Вниманию читателей предлагаются заметки В.В. Сорокина на книгу Притч, переложенные в 2015 году на сайте Предание.ру.
Книга Притчей Соломона, сына Давидова, глава 1:1- 23
1 Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского,
2 чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума;
3 усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты;
4 простым дать смышленость, юноше — знание и рассудительность;
5 послушает мудрый — и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы;
6 чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их.
7 Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление.
8 Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей,
9 потому что это — прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей.
10 Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся;
11 если будут говорить: «иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины,
12 живых проглотим их, как преисподняя, и — целых, как нисходящих в могилу;
13 наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею;
14 жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас», —
15 сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их,
16 потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови.
17 В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть,
18 а делают засаду для их крови и подстерегают их души.
19 Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им.
20 Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой.
21 в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою:
22 «доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание?
23 Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои.
(Притч 1:1-23)
Наставления отца
В некоторых ситуациях мы бываем в растерянности и не знаем, как поступить. Или поступаем так, что последствия приходится расхлебывать еще несколько лет. Или у нас возникает ощущение, что чего-то мы в этой жизни не понимаем. Никто не научил нас, как поступать правильно и как правильно смотреть на мир. Родители либо сами не знали, либо не считали нужным нас учить. Иными словами, нам не хватает мудрости. Книга Притч написана для того, чтобы восполнить этот пробел. Она строится как наставление отца (или матери) к сыну, а иногда нас учит мудрости сама Премудрость. Она дает нам «мудрость и наставление, правила благоразумия, суда и правоты, смышленость и рассудительность».
— Мудрость (хокма)– не простое понимание, что такое хорошо, а что такое плохо. Не созерцание какой-то абстрактной истины, познание которой само по себе мало что меняет в жизни человека. Для ветхозаветного иудея это вопрос практики. Причём практики вполне конкретной, связанной с праведностью. Все, чему книга Притч обещает научить человека, так или иначе связано с праведностью и мудростью.
— Наставление (мусар). Без него нет мудрости: ведь всякий опыт надо передать, и опыт праведной жизни — не исключение.
— Разум (бина). Под ним подразумевается не интеллект, а умение различать понятия и реалии — понятия умозрения и реалии жизни, включая добро и зло.
— Благоразумие (сехель). Оно означает не только осторожность, но предполагает умение видеть всякую ситуацию целиком, во всей полноте и глубине, и видеть её так, как показывает Бог.
— Смышленость (арума), которую в других книгах переводят словом «хитрость» (Быт. 3 : 1 — змей тут не «смышлён», а «хитёр», но это то же самое слово, что и здесь).
— Знание (даат) с рассудительностью (мезима) — оба понятия связаны, в частности, не только со знанием в нашем обычном понимании, но и с богопознанием.
— Праведность (цедек), обозначающая так же и «справедливость», а в ст. 3 Синодального перевода названное «правосудием», от которой неотделимы
— справедливый суд (мишпат) и прямота (мейшарим) в смысле цельности как жизни, так и восприятия реальности.
Искусство как мудрость
Библия называет мудрыми сердцем тех людей, которые изготовляли для Скинии всё то, что нужно было для неё изготовить из камня, металла, дерева (Исх.10:35). Почему? Потому, что каждая созданная этими людьми вещь была произведением искусства. Она была красивой, каждая созданная ими вещь. Красоту надо уметь увидеть, для этого нужен особый навык. Чтобы воплотить эту красоту в камне, дереве, металле тоже нужен навык — но уже не видения, а работы руками. Cочетание умения видеть красоту и умения её воплотить в материале называлось мудростью. Если вы умеете видеть красоту и воплощать ее в чем-то материальном, вы встали на первую ступеньку лестницы мудрости. Но Библия на таком понимании мудрости не останавливается.
