Сегодня мы возьмем для размышления 17 псалом (эта хвалебная песнь приведена и во 2 Цар. 22). Псалмы, хотя в них и встречаются повествования и уроки мудрости, — это в первую очередь источник вдохновения для молитвы. Я советую сначала прочесть этот текст по книге, потом – с комментариями ниже, и наконец, снова по книге, — но уже используя его как собственную молитву.
1 Начальнику хора. Раба Господня Давида, который произнес слова песни сей к Господу, когда Господь избавил его от рук всех врагов его и от руки Саула. И он сказал:
2 Возлюблю тебя, Господи, крепость моя!
Первый стих псалма часто оказывается одним из самых значимых. В нем очень прямо и просто говорится о том, что испытывает автор. «Спаси», «Уповаю на тебя», «Услышь, взываю», «Буду славить Тебя»…
Здесь – как бы перекличка с молитвой Шма. Закон говорит: «Возлюби Господа…». Давид отвечает: «Возлюблю» (или в других переводах – «Люблю»).
Трудность молитвы псалмами – не в том, что они непонятны, а в том, что нужен труд души, чтобы от всего сердца сказать вместе с автором: «И я люблю тебя, Господи, и я хочу обновить с Тобой отношения любви, — которые затерлись, вошли в привычку, о которых я слышал от других, но сам не испытал. Я хочу, чтобы Ты стал для меня самым главным в жизни».
3 Господь — твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, — скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое.
Твердыня и прибежище – Ты лучше всякой крепости и башни, с Тобой надежно,
Избавитель – Ты избавляешь от врагов и из трудных ситуаций,
Скала – Ты возводишь на такие высоты, куда я сам не смог бы взобраться, и где я недосягаем для врагов,
Щит – Ты моя защита от всего недоброго (и стрел, и злых речей),
Рог спасения – Ты Сила, теснящая всех врагов, Тебя сопровождают звуки торжествующей победы,
Убежище – к Тебе можно прийти и излить душу, когда тяжело, у Тебя переждать трудности.
4 Призову достопоклоняемого Господа и от врагов моих спасусь.
Только Бог действительно достоин хвалы. И когда я зову Его, Он спасает меня.
5 Объяли меня муки смертные, и потоки беззакония устрашили меня;
6 цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня.
Давид вспоминает о своих несчастьях.
Здесь близость смерти, и содрогание от людского коварства и греха, льющегося потоками, и тяжесть безнадежности, и ощущение полной повязанности, невозможности выпутаться. В такой ситуации остается только одно.
7 В тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал. И Он услышал от чертога Своего голос мой, и вопль мой дошел до слуха Его.
8 Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания гор, ибо разгневался [Бог];
9 поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий; горячие угли [сыпались] от Него.
10 Наклонил Он небеса и сошел, — и мрак под ногами Его.
11 И воссел на Херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра.
12 И мрак сделал покровом Своим, сению вокруг Себя мрак вод, облаков воздушных.
13 От блистания пред Ним бежали облака Его, град и угли огненные.
14 Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал глас Свой, град и угли огненные.
15 Пустил стрелы Свои и рассеял их, множество молний, и рассыпал их.
Давид не просто ощущает какие-то внутренние изменения. Он понимает, что Бог услышал, видит, как быстро и могущественно отвечает Бог, как воздается его врагам, как расчищаются пути.
Однажды мне довелось оказаться в Израильской пустыне в бурю, это действительно потрясает: сначала ветер сметает все, что только можно, бьют молнии, грохочет гром, и начинается ливень, после которого мощные потоки с гор еще несколько часов хлещут так, что размывают даже современные дороги. Кажешься себе ничтожным перед стихией, и невозможно отделаться от ощущения, что в этом действительно присутствует мощь Творца.
Впрочем, как мне кажется, Давид был не настолько наивен, чтобы воспринимать стихию как буквальное проявление Бога (хотя его слушатели могли это понять и так — см. 1 Цар. 7:10). Просто как великий поэт он использует понятные его народу образы, чтобы описать Его величие.
Описание спасения из потопа ниже служит тому свидетельством: через этот образ он говорит о спасении от врагов, которые были для Давида как потоки бушующих вод.
16 И явились источники вод, и открылись основания вселенной от грозного [гласа] Твоего, Господи, от дуновения духа гнева Твоего.
17 Он простер [руку] с высоты и взял меня, и извлек меня из вод многих;
18 избавил меня от врага моего сильного и от ненавидящих меня, которые были сильнее меня.
19 Они восстали на меня в день бедствия моего, но Господь был мне опорою.
