В предыдущих главах рассказано, как Иисус Навин с народом переходит Иордан по суху, подобно тому, как прежде Моисей переходил Чермное море.
1 Когда все цари Аморрейские, которые жили по эту сторону Иордана к морю, и все цари Ханаанские, которые при море, услышали, что Господь иссушил воды Иордана пред сынами Израилевыми, доколе переходили они, тогда ослабело сердце их, и не стало уже в них духа против сынов Израилевых.
2 В то время сказал Господь Иисусу: сделай себе острые ножи и обрежь сынов Израилевых во второй раз.
Обрезание потомков израильтян перед завоеванием Ханаана напоминает нам об обрезании сына Моисея перед тем, как совершить Исход из Египта (см. Исх.4:25). Автор повествования как будто подчеркивает: в жизни Иисуса многое похоже на жизнь его учителя, Иисус Навин вполне достоин своего наставника Моисея, и это подтверждается самим Господом.
Такие же параллели встретятся в истории Илии и Елисея. Но самое интересное — проследить подобные параллели в истории апостолов, сравнивая Евангелие от Луки и книгу Деяний.
3 И сделал себе Иисус острые ножи и обрезал сынов Израилевых на [месте, названном]: Холм обрезания.
4 Вот причина, почему обрезал Иисус [сынов Израилевых], весь народ, вышедший из Египта, мужеского пола, все способные к войне умерли в пустыне на пути, по исшествии из Египта;
5 весь же вышедший народ был обрезан, но весь народ, родившийся в пустыне на пути, после того как вышел из Египта, не был обрезан;
6 ибо сыны Израилевы сорок лет ходили в пустыне, доколе не перемер весь народ, способный к войне, вышедший из Египта, которые не слушали гласа Господня, и которым Господь клялся, что они не увидят земли, которую Господь с клятвою обещал отцам их, дать нам землю, где течет молоко и мед,
7 а вместо их воздвиг сынов их. Сих обрезал Иисус, ибо они были необрезаны; потому что их, на пути, не обрезывали.
8 Когда весь народ был обрезан, оставался он на своем месте в стане, доколе не выздоровел.
Почему обрезание было столь важно именно в этот момент? Оно служило отличительным знаком посвященности Богу Единому (Быт. 17). И если в пустыне это было не особенно актуально (не было опасности смешаться кем-либо, на то она и пустыня), то на территории, густонаселенной более цивилизованными народами, было легко утратить свою идентичность. Обрезание должно было напоминать: ты – не как прочие, ты – человек Божий. И одновременно этим проверялось послушание народа: обрезать крайнюю плоть каменным ножом болезненно, а делать это во враждебном окружении опасно – на такое пойдет лишь тот, кто действительно послушен Завету.
От христианина, будет говорить апостол Павел галатам, уже не требуется внешнего знака — обрезания плоти. Но требуется внутренняя посвященность Богу, обрезание сердца, о котором мы говорили в связи с Второзаконием.
9 И сказал Господь Иисусу: ныне Я снял с вас посрамление Египетское. Почему и называется то место «Галгал», даже до сего дня.
10 И стояли сыны Израилевы станом в Галгале и совершили Пасху в четырнадцатый день месяца вечером на равнинах Иерихонских;
До этого Пасха совершалась лишь дважды: в Египте и на второй год исхода. Праздник должен был ободрить людей, напомнив, как Сам Бог боролся за народ.
Как удачно совпало время! Мы могли бы увидеть здесь лишь случайность. Но когда живешь по Божьему промыслу (не спешишь раньше срока и не опаздываешь повиноваться), случайностей не бывает, каждое событие имеет свое место и свой смысл.
11 и на другой день Пасхи стали есть из произведений земли сей, опресноки и сушеные зерна в самый тот день;
12 а манна перестала падать на другой день после того, как они стали есть произведения земли, и не было более манны у сынов Израилевых, но они ели в тот год произведения земли Ханаанской.
В течение сорока лет Господь заботился о пропитании сынов Израилевых, посылая им манну. Что в точности она из себя представляла, мы не знаем. Но в повествовании о ней подчеркивается, что ее было достаточно для питания всего народа. Теперь, когда народ пришел на Землю Обетованную, ему придется трудиться, чтобы добывать себе пропитание. Когда-то время младенчества, в том числе духовного, кончается, и нужно всерьез начинать трудиться.
13 Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших?
14 Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему?
15 Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал.
В очередной раз мы видим: если дело, предстоящее верующим, от Господа, Бог не оставляет без Своей помощи и поддержки.
Иисус Навин видит не Бога, говорящего из куста, но одного из его служителей (все-таки Иисус меньше своего учителя).
Как и Моисею, ему предписано снять обувь, ибо он на святом месте (т.е. месте, принадлежащем Богу). В этом – уже есть надежда, место – уже Божье.
Обычному воину необходимы сандалии, чтобы пройти там, где не пройдешь босиком. Здесь нужно действовать иначе, больше надеясь на Бога, чем на снаряжение и военную тактику.
16 Иерихон заперся и был заперт от [страха] сынов Израилевых: никто не выходил [из него] и никто не входил.
Города в это время представляли собой небольшие поселения в 300-500 жителей, расположенные на холме. Их окружали двойные стены из камней и кирпича-сырца, внутри заполненные землей, толщина таких стен составляла метр и более. Внутри стен были отдельные камеры для хранения запасов, могли устраиваться и жилища, подобные тому, которым обладала Раав-блудница, принявшая разведчиков-израильтян (см. 2 главу).
Иерихон был стратегически важным городом, открывавшим вместе с Гаем путь на горную гряду. Завоевав ее, можно было «вбить клин» между северным и южным Ханааном.
