1 И призрел Господь на Сарру, как сказал; и сделал Господь Сарре, как говорил.
Автор повествования подчеркивает, что Бог верен своим обещаниям.
2 Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог;
3 и нарек Авраам имя сыну своему, родившемуся у него, которого родила ему Сарра, Исаак;
4 и обрезал Авраам Исаака, сына своего, в восьмой день, как заповедал ему Бог.
5 Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак, сын его.
Аврааму пришлось ждать этого 25 лет.
Целых 25 лет…
За это время супруги пробовали решить вопрос по-своему: по предложению Сарры Агарь должна была зачать, а Сара – усыновить. Но это решение не от Бога привело только к обидам и соперничеству.
6 И сказала Сарра: смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется.
7 И сказала: кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью? ибо в старости его я родила сына.
Сарра веселится, не помнит себя от радости. Собственно, само имя Исаак – того же корня, что и «радость».
8 Дитя выросло и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак отнят был от груди.
9 И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается,
10 и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком.
Трудно понять, Исмаил просто играл с Исааком, или надсмехался (существуют и более экзотические толкования). Но Сарра вдруг осознала, какую угрозу представляет собой этот ребенок. Ведь он официально усыновлен, и может претендовать на наследство как первенец. Говорят, что по законам того времени, если отпустить рабыню на свободу, ее дети лишаются наследственных прав — и Сарра поступает мудро. Но нельзя не заметить, как уничижительно она относится к Агари и Исмаилу, не называя их даже по имени. Не в этом ли начало будущего конфликта двух народов?
11 И показалось это Аврааму весьма неприятным ради сына его.
Новое имя, данное Богом Авраму — Авраам, означает «отец множества народов» (Бытие 17:5). И Авраам – действительно отец. Да – Сарра – любимая жена, столько для него сделавшая, Исаак – долгожданный ребенок, наследник, но ведь и Исмаил – сын! Сердце Авраама готово принять всех. Но, возможно, Авраам не понимает, в каком двусмысленном положении находится Сарра? Глядя на ревность, обиды, которые возникают из-за многоженства, разводов и отношений на стороне, невозможно не думать о том, как важно хранить брак как союз двоих.
12 Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя;
13 и от сына рабыни Я произведу народ, потому что он семя твое.
Удивительно решение, которое предлагает Бог: слушать не себя, а жену, потому что в данном вопросе она понимает больше. Интересно, насколько это может быть по душе современным верующим?
Впрочем, один из комментаторов предлагает другое понимание: «Авраам, прислушивайся не только к словам и требованиям; различи за этим страдание жены, ее страхи, мольбу той, кто на протяжении многих лет была твоим верным другом и спутницей жизни». Иногда слушать так может быть еще труднее, чем просто слушаться!
14 Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее. Она пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии;
15 и не стало воды в мехе, и она оставила отрока под одним кустом
16 и пошла, села вдали, в расстоянии на [один] выстрел из лука. Ибо она сказала: не [хочу] видеть смерти отрока. И она села против, и подняла вопль, и плакала;
Библию писали люди, не испытывавшие теплых чувств к Исмаилу. Этот эпизод вполне можно было выпустить, или описать как-то менее драматично, чтобы не вызывать сочувствия. Но написано так, как написано. Для меня это свидетельство того, что авторы были действительно вдохновлены Духом Божиим. Иначе как бы они избавились от предвзятости и смогли увидеть историю так, как смотрит на нее Сам Бог – с сочувствием и любовью абсолютно к каждому?
17 и услышал Бог голос отрока; и Ангел Божий с неба воззвал к Агари и сказал ей: что с тобою, Агарь? не бойся; Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится;
18 встань, подними отрока и возьми его за руку, ибо Я произведу от него великий народ.
19 И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою, и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока.
20 И Бог был с отроком; и он вырос, и стал жить в пустыне, и сделался стрелком из лука.
21 Он жил в пустыне Фаран; и мать его взяла ему жену из земли Египетской.
Ангел Божий (под которым отцы понимали Христа до воплощения) обращается к Агари также, как когда-то к Аврааму: Не бойся. Он укрепляет ее, открывая будущее. И интересно, чудо не в сотворении нового колодца, а в том, что Бог открывает глаза Агари, и она начинает видеть то, что не видела раньше.