20 Он вывел меня на пространное место и избавил меня, ибо Он благоволит ко мне.
21 Воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих вознаградил меня,
22 ибо я хранил пути Господни и не был нечестивым пред Богом моим;
23 ибо все заповеди Его предо мною, и от уставов Его я не отступал.
24 Я был непорочен пред Ним и остерегался, чтобы не согрешить мне;
25 и воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих пред очами Его.
Удивительно слышать от руководителя, что главное, чем он хвалится, это не глобальные достижения, а праведность и жизнь по заповедям, причем не просто соблюдение заповедей, а тщательное соблюдение, остережение, чтобы не согрешить.
26 С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним — искренно,
27 с чистым — чисто, а с лукавым — по лукавству его,
28 ибо Ты людей угнетенных спасаешь, а очи надменные унижаешь.
Господь всем воздает то, что они заслуживают.
(Славянский текст здесь красив: «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися», — но уводит в сторону от основного смысла псалма).
29 Ты возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвещает тьму мою.
В параллельном месте 2 Цар. 22:29 говорится, что Бог не просто возжигает светильник, но Сам является светильником для Давида. И ведь Бог действительно просвещает, показывает путь, все делает ясным.
Весь последующий текст – это и описание подвигов Давида, и одновременно – славословие Господу. При чтении этого текста исчезают страхи (ст.30), набираешься решительности, смелости (ст. 33), бодрости для миссии (34), уверенности перед сильными мира сего (35). Это — не результат самовнушения, а действие Бога по милости к человеку.
30 С Тобою я поражаю войско, с Богом моим восхожу на стену.
31 Бог! — Непорочен путь Его, чисто слово Господа; щит Он для всех, уповающих на Него.
32 Ибо кто Бог, кроме Господа, и кто защита, кроме Бога нашего?
33 Бог препоясывает меня силою и устрояет мне верный путь;
34 делает ноги мои, как оленьи, и на высотах моих поставляет меня;
35 научает руки мои брани, и мышцы мои сокрушают медный лук.
36 Ты дал мне щит спасения Твоего, и десница Твоя поддерживает меня, и милость Твоя возвеличивает меня.
37 Ты расширяешь шаг мой подо мною, и не колеблются ноги мои.
Но дальше идут строки о врагах.
Мы уже говорили, что в условиях того времени вопрос стоял просто: или мы их, или они нас. Вы это увидите сами, прочтя 1-2 книги Царств.
Но сейчас нам, надеюсь, не нужно вести борьбу с какими-то врагами, тем более – преследовать их. И хотя некоторые борцы за чистоту веры считают, что борьба с идеологическими противниками должна продолжаться до их полного уничтожения, я уверен, что христианам заповедано только благословлять, — это куда тяжелее (Лк. 6:28)!
Что же делать с этими строками?
Можно прочесть их иносказательно, относить к грехам, к страстям, с которыми нужно не «смиряться», а искать освобождения милостью и силой Божьей.
38 Я преследую врагов моих и настигаю их, и не возвращаюсь, доколе не истреблю их;
39 поражаю их, и они не могут встать, падают под ноги мои,
40 ибо Ты препоясал меня силою для войны и низложил под ноги мои восставших на меня;
41 Ты обратил ко мне тыл врагов моих, и я истребляю ненавидящих меня:
42 они вопиют, но нет спасающего; ко Господу, — но Он не внемлет им;
43 я рассеваю их, как прах пред лицем ветра, как уличную грязь попираю их.
Но Давид справился не только с внутренними врагами. Ему удалось подчинить и окружающие народы, язычников.
Отцы Церкви видели в Давиде прообраз самого Христа, Который смог духовно победить язычество, восторжествовать над Своими врагами и распространить свет Богопознания на все народы.
44 Ты избавил меня от мятежа народа, поставил меня главою иноплеменников; народ, которого я не знал, служит мне;
45 по одному слуху о мне повинуются мне; иноплеменники ласкательствуют предо мною;
46 иноплеменники бледнеют и трепещут в укреплениях своих.
47 Жив Господь и благословен защитник мой! Да будет превознесен Бог спасения моего,
48 Бог, мстящий за меня и покоряющий мне народы,
49 и избавляющий меня от врагов моих! Ты вознес меня над восстающими против меня и от человека жестокого избавил меня.
50 За то буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками и буду петь имени Твоему,
51 величественно спасающий царя и творящий милость помазаннику Твоему Давиду и потомству его во веки.
Очень надеюсь, что и вам есть за что славить Господа, и в чем торжествовать Его победу. Но если не так, первая часть псалма в помощь!