Мудрость руководителя
Вскоре после восхождения на престол Соломон молится Богу о даровании мудрости. Какой? Вряд ли он думал, что ему придётся работать руками, как ремесленнику. Зато он точно знал, что ему придётся управлять и судить. А значит, он должен научиться понимать человека. Видеть его сердце. Уметь выстроить отношения с ним — и понять его отношения с другими людьми. Его мотивы и планы. Его ожидания и разочарования. И, зная всё это, он, царь, должен уметь выстроить свои отношения с людьми и отношения своих подданных между собой — постольку, поскольку ему придётся это делать, по крайней мере, в своём ближайшем окружении. Так, на примере Соломона, выявляет Библия ещё один вид мудрости, связанной с практикой выстраивания межчеловеческих отношений. Именно такая мудрость пригодится любому руководителю, любому отцу или матери. Да и вообще любому человеку.
Начало премудрости — страх Господень
Дальше — вполне естественно и органично — делается следующий шаг: мудрость становится практикой отношений человека с Богом. Своего рода навыком праведности, связанным с практикой праведной жизни. Не случайно начинается Книга Притчей со слов о страхе Божьем. Речь не о том, что мысль о Боге вызывает у человека страх, какой вызывает у него мысль о неотвратимости наказания за совершённое преступление. Один из великих пророков Израиля, Иезекииль, ещё до прихода Христа говорил, что Бог не хочет смерти грешника, Он хочет, чтобы грешник обратился и остался жив (Иез.33:11). Но если у человека нет того трепета перед Богом, которое вызывает у него чувство священного, ни о какой праведности речь вести не приходится.
Праведность — это умение идти за Богом
Праведность, как понимает её Библия вообще и Книга Притчей в частности, не имеет никакого отношения к безгрешности. Праведность — это умение идти за Богом вопреки своим грехам. Она — не свойство и не качество человека, она — его состояние. Состояние, которое может поддерживаться лишь как некая духовная динамика. Можно быть в состоянии праведности, но нельзя стать праведником, которому праведность будет присуща, как нечто неотъемлемое. А быть в состоянии праведности — это особое искусство. Практика. Навык. Именно эта практика и этот навык называется в Книге Притчей мудростью. И понятно, почему начинается всё с того священного трепета, который испытывает человек перед Богом и который называется страхом Божьим: он и есть духовное основание того состояния, которое позволяет человеку поддерживать динамику праведной жизни. Ведь Страх Божий связан не со страхом наказания, а с тем чувством ответственности, которое переживает человек, понимающий, что ему доверил Бог. А доверил Бог человеку — святость. Своё присутствие, которое сопровождает праведника на его пути и которое делает его праведником. Человек, получивший от Бога такой дар, вполне естественно чувствует особую ответственность. Как чувствует её всякий, несущий особо ценный груз. Чтобы пронести его по жизни, не потеряв и не испортив, и нужна мудрость, о которой говорится в Книге Притчей. А что при этом нередко автор касается, казалось бы, чисто бытовых мелочей, то это неудивительно: в духовной жизни мелочей нет.
Предостережение сыну
Уже начиная с 10-го стиха мудрость приобретает практический характер. Начинается предостережение от общения с теми, кто страха Божьего не имеет, кто готов нарушить все Божьи заповеди, чтобы получить то, что хочется получить. Тут всё понятно: боящийся Бога бандитом и грабителем не станет. Но при чём тут мудрость? Разве надо быть таким уж мудрецом, чтобы понимать столь простые вещи? Но что мудрого в том, чтобы пойти на поводу у разбойников и убийц? Что мудрого в том, чтобы нарушить заповеди Божии? Здесь у мудрости есть несколько уровней. Первый уровень — просто не грабить, не воровать, не убивать. Человек, который способен воспротивиться этому искушению и не связываться с дурной компанией, безусловно в каком-то смысле мудр. Во всяком случае, не грабить умнее, чем грабить. И конечно, бандитом и грабителем с большой дороги становится далеко не каждый. Вот только вопрос, что это в каждом конкретном случае: заслуга или недоработка. Оттого ли человек не становится разбойником и грабителем, что боится наказания, или оттого, что его духовное состояние не позволяет ему ничего подобного? Если человек уверен в своей безнаказанности (а у нас в стране многие могут творить беззаконие и быть в ней уверены), но при этом не творит зла — это и есть настоящая мудрость, происходящая от страха Божьего.
Аудиозаписи семиров Владимира Владимировича Сорокина по книге Притч за 2011-2019 гг. доступны для прослушивания на портале «Предание»