К.С.Льюис в «Письмах Баламута» показывает, что отпасть от Бога можно как в момент трудностей, испытаний веры, так и переживая успех, от которого недалеко до самонадеянности (начало письма 14).
Давид в определенный момент оказался на вершине успеха: он объединил страну, смирил врагов, получил от Бога заверение в продолжении династии. Возможно, именно в этот момент он написал псалом, в котором содержатся следующие строки:
«Рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности моей, и, уповая на Господа, не поколеблюсь. Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце мое» (Пс.25:1,2).
И Господь ответил на молитву Давида.
1 Через год, в то время, когда выходят цари [в походы], Давид послал Иоава и слуг своих с ним и всех Израильтян; и они поразили Аммонитян и осадили Равву; Давид же оставался в Иерусалиме.
Давид настолько уверен в победе, что даже не идет вместе с войском. Сам же он остается в Иерусалиме. И он празден.
2 Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива.
Как по нотам разыгрывается партия греха.
Все начинается с нарушения 10 заповеди: «Не пожелай… жены ближнего твоего».
3 И послал Давид разведать, кто эта женщина? И сказали ему: это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина.
4 Давид послал слуг взять ее; и она пришла к нему, и он спал с нею. Когда же она очистилась от нечистоты своей, возвратилась в дом свой.
Нарушается седьмая заповедь: «не прелюбодействуй».
5 Женщина эта сделалась беременною и послала известить Давида, говоря: я беременна.
6 И послал Давид [сказать] Иоаву: пришли ко мне Урию Хеттеянина. И послал Иоав Урию к Давиду.
7 И пришел к нему Урия, и расспросил [его] Давид о положении Иоава и о положении народа, и о ходе войны.
Чтобы скрыть грех, Давид вызывает Урию. Он надеется, что тот войдет к своей жене, и ребенок будет считаться ребенком Урии. Разумеется, Давид не раскрывает причин своего вызова и задает не относящиеся к делу вопросы. Ему приходится обманывать Урию, тем самым нарушая восьмую заповедь «Не произноси ложного свидетельства».
Однако Урия ведет себя благородно, отказываясь от почестей и радости супружеского ложа в то время, как его братья подвергают свою жизнь опасности.
8 И сказал Давид Урии: иди домой и омой ноги свои. И вышел Урия из дома царского, а вслед за ним понесли и царское кушанье.
9 Но Урия спал у ворот царского дома со всеми слугами своего господина, и не пошел в свой дом.
10 И донесли Давиду, говоря: не пошел Урия в дом свой. И сказал Давид Урии: вот, ты пришел с дороги; отчего же не пошел ты в дом свой?
11 И сказал Урия Давиду: ковчег и Израиль и Иуда находятся в шатрах, и господин мой Иоав и рабы господина моего пребывают в поле, а я вошел бы в дом свой и есть и пить и спать со своею женою! Клянусь твоею жизнью и жизнью души твоей, этого я не сделаю.
12 И сказал Давид Урии: останься здесь и на этот день, а завтра я отпущу тебя. И остался Урия в Иерусалиме на этот день до завтра.
13 И пригласил его Давид, и ел [Урия] пред ним и пил, и напоил его [Давид]. Но вечером [Урия] пошел спать на постель свою с рабами господина своего, а в свой дом не пошел.
И тогда Давид идет еще дальше, и фактически отдает приказ убить Урию. Нарушена шестая заповедь: «Не убий».
14 Поутру Давид написал письмо к Иоаву и послал [его] с Уриею.
15 В письме он написал так: поставьте Урию там, где [будет] самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер.
16 Посему, когда Иоав осаждал город, то поставил он Урию на таком месте, о котором знал, что там храбрые люди.
17 И вышли люди из города и сразились с Иоавом, и пало несколько из народа, из слуг Давидовых; был убит также и Урия Хеттеянин.
Фактически, Давид втягивает в свой грех и Иоава.
Но что было бы, если бы Иоав не пошел на поводу у Давида?
18 И послал Иоав донести Давиду о всем ходе сражения.
19 И приказал посланному, говоря: когда ты расскажешь царю о всем ходе сражения
20 и увидишь, что царь разгневается, и скажет тебе: «зачем вы так близко подходили к городу сражаться? разве вы не знали, что со стены будут бросать на вас?