22 И было в то время, Авимелех с Фихолом, военачальником своим, сказал Аврааму: с тобою Бог во всем, что ты ни делаешь;
Сбываются благословения, о которых говорил Господь, и даже внешние люди видят это. К праведнику люди тянутся, готовы заключать с ним союзы.
23 и теперь поклянись мне здесь Богом, что ты не обидишь ни меня, ни сына моего, ни внука моего; и как я хорошо поступал с тобою, так и ты будешь поступать со мною и землею, в которой ты гостишь.
24 И сказал Авраам: я клянусь.
25 И Авраам упрекал Авимелеха за колодезь с водою, который отняли рабы Авимелеховы.
26 Авимелех же сказал: не знаю, кто это сделал, и ты не сказал мне; я даже и не слыхал [о том] доныне.
27 И взял Авраам мелкого и крупного скота и дал Авимелеху, и они оба заключили союз.
28 И поставил Авраам семь агниц из [стада] мелкого скота особо.
29 Авимелех же сказал Аврааму: на что здесь сии семь агниц, которых ты поставил особо?
30 [он] сказал: семь агниц сих возьми от руки моей, чтобы они были мне свидетельством, что я выкопал этот колодезь.
31 Потому и назвал он сие место: Вирсавия, ибо тут оба они клялись
Беэршева означает Колодец клятвы или Колодец семи (овец).
32 и заключили союз в Вирсавии. И встал Авимелех, и Фихол, военачальник его, и возвратились в землю Филистимскую.
33 И насадил [Авраам] при Вирсавии рощу и призвал там имя Господа, Бога вечного.
34 И жил Авраам в земле Филистимской, как странник, дни многие.
Авраам только начинает входить во владение землей. Самое главное на ней – колодцы. Не будет воды – нечем поить скот, нельзя приготовить пищи. Позднее он приобретет пещеру на поле Махпела. И все же в целом его жизнь будет жизнью странника, человека, не привязанного к месту – только к Богу. Это позволит автору послания к Евреям сказать, что и мы «не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего».
Далее начинается, пожалуй, самый важный отрывок во всем Ветхом Завете. Я предлагаю его прослушать с комментариями И.Я. Грица (с 46 минуты). А иллюстрация ниже — Лилии Николаевны Ратнер (+5 декабря 2016 г.), которая вела у нас курс «Библия и искусство»
И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я.
2 [Бог] сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.
3 Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог.
4 На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека.
5 И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам.
6 И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе.
7 И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?
8 Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли [далее] оба вместе.
9 И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров.
10 И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.
11 Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я.
12 [Ангел] сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.
13 И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего.
14 И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему [и] ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится.
15 И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба
16 и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего,
17 то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих;
18 и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.
19 И возвратился Авраам к отрокам своим, и встали и пошли вместе в Вирсавию; и жил Авраам в Вирсавии.
Как-то я не поняла почему в понимании И.Я. Грица Сарра знала, что Исаак должен быть принесен в жертву ведь сам Исаак не знал раз спрашивал почему не взяли жертвенное животное
Ирина, это хороший вопрос.
В традиции толкований принято, что не о всем в Библии написано. Как в хорошей музыке, паузы значат не меньше, чем сами слова. Это язык умолчаний.
Авраам не сказал Сарре, что собирается делать.
Но вы представляете, чтобы женщина, прожившая с мужем всю свою жизнь, ничего не почувствовала?
Несколько дней она наблюдала сборы, и ее ничего не обеспокоило?
Зная, что окружавшие их народы приносят первенцев в жертву, не подумала об этом?
Может быть, это произошло не сразу. Но она не могла не понять, не почувствовать.
Почему же здесь не сказано о чувствах Сарры?
Ровно потому же, почему не говорится о переживаниях Богородицы. Этого не выразить словами.
Косвенным указанием на непереносимость страданий является то, что следующая глава начинается со смерти Сарры: ее сердце не выдержало…
Что касается Исаака, то он просто гораздо моложе.
Если вы посмотрите на 7 стих, он начинает уже все понимать в тот момент, когда они начинают восхождение на гору. Исаак дважды запинается, не может задать беспокоящий его вопрос.
Возможно, он все понял, как поняла Сарра.
И все же он не спорит, а продолжает путь с отцом.
Для каждого из них это предельное испытание.