Сотворение мира и человека
Этот рассказ – не история, не научное описание. Автора интересует не точность описания творения и первых дней жизни человечества, но смысл. Каким создан этот мир? Каков замысел о человеке?
- Попробуйте прочесть это текст так, будто вы – пожилой человек, который торжественно рассказывает своим близким о том, как все это появилось, зачем мы здесь. Не бойтесь пауз – чтобы представить то, о чем говорится в каждом предложении.
- Если есть время, попробуйте сравнить библейскую картину с другими описаниями творения. Чем начало библейского рассказа отличается от них (по стилю изложения, по героям, сюжету)? Чем оно отличается от современных научных описаний зарождения космоса, жизни и человечества?
- Как вы смотрите на окружающий мир: он хороший или враждебный? Каким он представляется автору библейского рассказа?
- Каким предстает в этом повествовании Бог? Человек?
1 В начале сотворил Бог небо и землю.
2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
В самом первом стихе Бог выступает инициатором Творения. Он не вынужден, Его не просили… Сколько в Нем, должно быть, мощи, жизни, чтобы отважиться на это!
Земля безвидна – не все сразу: творение идет постепенно.
Свет – возможность видеть. Бог мог бы творить во тьме, но Он предпочитает, чтобы дела Его были явны, потому что все они — хороши.
6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.
7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
8 И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй.
9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.
10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что [это] хорошо.
Здесь – отголосок представления, будто землю покрывает купол вод (твердь). Это может смущать, если по-прежнему считать рассказ научным описанием. Что же здесь важно? Вода – источник жизни, но и одновременно страшная стихия. Бог не «приручает» воду, не борется с ней (как в мифах окружающих народов). Он просто полагает ей пределы.
11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что [это] хорошо.
13 И был вечер, и было утро: день третий.
Бог дает повеление земле, и появляются растения: трава и деревья. Да, это источник кислорода, пища (ст. 29-30). Но разве все исчерпывается только пользой? Попробуйте представить себе мир без растений – и там, где живете вы, и в целом – не правда ли, что-то важное оказывается утерянным?
14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;
15 и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.
16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;
17 и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,
18 и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что [это] хорошо.
19 И был вечер, и было утро: день четвертый.
Светила – звезды, луна и солнце. С ними связан календарь, знамения (кометы или затмения при важных событиях истории), с их появлением связано жизненно важное разделение бодрствования и сна. Но странно, что о них говорится только на 4 день – мы бы говорили о них в самом начале. Одна из гипотез предполагает, что здесь автор выстраивает параллели в повествовании:
1 свет, небо | 4 звезды, луна и солнце на небе |
2 вода, суша | 5 пресмыкающиеся, птицы из вод |
3 трава, деревья | 6 животные, человек, питающиеся растениями |
7 суббота, покой |
Если это так (параллелизм), правда, красиво?
20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной.
21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что [это] хорошо.
22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.
23 И был вечер, и было утро: день пятый.
Бог творит жизнь. И когда он благословляет, жизнь увеличивается (в одном из переводов сказано: «да воскишат воды кишащим, живой душой, и летун полетит над землей по своду небесному!»)
24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.
25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что [это] хорошо.
26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
Человек – не животное, хоть и сотворен вместе с ними. На нем – отпечаток Лика. На женщине, мужчине, ребенке, старике. На человеке любой расы и племени. Не в этом ли плане мы – личности? Не столько внешне (хотя все мы в чем-то похожи на Иисуса), сколько в достоинстве, способностях. И это есть изначально, в каждом без исключения.
И еще, фундаментально, в этом рассказе каждый создан мужчиной или женщиной.
28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам [сие] будет в пищу;
30 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, [дал] Я всю зелень травную в пищу. И стало так.
31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.
1 Так совершены небо и земля и все воинство их.