21 кто убил Авимелеха, сына Иероваалова? не женщина ли бросила на него со стены обломок жернова, и он умер в Тевеце? Зачем же вы близко подходили к стене?» тогда ты скажи: и раб твой Урия Хеттеянин также умер.
22 И пошел [посланный], и пришел, и рассказал Давиду обо всем, для чего послал его Иоав, обо всем ходе сражения.
23 Тогда посланный сказал Давиду: одолевали нас те люди и вышли к нам в поле, и мы преследовали их до входа в ворота;
24 тогда стреляли стрелки со стены на рабов твоих, и умерли [некоторые] из рабов царя; умер также и раб твой Урия Хеттеянин.
25 Тогда сказал Давид посланному: так скажи Иоаву: «пусть не смущает тебя это дело, ибо меч поядает иногда того, иногда сего; усиль войну твою против города и разрушь его». Так ободри его.
Давид и Иоав на птичьем языке сообщают друг другу, что дело сделано.
Как ни странно, грех внесет раскол и в их отношения. Иоав, перед которым Давид утратил авторитет, станет плохо управляемым, и уже на смертном одре Давид будет требовать от своего наследника отомстить Иоаву.
26 И услышала жена Урии, что умер Урия, муж ее, и плакала по муже своем.
27 Когда кончилось время плача, Давид послал, и взял ее в дом свой, и она сделалась его женою и родила ему сына. И было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа.
Почему же Давид не остановился, но все продолжал и продолжал увеличивать грех?
Здесь наглядно показано, что есть инерция греха, и один проступок влечет за собой другой. И даже если грех остановлен раскаянием, его последствия остаются.
По крайней мере, так это будет до пришествия Спасителя.
На протяжении всего этого рассказа мог возникнуть вопрос: а что же Господь? Почему Он не вмешивается? Но, подождите, разве слова и поведение самого Урии не были вразумлением Давиду? Когда сердце поглощено страстью, человек оказывается поразительно глух и слеп. Урия ведь проявляет и воздержание, и выказывает наивысшую форму преданности, призывая в свидетели своей клятвы самого Давида. Но на Давида это имеет обратный эффект, и он начинает ненавидеть Урию – из-за того, что тот является живым укором царю. Грех часто «превращает» чувства: вместо доверия рождается страх и подозрительность (Саул к Давиду), благодарность превращается во вражду и ненависть (Давид к Урии), романтика сменяется отвращением (случай Амнона и Фамари – см. 2 Цар. 13).
Теперь уже пророку поручено говорить к Давиду. Но как бы Нафан не стал мишенью царского гнева! Поэтому он излагает дело в форме притчи.
12: 1 И послал Господь Нафана к Давиду, и тот пришел к нему и сказал ему: в одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный;
2 у богатого было очень много мелкого и крупного скота,
3 а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь;
4 и пришел к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих овец или волов, чтобы приготовить [обед] для странника, который пришел к нему, а взял овечку бедняка и приготовил ее для человека, который пришел к нему.
5 Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану: жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это;
6 и за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это, и за то, что не имел сострадания.
Вопреки первому впечатлению, Давид действует здесь не эмоционально, а выносит решение в строгом соответствии с Законом.
Сначала он говорит о том, что такой человек является «сыном смерти». Похожее выражение связано с тяжбой и телесными наказаниями (см. Втор. 25:1-3) и, нам кажется, правильнее было бы перевести «достоин побоев». А затем выносит решение в точном соответствии с тем, что предписывает закон, т.е. возмещение в четырехкратном размере (Исх. 22:1). Наказание за вину и возмещение ущерба. Поразительно, но Давид сохраняет абсолютную трезвость во всем, что не касается его самого!
7 И сказал Нафан Давиду: ты — тот человек. Так говорит Господь Бог Израилев: Я помазал тебя в царя над Израилем и Я избавил тебя от руки Саула,
8 и дал тебе дом господина твоего и жен господина твоего на лоно твое, и дал тебе дом Израилев и Иудин, и, если этого [для тебя] мало, прибавил бы тебе еще больше;
9 зачем же ты пренебрег слово Господа, сделав злое пред очами Его? Урию Хеттеянина ты поразил мечом; жену его взял себе в жену, а его ты убил мечом Аммонитян;
10 итак не отступит меч от дома твоего во веки, за то, что ты пренебрег Меня и взял жену Урии Хеттеянина, чтоб она была тебе женою.
