Если предыдущие рассказы говорили с нами на языке мифа, то с Авраамом мы встаем на почву истории. Это история встречи, узнавания Бога, отношений с Ним. Вероятно, Аврам (именно так зовут его изначально, до завета) по-своему молился высшим силам и раньше. Но именно в сегодняшнем эпизоде он слышит голос Божий, Бог Сам говорит к нему.
1 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе;
2 и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение;
3 Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.
4 И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана.
Авраму 75 лет, он уже старик. И вдруг он слышит повеление отделиться от семьи (т.е. уйти от защиты клана) и пойти неизвестно куда.
В такой ситуации у человека помимо «Да» есть несколько вариантов поведения.
- Отказаться: «Я уже немолод, куда мне начинать все с чистого листа?» или «У меня здесь свои довольно важные дела и обязанности».
- Усомниться: «Не повредился ли я умом?», «А вдруг это мне советуют враждебные силы?»
- Пойти, но начать роптать: «Боги только и могут, что обещать!»
- Не услышать: «Мне все только показалось».
Мог ли он выбрать такой вариант поведения? Да. Все эти варианты взяты из Библии, люди и так отвечают на призыв Божий. Но не Аврам.
5 И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую.
6 И прошел Аврам по земле сей до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда [жили] Хананеи.
7 И явился Господь Авраму и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал [он] там жертвенник Господу, Который явился ему.
Аврам приходит в Ханаан из Харрана. Пешком порядка 700 км (если знать, куда идешь), нужно искать водоемы и места для выпаса скота, договариваться с местным населением, руководить людьми … Что движет Аврамом? Обетование.
Бог обещал Авраму и несколько раз повторяет, что Он произведет от него великий народ (в этом мире еще нет идеи воскресения, продолжение себя видится в детях).
Также потомству Аврама будет дана земля «хорошая и пространная, где течет молоко и мед».
Сам Аврам будет благословен – по древним представлениям, сделается здоровым, богатым, сильным, успешным (Второзаконие, 28 глава). Его имя будет известно и прославляемо, он принесет благословение, а окружающие пожнут благословение или проклятие в зависимости от отношения к нему.
Если в истории о Вавилонской башне люди хотели сделать себе имя, то здесь Бог обещает имя своему избраннику (и кто скажет, что это не осуществилось?)
Евреи, потомки Авраама, действительно стали народом, обогатившим цивилизацию. Но еще важнее, что в этом народе явился Иисус, Спаситель мира.
А как вы относитесь к Аврааму и его потомкам, благословляете или клянете?
8 Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой [так, что от него] Вефиль [был] на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа.
Везде, останавливаясь, Аврам ставит жертвенники, чтобы почтить Бога – из благоговения, благодарности.
9 И поднялся Аврам и продолжал идти к югу.
10 И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет, пожить там, потому что усилился голод в земле той.
11 Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом;
12 и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых;
13 скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя.
В древности было принято считать, что праведники всегда поступают мудро и безупречно. Так и толковали неудобные места. Сегодня мы уже не можем так читать эти тексты, мы видим несовершенство праведников. И в этом – надежда: они начинали так, как мы, у них тоже не все получалось сразу, но они не отступили.
Некоторые сегодняшние толкователи усматривают несовершенство веры Аврама уже в том, что он ушел в Египет, не дожидаясь, что Господь о нем позаботится – и это-то и стало причиной дальнейших трудностей. Но ведь он призывал имя Божье – мог ли Бог не вразумить его?
Вероятнее, проблема Аврама в том, что он мыслит о Боге как его современники. В то время считалось, что боги сильнее людей, но у каждого из них – своя территория. У Аврама – свой Бог, но в Египте – свои. Аврам надеется своей маленькой хитростью решить дело: если и будут свататься к Саре, всегда можно потянуть время, а там и голод кончится. Но человеческая хитрость сыграла с ним злую шутку.