Мир – хорош. Он изначально хороший. В самой своей сердцевине хороший. Человеку дан этот мир – владычествовать, обладать им. Но не сказано: владычествовать над себе подобными. Человеку даны животные. Но не сказано: истреблять их. Какой была бы жизнь, если бы мы научились жить хотя бы так?
2 И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.
3 И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.
«Чего недоставало миру? Покоя», – говорит один мудрец.
Для меня здесь тайна (само творение – полно тайн, но здесь тайна – даже в тексте). Как бы началась новая эпоха, когда творение завершено. И я могу даже представить, как мир живет по законам, установленным Творцом, не требуя специальных вмешательств. Но как Бог может покоиться, одновременно отвечая на молитвы людей во всякое время? Или в этом и заключается парадокс Божьего покоя: не терять покоя, поддерживая творение и общение с человеком?
4 Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо,
5 и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли,
6 но пар поднимался с земли и орошал все лице земли.
Второй рассказ повторяет первый, но человек здесь служит фокусом всего. Это – специально, с особым вниманием и любовью, – обо мне, человеке. Даже дождь не идет, пока нет человека!
7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
Без Бога человек – только прах, красная глина, жизни нет. Не потому ли иногда нам чего-то не хватает, и мы даже не знаем, чего?
8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.
9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.
10 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
11 Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;
12 и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
13 Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш.
14 Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.
15 И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.
Описание рая как оазиса понятно для жителя пустынь. Я бы описывал рай как пространство мирных отношений любящих друг друга людей. Но здесь еще никого нет. Есть территория, которую нужно окультуривать и хранить (не портить). Посередине – два дерева. Зачем они посередине?
16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,
17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
В жизни каждого есть двери, которые лучше не открывать. И так не потому, что кто-то нарочно их поместил туда, чтобы нас подразнить. Просто эти двери не для нас – или пока не для нас.
18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.
20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.
Наречение имен – это и узнавание, и обретение власти (если позвать по имени – придет). Но действительно, ни одно животное не может заменить родную душу. Ее вообще ничто не может заменить – даже Бог, и Бог – первый, Кто это понимает.
21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.
22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.
24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.
Семья здесь описана не только как взаимовыгодное ведение хозяйства (ст. 18), но как глубокое единство (прилепится, будут одна плоть).
25 И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.
Психологи бы сказали, что у них нет расхождения между я-идеальным и я-реальным. Это очень целостные люди.
Таким человек задуман и сотворен. И есть надежда, что это – не только о прошлом.
Сквозь смерть, сквозь ненависть и ложь,
Сквозь все, на что и слов не хватит,
Сказать внезапно: мир хорош!
Когда-то «tov» сказал Создатель.
И у Креста, и под Крестом,
В ночных слезах, в венце терновом
Понять: смысл веры только в том,
Чтоб с Ним промолвить это слово.
И с Ним проделать в тьме разрез
Всем сердцем, вспыхнувшим мгновенно,
Раскрыть немой простор небес
И нескончаемость Вселенной.
З. Миркина
Высокую планку задает Зинаида Миркина.
Поста радостного, Жанна!
Фундаментальный отрывок. Сколько всего дано нам и с какой любовью, вниманием к человеку! Каждый день нужно с него начинать 🙂 Мне было важно подумать о том, что значит сейчас «возделывать и хранить». Не сбегать никуда и ни от чего, от тех, кто прямо передо мной, и от работы, заданий. В прямом смысле, не стремиться уехать, и в смысле мечтаний, желания чего-то другого и где-нибудь в другом месте. То есть это значит принимать и трудиться над тем, что дано Богом, творчески. И трудиться над отношениями с Ним.
Жанна, очень откликаются твои слова. Удивительно, пишу почти через 4 года после твоего комментария. У меня сейчас те мысли, о которых ты пишешь, про убежать. Надеюсь, что что ты тогда прожила ситуации с поддержкой Бога.
Первая мысль по рисунку — какой добрый и послушный Иисусу мир. Зачем этот мир так оскотинелся?..
