В прошлый раз мы начали читать о завоевании Земли. Автор книги Иисуса Навина приводит еще немало удивительных эпизодов этой эпопеи. Но проходит 20-30 лет – а земля все не завоевана. Каждый рассуждал так: я получил достаточно земли – зачем мне продолжать участие в войне? С местными можно вести торговлю или даже заставить их платить дань — это выгодно; зачем их изгонять? Частные интересы возобладали над призывом Божиим, это стало внутренней изменой, — но было неочевидно довольно долгое время.
И вот приходит посланник от Господа. Наш перевод рассматривает его как ангела, но этим словом нередко обозначаются пророки[1].
1 И пришел Ангел Господень из Галгала в Бохим и сказал: Я вывел вас из Египта и ввел вас в землю, о которой клялся отцам вашим — [дать вам], и сказал Я: «не нарушу завета Моего с вами вовек;
2 и вы не вступайте в союз с жителями земли сей; жертвенники их разрушьте». Но вы не послушали гласа Моего. Что вы это сделали?
3 И потому говорю Я: не изгоню их от вас, и будут они вам петлею, и боги их будут для вас сетью.
Бог через Своего посланника упрекает людей даже не за то, что они не добились победы (Сам Бог обеспечил бы это со временем). Их грех в том, что они вступили в союзы, и сохранили языческие культы. Союзы – это возможность смешанных браков, и смешанной религиозности.
Археологи находят защитные амулеты с заклинаниями — как будто защиты Бога было недостаточно! Находят посвящения различным баалам — буквально «господам» — владыкам мест, природных стихий. Находят домашние статуэтки богини плодовитости Астарты, которой также посвящали священные деревья, — как будто Бог в Своих благословениях не обещал размножить народ! Яркое, хотя и малосимпатичное описание этого типа языческих практик вы можете прочесть в романе Дж. Миченера «Источник». Религиозность проявляла себя на бытовом, чувственном уровне, все было пропитано блудом как в переносном, так и в прямом смысле, и боги-баалы стали удобной заменой Богу Единому с его высокими требованиями.
Божий замысел сокрушить идолослужение, привести к вере в Единого Бога оказался под угрозой.
4 Когда Ангел Господень сказал слова сии всем сынам Израилевым, то народ поднял громкий вопль и заплакал.
5 От сего и называют то место Бохим. Там принесли они жертву Господу.
Бохим означает «плачущие». Возможно, на какое-то время это и остановило деградацию.
6 Когда Иисус распустил народ, и пошли сыны Израилевы, каждый в свой удел, чтобы получить в наследие землю,
7 тогда народ служил Господу во все дни Иисуса и во все дни старейшин, которых жизнь продлилась после Иисуса и которые видели все великие дела Господни, какие Он сделал Израилю.
8 Но когда умер Иисус, сын Навин, раб Господень, будучи ста десяти лет,
9 и похоронили его в пределе удела его в Фамнаф-Сараи, на горе Ефремовой, на север от горы Гааша;
10 и когда весь народ оный отошел к отцам своим, и восстал после них другой род, который не знал Господа и дел Его, какие Он делал Израилю, —
Выражение похоже на то, что случилось с египтянами, когда восстал фараон-злодей, который не знал Иосифа. Так и здесь, память о деяниях Божиих оказалась слишком короткой. Что для отцов было реальностью, для детей стало прошлым.
11 тогда сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа и стали служить Ваалам;
12 оставили Господа Бога отцов своих, Который вывел их из земли Египетской, и обратились к другим богам, богам народов, окружавших их, и стали поклоняться им, и раздражили Господа;
13 оставили Господа и стали служить Ваалу и Астартам.
Как и предсказывал вестник Божий, окружающие народы и их культы стали западней.
Мы сегодня также живем в окружении, не чтущем Бога как следует. Как же воспитывать? Ведь дело не только в том, чтобы уберечь детей от чего-то. Важно в первую очередь передать знание Господа и дел Его. Предлагаю поразмышлять о том, как это сделать, послушав беседу с о. Петром Мещериновым, которая проходила в нашем Колледже в рамках семинара о воспитании (в приложении доступно для скачивания).
14 И воспылал гнев Господень на Израиля, и предал их в руки грабителей, и грабили их; и предал их в руки врагов, окружавших их, и не могли уже устоять пред врагами своими.
15 Куда они ни пойдут, рука Господня везде была им во зло, как говорил им Господь и как клялся им Господь. И им было весьма тесно.