1 Тогда сказал Господь Иисусу: вот, Я предаю в руки твои Иерихон и царя его, [и находящихся в нем] людей сильных;
2 пойдите вокруг города все способные к войне и обходите город однажды [в день]; и это делай шесть дней;
3 и семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом; а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами;
4 когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания, и [весь] народ пойдет [в город, устремившись] каждый с своей стороны.
Как пишет свт. Иоанн Златоуст, они взяли город, «скорее ликуя, нежели воюя». Описание действительно больше похоже на литургическую процессию, чем на приготовление к битве.
Впрочем, одно не исключает другого. Рев труб должен был производить деморализующее влияние на жителей и поднимать боевой дух самих израильтян.
5 И призвал Иисус, сын Навин, священников [Израилевых] и сказал им: несите ковчег завета; а семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом Господним.
6 И сказал народу: пойдите и обойдите вокруг города; вооруженные же пусть идут пред ковчегом Господним.
7 Как скоро Иисус сказал народу, семь священников, несших семь труб юбилейных пред Господом, пошли и затрубили трубами, и ковчег завета Господня шел за ними;
8 вооруженные же шли впереди священников, которые трубили трубами; а идущие позади следовали за ковчегом, во время шествия трубя трубами.
9 Народу же Иисус дал повеление и сказал: не восклицайте и не давайте слышать голоса вашего, и чтобы слово не выходило из уст ваших до [того] дня, доколе я не скажу вам: «воскликните!» и тогда воскликните.
Что делать людям, которые идут молча? Ответ очевиден: они молились.
10 Таким образом ковчег [завета] Господня пошел вокруг города и обошел однажды; и пришли в стан и ночевали в стане.
11 [На другой день] Иисус встал рано поутру, и священники понесли ковчег [завета] Господня;
12 и семь священников, несших семь труб юбилейных пред ковчегом Господним, шли и трубили трубами; вооруженные же шли впереди их, а идущие позади следовали за ковчегом [завета] Господня и идучи трубили трубами.
13 Таким образом и на другой день обошли вокруг города однажды и возвратились в стан. И делали это шесть дней.
14 В седьмой день встали рано, при появлении зари, и обошли таким же образом вокруг города семь раз; только в этот день обошли вокруг города семь раз.
15 Когда в седьмой раз священники трубили трубами, Иисус сказал народу: воскликните, ибо Господь предал вам город!
16 город будет под заклятием, и все, что в нем, Господу; только Раав блудница пусть останется в живых, она и всякий, кто у нее в доме; потому что она укрыла посланных, которых мы посылали;
Воины Господни, которые вел в те дни Израиль, предполагали заклятие, т.е. полное уничтожение имущества, животных и людей. Можно было оставить только то, что передавалось для богослужебных целей. У людей, правда, была возможность уйти, переселиться подальше, поэтому в тексте книги часто говорится не об истреблении, а об изгнании. Уничтожались те, кто упорствовал. А кто-то, как Раав, могли присоединиться к народу Израиля.
Мы не жили в те времена, и нам сложно представить, почему повеление Божие обрекает людей на гибель. Культ хананеев включал религиозную проституцию женщин и мужчин, детские жертвоприношения (Ахиил, восстановивший позже Иерихон, принесет в жертву своих детей, оправдывая пророчество Иисуса Навина – 3 Цар. 16:34)… Терпеть это рядом с собой невозможно. Грех – заразителен.
17 но вы берегитесь заклятого, чтоб и самим не подвергнуться заклятию, если возьмете что-нибудь из заклятого, и чтобы на стан [сынов] Израилевых не навести заклятия и не сделать ему беды;
18 и все серебро и золото, и сосуды медные и железные да будут святынею Господу и войдут в сокровищницу Господню.
19 Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ громким голосом, и обрушилась стена [города] до своего основания, и народ пошел в город, каждый с своей стороны, и взяли город.
20 И предали заклятию все, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, [все истребили] мечом.
21 А двум юношам, высматривавшим землю, Иисус сказал: пойдите в дом оной блудницы и выведите оттуда ее и всех, которые у нее, так как вы поклялись ей.
22 И пошли юноши, высматривавшие [город, в дом женщины] и вывели Раав и отца ее и мать ее, и братьев ее, и всех, которые у нее [были], и всех родственников ее вывели, и поставили их вне стана Израильского.
23 А город и все, что в нем, сожгли огнем; только серебро и золото и сосуды медные и железные отдали, в сокровищницу дома Господня.
24 Раав же блудницу и дом отца ее и всех, которые у нее [были], Иисус оставил в живых, и она живет среди Израиля до сего дня, потому что она укрыла посланных, которых посылал Иисус для высмотрения Иерихона.
25 В то время Иисус поклялся и сказал: проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город сей Иерихон; на первенце своем он положит основание его и на младшем своем поставит врата его.
26 И Господь был с Иисусом, и слава его носилась по всей земле.
Сегодня мы не ведем войн за землю (надеюсь).
Но нельзя и сказать, что мы находимся в полном мире и покое.
Иногда мы должны ради правды идти на конфликты, или даже просто приниматься за дело, превышающее наши силы. И можно задуматься над рядом вопросов.
- Каким образом мы сегодня готовимся к трудным ситуациям?
- На кого мы ориентируемся при этом?
- Какое место в их решении мы отводим Богу?
- Действительно ли мы действуем тогда, когда пришло время?
- Проявляем ли мы полное послушание Богу в том, что кажется при этом малоприятным и не особо нужным?
- Готовы ли отказаться от выгоды, если она связана с чем-то неправильным, непорядочным?
И если вдуматься, эти вопросы относятся не только к каким-то особым ситуациям, — но к любому делу христианина.