Из обсуждения воскресного Евангелия
28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;
29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;
30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.
Покой, о котором говорится в этом отрывке, связан с состоянием покоя субботы. Отдых, свобода, отсутствие забот, гармония с Богом и внутри себя – вот что обещает Иисус Своим слушателям. Но это уже связано не с субботой, а с Ним Самим.
Здесь три побудительных глагола: а) прийти к Нему, б) взять Его иго, в) научиться от Него.
Прийти – не значит прийти лишь на службу. Это — обратиться к Нему и в трудностях, в безнадежности, — и Я успокою вас. Но и раньше приходить, еще до того, как они возникли, предстоять Ему, чтобы понять, за что браться (какое бремя нести), а что оставить, чтобы все было не в пустую. Иногда придется взять бремя, но, получив от Него утешение, внутреннее облегчение. Вообще, прийти – потому что любишь, стремишься любить.
Взять иго. Иго (хомут) использовалось у вьючных животных, чтобы не нести груз на себе, а катить, не надрываясь. Было принято говорить о том, что избранный народ несет иго заповедей Торы. Жить по правде Его заповедей легче, чем постоянно что-то продумывать, хитрить. Но Господь Иисус предлагает заменить иго Торы на собственное иго. В чем же оно заключается? В послушании не тексту, а в послушании Ему.
А чему мы можем научиться? И как научиться?
Видимо, мы можем смотреть на Него через Евангелие, видя Его в братьях и сестрах, и одновременно общаясь с Ним в молитве.
Если человек научился жить с такой установкой, на кротость и смирение, ему проще жить.
Кротость – это человек, обладающей «мягкой силой». Он не дает сдачи, сохраняет мирный дух, и слушает не свои эмоции, а Господа (укрощен, послушен).
Смирение сердца неслучайно описывается как состояние, которое легче пережить, чем описать. Это противоположность гордости, зацикленности на себе, на своих достижениях, простота (скромность) и открытость, готовность служить другим. Смиренный человек не привязан ни к себе, ни к своим достижениям (не тщеславен), не судит других людей и даже не смотрит на других. Его позиция, что «я без Бога ничего сделать не могу». Он не застревает в своих убеждениях, но готов обсуждать другие точки зрения. Этот человек готов признать, что он не совершенен и может ошибаться, и просить о помощи. Он не выделяется своим статусом, может быть даже в глазах некоторых он низок по своему положению, но его это мало заботит. Смирение перед Богом проявляет себя в самом факте молитвы – несамодостаточности, но просьбы и благодарности… Это постоянная взаимосвязь человека – и Господа, готовность учиться, меняться…Часто приходишь к смирению не тогда, когда ты о нем думаешь, а тогда, когда молишься, просто находишься пред Богом. Это о том, чтобы не делать все в одиночку. Тогда даже, быть может, ты не обязательно слышишь, но доверяешь. Не получится – может быть, получится в следующий раз…
Этот текст даже стоит иногда распечатать и держать под руками, чтобы обращаться к нему в нужный момент и идти в верном направлении.