на внутреннем; появляется вкус к уединению; молитва растет, и Богообщение приносит плоды – мир, доверие, отдых, радость; он начинает искать общения с единомысленными ему людьми; он думает не о внешнем успехе в жизни, а об истреблении грехов и развитии добродетелей (появляется внимательность к этому); у него развивается особая чувствительность к посещению Духа Святого, при этом он перестает замечать недостатки ближних (если он только не их духовный руководитель), а с какого-то момента (Боговселение) со страстями уже нет нужды бороться, потому что они буквально вытесняются новой жизнью. Это действительно рождение нового человека.
Как происходит этот процесс?
Мы знаем средства для этого: покаяние (Евр. 6:6), питание Словом Божьим (Мф. 4:4), размышление о горнем (Кол. 3:1-10), открытие Богу своих желаний с благодарением (Флп. 4:6), Евхаристия (Деян. 2:42), братское назидание и исправление (1 Фесс. 5:11), деятельная любовь (Рим. 12:9), охранение себя от того, что может развращать идейно и практически (Деян. 2:40), Потребуются усилия (Мф. 11:12), здесь нет места теплохлададности, половинчатости, лености…
Но главное, как видится, в том, что обновление производим не мы, а Бог. Это Он – Инициатор.
Вспоминается песня М.Винецкой, Ю.Пастернака на слова Иеремии: «Не исчерпать Твоей милости, Боже!» (Плач. 3.22-23)
Не исчерпать Твоей милости, Боже!
Вовек пребудет любовь Твоя.
Обновляется милость каждое утро.
Как верность велика Твоя, как верность велика.