От назидательного первого псалма о путях жизни мы перейдем сразу к покаянному пятидесятому псалму (Пс. 50). Как видно из надписания, он связан с тем, что Давид забрал жену Урии и послал его на смерть. Несмотря на то, что такой грех не мог быть заглажен по закону (жертвы покрывали только грехи, совершенные по неведению и ошибке), Давид обращается к Богу с просьбой о прощении.
Некоторые люди воспринимают покаяние как самобичевание обвинениями. Это вовсе не покаяние, так только развиваются неврозы.
В псалме сквозь скорбь о грехе сначала просвечивает, а потом и все громче звучит надежда. Это обеспечивается тем, что Давид а) не питает иллюзий относительно своего совершенства, трезво понимая, что сам по себе он слаб, грешен, и вся его праведность – только силой свыше; б) его переживание не зациклено на себе, но устремлено к Богу – мудрому и спасающему, щедрому милостью и надеждой.
1 Начальнику хора. Псалом Давида,
2 Когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии.
Мы читали об этом раньше.
3 Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.
4 Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня,
Вот основная просьба Давида, в церковнослав. она звучит с усилением: «наипаче омый…» Давид просит поступить с ним не по справедливости, а по милости. Помилуй – это значит «отнесись ко мне с любовью». Изгладь беззакония – отмени последствия моих грехов. Омой и очисти – возврати чистоту, чтобы я мог снова предстоять пред Тобой.
5 ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.
6 Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.
Звучит причина обращения: я согрешил, и не пытаюсь этого отрицать. Я согрешил, конечно, и против людей, но в первую очередь — пред Тобой, нарушив Твои заповеди. Если бы я слушал Тебя, этого бы не случилось. Я принимаю Твое наказание без ропота.
У комментаторов возникает вопрос, надо ли всегда иметь своей грех пред собою, т.е. помнить о прошлом?
Такая память может быть разрушительной: если грех по-прежнему желанен, воспоминание может привести к повторению; если человек мучается от угрызений совести и не чувствует Божьего прощения, такое воспоминание может привести к отчаянию. Но если человек знает, что покаяние было полным, и Бог простил грех, то память об этом может предохранить от дальнейших падений.
Иногда Бог попускает целые периоды такого видения «греха пред собою», чтобы грех стал действительно отвратителен. Но я думаю, что в Его окончательном замысле память должна вызывать в нас не страхи и отвращение, а только благодарность за прощение и исцеление.
7 Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.
8 Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость.
Здесь – как бы взгляд в прошлое, на отношения человека и Бога.
Блаженный Августин на седьмом стихе основывал необходимость крещения младенцев, считая, что они с детства повреждены грехом.
Однако, строго говоря, намерение у автора другое. Стихи седьмой и восьмой построены по принципу антитетического параллелизма (противопоставления). Автор хочет сказать, что изначально любой человек не знает путей жизни, а Бог желает открыть истину в сердце и явить мудрость.
«Не отступай от этого», — как бы просит Давид. – «Несмотря на то, что я ничего не знаю, я грешен, Ты продолжай трудиться надо мной».
9 Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.
10 Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные.
11 Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои.
12 Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.
13 Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня.
14 Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.
Если читать псалом быстро, то эти стихи сливаются в одну большую просьбу: прости. Но внимательное чтение открывает целую серию специально подобранных просьб, каждая из которых имеет отдельный, определенный смысл.
Омой меня от скверны, возврати чистоту (9) – чтобы я не чувствовал себя запятнанным пред Тобой, мог без стыда предстоять Тебе и смело молиться Тебе;
Возвесели меня и исцели болезни, возникшие от греха (10) – ибо Ты сотворил человека не для уныния, а для радости и благодарности,
Не смотри на мой грех, изгладь беззакония (11) – потому что если Ты будешь наказывать по справедливости, от меня ничего не останется, а если оставишь с моей виной, она сведет меня с ума;
Сотвори чистое сердце и возврати Дух (12) – потому что я сам не могу исправиться, только Ты можешь изменить меня изнутри Духом Своим Святым,
Не отринь от Твоего Присутствия (13) – мне недостаточно, если Ты только простишь, но будешь держать на расстоянии, я нуждаюсь в общении с Тобой,
Возврати радость и утверди в том, чтобы ходить в правде (14) – чтобы я мог жить с благодарностью Тебе и снова не поколебался.
Фактически, здесь целая программа духовной жизни.
Что из этого у вас уже присутствует, а к каким просьбам вы могли бы присоединиться?
Если Ты сделаешь все это, Господи, я, со своей стороны, обещаю тебе:
15 Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.
Я обещаю не просто исправиться сам, но и исправлять других.
16 Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.
Мои грехи достойны смерти, пролития крови. Но если ты избавишь меня от этого, я ничего не скрою, я буду на примере собственной жизни свидетельствовать другим о том, как Ты справедливо поступил со мной и вернул мне праведность. Современный человек стыдится говорить о прошлой жизни, Давид готов отбросить стыд — потому что он уже другой, и потому, что он сам не столь важен по сравнению с Богом и Его спасением.
17 Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою:
Я понимаю, что сам вижу и понимаю недостаточно о Твоих путях; наполни меня вдохновением, чтобы я мог в полноте восхвалять Тебя.
18 ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь.
19 Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.
Я надеюсь не на жертвы (нет жертв за намеренный грех). Я сокрушаю, разбиваю свое сердце, чтобы оно не было твердым, каменным, чтобы оно стало мягким, послушным Тебе.
20 Облагодетельствуй по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима:
21 тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.
Последние стихи (с 18 или с 20), возможно, были добавлены к Псалму позднее, в период Плена или после него, поскольку в них звучит акцент на сокрушении сердца, характерный уже для пророков (Ис. 66:2), мотив восстановления стен Иерусалима и обновление жертвоприношений.
Но в духовном смысле можно понимать это так, что только после восстановления отношений с Богом, восстановления души можно приступать к регулярному богослужению, иначе все труды будут впустую.
Считается, что язык прощения состоит из нескольких элементов:
- Искреннее сожаление (мне жаль, что я так поступил, причинил тебе боль).
- Признание собственных ошибок (я был неправ, виноват в том и том – без оправданий и перекладывания ответственности).
- Готовность возместить ущерб (я готов исправить это так и так).
- Обещание исправиться и не повторять этого впредь (я изменюсь, обещаю).
- Готовность отказаться от контроля ситуации и стать уязвимым (я приму все, что ты скажешь, прости меня, пожалуйста).
Видите ли вы эти элементы в данном псалме? Может быть, вы находите в нем еще какой-то важный принцип прощения?
О чем говорит вам этот псалом применительно к тому, какие отношения с Богом или с людьми у вас прямо сейчас?