Это не проклятие, а констатация факта. По стопам отца пойдут и сыновья.
11 Так говорит Господь: вот, Я воздвигну на тебя зло из дома твоего, и возьму жен твоих пред глазами твоими, и отдам ближнему твоему, и будет он спать с женами твоими пред этим солнцем;
12 ты сделал тайно, а Я сделаю это пред всем Израилем и пред солнцем.
Все это осуществилось в скором времени. Среди сыновей Давида случился похожий грех, и Давид не восстановил справедливость. Да и как бы он мог решиться осудить другого за то, в чем сам был виновен? И тогда его первенец Авессалом наказывает обидчика, а затем решает, что может лучше отца руководить Израилем. Это погружает страну в гражданскую войну. Захватив Иерусалим, Авессалом входит в гарем своего отца (см. 2 Цар. 13:1-16:23).
13 И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял [с тебя] грех твой; ты не умрешь;
14 но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын.
В отличие от Саула, Давид честно признает свой грех (предание связывает Пс. 50 с этим преступлением Давида). И Господь снимает грех (хотя по закону он сам заслуживал смерти за умышленное убийство).
Но почему должен умереть ребенок? Мне видится, что Господь не умерщвлял младенца, но грех за убийство Урии, вернувшийся подобно маятнику, пал на ребенка (мы говорили об этом свойстве греха, обсуждая Египетские казни). Чтобы искоренить грех, нужно не только покаяние, но и его искупление – и это одно из объяснений, зачем приходит Христос.
Я не настаиваю на этом объяснении, но других я не нашел, и если кто предложит лучше, я с благодарностью его приму.
15 И пошел Нафан в дом свой. И поразил Господь дитя, которое родила жена Урии Давиду, и оно заболело.
16 И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись провел ночь, лежа на земле.
17 И вошли к нему старейшины дома его, чтобы поднять его с земли; но он не хотел, и не ел с ними хлеба.
Казалось бы, что Давиду до этого младенца, ведь у него множество детей от жен и наложниц, а грех его прощен? Это показывает, что Давид стал прежним, человеком большого сердца. Более того, забегая вперед, скажу, что он будет плакать даже об Авессаломе, который пытался лишить Давида царства.
18 На седьмой день дитя умерло, и слуги Давидовы боялись донести ему, что умер младенец; ибо, говорили они, когда дитя было еще живо, и мы уговаривали его, и он не слушал голоса нашего, как же мы скажем ему: «умерло дитя»? Он сделает что-нибудь худое.
19 И увидел Давид, что слуги его перешептываются между собою, и понял Давид, что дитя умерло, и спросил Давид слуг своих: умерло дитя? И сказали: умерло.
20 Тогда Давид встал с земли и умылся, и помазался, и переменил одежды свои, и пошел в дом Господень, и молился. Возвратившись домой, потребовал, чтобы подали ему хлеба, и он ел.
21 И сказали ему слуги его: что значит, что ты так поступаешь: когда дитя было еще живо, ты постился и плакал; а когда дитя умерло, ты встал и ел хлеб?
22 И сказал Давид: доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо?
23 А теперь оно умерло; зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне.
На что надеялся Давид, постясь за младенца? Ведь суд был произнесен. Но Давид все равно надеется и делает попытку. Это восхищает.
Но вот последующее поведение выглядит озадачивающее – как тогда, так и сейчас.
В наше время, когда многие так стремятся быть «подлинными в выражении своих эмоций», Давида могут обвинить в неискренности (и обвиняют). Но в том-то и дело, что настоящий Давид действует не на уровне эмоционального отреагирования. Не эмоции владеют Давидом, а он владеет ими, как и подобает великому руководителю — и покаянная печаль не переходит в болезненное самобичевание.
24 И утешил Давид Вирсавию, жену свою, и вошел к ней и спал с нею; и она родила сына, и нарекла ему имя: Соломон. И Господь возлюбил его
25 и послал пророка Нафана, и он нарек ему имя: Иедидиа по слову Господа.
И посреди печали прорастает семя надежды.