По ходу повествования, как пациент психологов, могу сказать что «нет тревожности». Любое другое описание (научное) во первых несет в себе холодность, и, его хорошо читать со значимыми взрослыми рядом (про космос, или мифы), то есть, защиту и уют нужно находить извне. А здесь внутри содержится эта защита взрослого, тот самый день покоя. Этот мир прежде всего защищенный, надежный. Там безопасно.
Спасибо за ваш отклик, Наталья!
Это бесконечно поразительно. Разум не может целиком поглотить эту мысль о создании всего мира, поэтому постепенно останавливаемся на каждой детали выходящей одной за другой. На передний план выходит мысль «как нравилось Богу то что он создавал, не сам процесс, а результат в процессе. Он любовался Своим Творением»! Вселенский Разум не нашел более совершенного образа и подобия чем Самое Себя и эта мысль удивительна: мы люди принимаем себя, разум в теле по Его подобию, ощущаем с рождения свою целостность, свой мир в мире, — и этой способностью поделился с нами Господь. Но как мы далеки с Ним, как низко пали мы, наше развитие толкает мировоззрение в пропасть, а мораль жизни в нашем обществе нами же втоптана в грязь. Нам бы хотя бы голову поднять, оглянуться вокруг, осмыслить что происходит и подтянуться к Богу. Будем уповать на Его Помощь.
Постом приятным! Мощь и сила Творения Божия впечатляет. И во всем этом, особое место человеку. Для меня как психолога, консультирующего на приходе людей с дипрессией, первым делом является дать возможность осознать человеку свою ценность. Через вдумчивое чтение глав Бытия, возможно более полное осознание себя в мире, свою значимость.
Спасибо, Виктория! Я как раз вчера думал о психотерапевтическом значении чтения Библии.
Правда, даже не про клиента, а про терапевта.
В консультациях иногда истории клиентов отзываются у нас самих (контрперенос), и это бывает интересно исследовать. Но это — далеко не всегда.
А здесь все так или иначе обращает к себе подлинному. Если научиться читать, конечно 🙂
«Клиент, это не друг. Только клиент.» (Первое занятие по профессии другого рода, связанное с профессиональным подходом).
Я думаю, это правильно, со сторны психолога, отсылать человека к первоисточнику в поиске самоценности. Клиенту же никто не объясняет, что психолог — это не друг. Фрустрация такой иллюзии (психолог — друг, мастер красоты — друг) болезненна. У психолога много клиентов, а у клиента то один психолог.
(Это я к комментарию Виктории, профессионала, как клиент).
«Ее (родную душу) вообще ничто не может заменить – даже Бог, и Бог – первый, Кто это понимает.» Очень «зацепил» комментарий. Из него особо прочувствовалась и как-то снова осмыслились милость, целостность и прекрасная логика Бога Творца. Спасибо!
, Владимир. Огромное спасибо за эту рассылку, за это письмо Очень понравилось изображение — не знаю как правильно назвать его — полное радости, полноты жизни, жизни со Христом. Понравились Ваши комментарии. По мере чтения заметил, что на душе прибавилось радости, покоя, полноты жизни, что ли (не нашел слов, чтобы выразить). По поводу седьмого дня и Божmего покоя мне подумалось, что само слово «покой» имеет очень много смыслов и оттенков. Вот есть покой тех, кого мы называем покойниками и к той ситуации, о которой мы говорим, это никак не может относиться. Бог «упокоился» в этот день, но ведь Он продолжает Свое Бытие. Во всей полноте его, которая включает и поддержание существования творения, невозможного ни насколько мало времени без постоянной связи. Этот Божественный покой должен включать в себя столько всего, о чем мы никогда и не узнаем и подумать не сможем-здесь мне вспомнился кусок из посланий ап Павла, в котором он говорит о человеке, восхищенном до третьго или четвертого неба . И это, конечно, восхитительно…
Всего доброго, до свидания.
Сергей Цыпленков.