14 И было, когда пришел Аврам в Египет, Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая;
15 увидели ее и вельможи фараоновы и похвалили ее фараону; и взята была она в дом фараонов.
16 И Авраму хорошо было ради ее; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды.
Из того, что мы знаем об Авраме и Саре, видится, что здесь сарказм. Ему было «хорошо ради нее», но так ли было хорошо? Авраму не позавидуешь.
17 Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову.
18 И призвал фараон Аврама и сказал: что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя?
19 для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было ее себе в жену. И теперь вот жена твоя; возьми и пойди.
Аврам убеждается в том, что Бог – это Бог над всеми людьми, и Он может действовать в любом месте. Благодаря вмешательству Божию все закончилось хорошо, и Аврам даже обогатился.
20 И дал о нем фараон повеление людям, и проводили его, и жену его, и все, что у него было.
Возможно, Бог никогда не говорил с вами, как говорил с Аврамом. Тогда вы можете молиться, ждать.
Но, быть может, Он все же обращался к вам? (Пусть не так, как к Авраму, а через Писание, через обстоятельства жизни, через людей, в которых вы услышали что-то большее, чем просто человеческое слово?)
Остались ли вы верны этому призыву?
Продолжаете ли жить этим и верить в обещанное?
После того как призвал Господь Авраама, он ему ставит жертвенники в Сихеме (Быт. 12:6), между Вефилем и Гаем (Быт. 12:7) и третий в Хевроне (Быт. 13:18). Я заметил, что в Сихеме и Хевроне, Господь проявляет инициативу, обращаясь к Аврааму, и в ответ он ставит жертвенники, а между Вефилем и Гаем инициатива на стороне Авраама. Он ставит Богу жертвенник и призывает имя Его, причём прямого ответа Господа в тексте не видно, и после этого Авраам идёт в Египет, где его ждёт испытание Саррой.
Зачем нужен был жертвенник между Вефилем и Гаем, ведь обетования или утешения как в двух других случаях не было, со стороны Бога?
Почему Авраам после Египта, удостоверившись что его Бог действует везде, снова ставит Ему жертвенник?Может он просто благодарит Господа за утешение связанное с уходом Лота?
Вообще конечно удивительно наблюдать как строятся отношения Бога и Авраама. И как растёт Авраам, в глазах Божиих, вверяя себя в Его руки.
Спасибо за отклик, Александр!
В Законе сказано: «пусть не являются пред лице Мое с пустыми руками» (Исх. 23:15). Жертвоприношения — это язык молитвы ветхозаветного человечества. Чтобы обращаться к Богу, нужен жертвенник.
Авраам — человек молитвы. Для него ставить жертвенники, хвалить и благодарить Бога — естественно. Даже если нет непосредственного ответа.
Всегда, когда читаю Святое Писание, понимаю, что это Книга Книг, которую нужно читать без всяких сомнений в верности сказанного. Отвечаю на Ваш вопрос: «Мог ли Авраам поступить по-другому?» В Писании точно сказано: «И сказал Господь Авраму…». Значит, этот человек не имел сомнений в том, кто говорит с ним.
Думаю, что Авраам был странником на земле. Странником, значит, не просто вёл кочевой образ жизни. Он явно ощущал присутствие Божие в своей жизни, потому мог быть послушным Богу, доверял Ему. Авраам стяжал странничество как добродетель. Это образ высокого духовного совершенства.
Как ответить на последний вопрос? Когда понимаешь, что Господь всегда, в любых обстоятельствах жизни ближе всего к человеку, каждая собственная мысль, каждое слово становиться участником диалога между Богом и человеком. Даже когда видишь, что другой отрицает присутствие Божие в себе, всегда понимаешь, что он просто слеп и не видит очевидного. Мы все «слеплены» по «образу и подобию Божию». Мы все с первородным грехом утеряли этот образ, подобие. Потому каждому следует найти в себе, сформировать образ Божий (Веру). Подобие Божие могут обрести лишь святые на земле.