16 И воздвигал [им] Господь судей, которые спасали их от рук грабителей их;
Судьи — это народные лидеры, обладающие неформальным авторитетом — в отличие от последующих царей, которые уже имеют властные полномочия и нередко ими злоупотребляют. Здесь — все еще попытка прямой теократии, непосредственного Божьего правления. Хотя автор книги Судей подчеркивает, что народ оказался к этому не готов («В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» — 17:6).
Бог действует по двум направлениям: стесняет обстоятельствами жизни, и дает людей, на которых почиет Его Дух.
17 но и судей они не слушали, а ходили блудно вслед других богов и поклонялись им, скоро уклонялись от пути, коим ходили отцы их, повинуясь заповедям Господним. Они так не делали.
18 Когда Господь воздвигал им судей, то Сам Господь был с судьею и спасал их от врагов их во все дни судьи: ибо жалел [их] Господь, слыша стон их от угнетавших и притеснявших их.
19 Но как скоро умирал судья, они опять делали хуже отцов своих, уклоняясь к другим богам, служа им и поклоняясь им. Не отставали от дел своих и от стропотного пути своего.
Проблема в том, что все как будто зависит только от личности лидера. Он уходит – и можно расслабиться. Тогда как мы говорили, что изначально Бог каждого призывает стать личностью, одним из царственного священства (Исх. 19:5-6). Для руководителя это также задача – уйти так, чтобы на место тебя сразу встал другой, т.е. подготовить себе преемника.
20 И воспылал гнев Господень на Израиля, и сказал Он: за то, что народ сей преступает завет Мой, который Я поставил с отцами их, и не слушает гласа Моего,
21 и Я не стану уже изгонять от них ни одного из тех народов, которых оставил Иисус, когда умирал, —
22 чтобы искушать ими Израиля: станут ли они держаться пути Господня и ходить по нему, как держались отцы их, или нет?
23 И оставил Господь народы сии и не изгнал их вскоре и не предал их в руки Иисуса.
Бог не свершает обещанного, если люди не прикладывают усилий жить в Завете и слушать глас Божий. Через некоторое время эти народы сориентируются и смогут выступить в союзе друг с другом, так что сам Израиль окажется на положении данника.
3:1 Вот те народы, которых оставил Господь, чтобы искушать ими Израильтян, всех, которые не знали о всех войнах Ханаанских, —
2 для того только, чтобы знали и учились войне последующие роды сынов Израилевых, которые прежде не знали ее:
3 пять владельцев Филистимских, все Хананеи, Сидоняне и Евеи, живущие на горе Ливане, от горы Ваал-Ермона до входа в Емаф.
4 Они были [оставлены], чтобы искушать ими Израильтян и узнать, повинуются ли они заповедям Господним, которые Он заповедал отцам их чрез Моисея.
5 И жили сыны Израилевы среди Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев, и Иевусеев,
6 и брали дочерей их себе в жены, и своих дочерей отдавали за сыновей их, и служили богам их.
Похоже, что без какой-то внешней угрозы человек быстро забывает о Боге. И однако же даже такие угрозы далеко не каждого побуждают к тому, чтобы вернуться на путь Божий. Становится понятна строгость Бога в отношении соседних народов: это не от того, что Он любит евреев и не любит иноземцев, а из-за незрелости самих израильтян.
Мы живем в Новом Завете. Как вам кажется, отличаемся ли мы принципиально от этих людей?
И обещанная беседа о. Петра.
[1] Авторы таргумов и переводчики Септуагинты (Ватик.кодекс) понимали это место как указание на пророка, добавляя «Так говорит Господь». Современные переводы видят здесь Ангела Господня, т.е. в святоотеч.понимании Господа до воплощения. Если это Ангел Яхве, непонятно, что означает его путешествие из Галгала, и как он говорит к народу (обычно такие беседы происходят индивидуально). Если это пророк или священник Финеес (как полагают иудейские комментаторы), то без добавления слов к тексту не очень понятно, почему он говорит от лица Бога. И в предыдущем отрывке толкователи дискутируют, кем был явившийся Иисусу Навину. Они считали его Ангелом Яхве, другие – Михаилом, третьи – просто ангелом. На мой взгляд, важна не личность говорящего, а весть, которую он несет. Если Господь проговорит к нам устами ребенка, будет ли это менее важно, чем сказанное через священника?