Создав растения Бог не сказал что это полезно, он сказал что это хорошо. Что такое хорошо? Это гармония, состояние удовлетворенности, осознание того что рассматриваемое находится на своем месте, но главное на мой взгляд, появление растений это явный признак того что в этом месте есть жизнь. И это важное Бог сказал когда сказал что растения это хорошо.
Да параллелизм это красиво и логично. Мне по крайней мере теперь понятно что первично «курица или яйцо» , однозначно курица, почему бы материалистам и атеистам не заглянуть в эту главу и закончить свои споры.
Как Вы считаете Владимир, что такое ОБРАЗ, и что есть ПОДОБИЕ как то не проясняется это у меня? И почему то Бог задумал сотворить человека по образу и подобию Своему, а сотворил только по образу, в чем разница?
Тайна седьмого дня действительно непостижима, например: кто сотворит для меня завтрашний день если Бог покоиться.
Два дерева посередине на мой взгляд это как символ самого важного, что есть в раю и то что прежде всего стоит хранить, как первый завет данный будущим людям. Мне пришла мысль, а почему Бог не переживал что деревья могут быть повреждены животными ведь они были травоядными. Вопрос конечно не духовного характера , ну и все таки…?
«Просто эти двери не для нас – или пока не для нас». Точно пока не для нас и если и не для них, то как «высоко» нам нужно еще вырасти. И наверное не зря мы свой мозг можем задействовать лишь на 10%, для чего-то же был заложен такой резерв.
Образ, как я сам бы сформулировал, — это свобода, разум, и способность любить. Нам часто говорят, что человек несвободен, что он детерминирован — рождением, семьей, средой. Но в Библии у человека всегда остается зазор для выбора. Разум я ставлю на второе место, потому что можно быть не очень разумным, но действовать по интуиции, совести. Тем не менее, разум важен, и так горько, когда современные фундаменталисты от него отказываются, считая, что нам уже не нужно думать, нужно только повторять, что сказали раньше. Способность любить — потому что в одиночку мы не полны, и без любви мы перестаем быть теми, кем задуманы, здесь мы и осуществляем себя (не в романтике, а в зрелой любви). И вот это все дано как зернышки, а надо еще осуществить — в подобие…
Но есть другие версии, конечно, например, в трактате свт. Григория Нисского «О сотворении человека» много перечислено, или в дисс. архим. Киприана Керна «Антропология свт. Григория Паламы».
Мне кажется, у вас интересный вопрос про седьмой день 🙂 и хорошо — про то, что важно…
Что же до травоядных и деревьев, все-таки деревья — это образы духовной реальности. Повредить эту реальность мог только тот, кто наделен свободой воли, человек.
Большое спасибо, Владимир, Храни Вас Господь и не оставляй в деле Вашем.
Советую послушать А.Кураева и Е.Авдеенко кому интересно по поводу сотворения.
Спасибо, Владимир, за радость прикосновения к Слову. Такая тихая внутренняя радость от прочитанного от изображения.
Как хорошо жить человеку под крылом у Бога! Научиться бы сохранять эту радость, эти светлые внутренние чувства! Как их уберечь?
Если имеешь веру Библии, именно этот текст стараешься осмыслить и понять. Собственно, всё остальное научное мировоззрение, — только догадки. Величественные стихи, шестиднев, которому не перестаешь удивляться. Получается, что старше нас — людей — всё, что сотворил Господь. Не хочется давать этому никакого научного объяснения. Смущает, что человек создан вместе с животными. Что же мы тогда едим? Не надлежит ли людям подумать, что пища и убийство несовместимы. Послушание есть у Бога человеку — всё называть своим именем. Удивительное дело — смотреть, наблюдать, искать сущность, характерность природного явления, живого существа, и называть его. Нужно знать природу языка, чтобы распознавать в самом слове сокрытый смысл. Когда читаю Святое Слово, понимаю, что практически не могу проникнуть в символическое значение текста.