Наше сегодняшнее чтение – об исцелении от слепоты. Но параллельно происходит нечто большее – духовное прозрение слепорожденного. Он проходит целый путь, в чем-то похожий на путь уже знакомой нам самарянки. Стоит отметить, что Церковь берет схожее чтение о слепом в качестве одной из тем подготовки к Посту – как бы намекая, что прозрение требуется не только героям Евангельского повествования.
Само чудо, о котором мы будем читать, очень напоминает деяние пророка Елисея (см. 4 Цар. 5). Там рассказывается о сирийском военачальнике Неемане, больном проказой. Он узнал о пророке Израиля, который будто бы может исцелить его. Елисей, вместо того, чтобы самому общаться с Нееманом, посылает его на Иордан, обещая исцеление после омовения в реке. Так все и происходит, и Нееман в результате становится почитателем Бога Израилева. Сама история намного увлекательнее пересказа, и я очень рекомендую, если будет время, заглянуть в Ветхий Завет.
Мы же возвращаемся к Иисусу. Согласно повествованию предыдущей главы, только что в Храме произошел спор, Иисуса даже хотели побить камнями как богохульника. Он уходит.
1 И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.
2 Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?
Я не знаю, могли ли ученики так быстро переключиться с того, что произошло в Храме, или для них слепорожденный – как бы способ сменить разговор. Но в любом случае, делают это они несколько неуклюже, говоря о человеке в третьем лице – тем более, что у слепорожденного должен быть довольно хороший слух…
Вглядимся в фигуру слепорожденного. Это человек, лишенный возможности работать, обуза для семьи, нищий, просящий милостыню. Его одежда в пыли, возможно, от него плохо пахнет. А еще – у него нет надежды на исцеление, ведь его глаза просто не сформированы от рождения. Мы не знаем его имени, он – один из многих, кому трудно в этом мире. И сегодня на месте этого человека мог бы оказаться любой другой инвалид, человек с ограниченными умственными возможностями…
Ученики заговаривают о причинах его состояния. Во многих религиях так или иначе звучит мысль о том, что страдания – это расплата за прошлое. Хотя пророки Ветхого Завета полемизируют с представлениями о том, что Бог может карать за вину родителей (см., напр., Иез. 18), в народе такие представления по-прежнему распространены.
Но даже в нерелигиозных семьях, когда рождаются особенные дети, когда с ребенком что-то случается, родители переживают это мучительное: «За что, почему?»
3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для] [того], чтобы на нем явились дела Божии.
Иисус, как и другие пророки до него, сразу отвергает такие предположения. Поиск виноватых только держит в плену прошлого. Так невозможно совладать с трудостями.
4 Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.
5 Доколе Я в мире, Я свет миру.
В греческом тексте наиболее древних рукописей стоит не «мне», а «нам». И это ставит интересный и важный вопрос, кого имеет ввиду Иисус. Мне и Отцу подобает делать? Или же – как это понимал о. Георгий Чистяков, положивший свою жизнь на служении онкологически больным детям, – Мне и вам, моим ученикам? В последнем случае нет места унынию. Нам нужно не думать о причинах, а вместе с Богом стараться исправить, исцелить ситуацию. А если пустить в свое сердце ночь, мрак отчаяния, лишить свое сердце веры, допустить, что этот мир лишен источника любви, сделать будет точно ничего нельзя. Надо верить в Свет.
6 Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,
7 и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.
Брение, т.е. попросту грязь, пыль, — это как будто повторение акта Творения. Из праха земного Иисус творит новые очи слепорожденному. Иисус касается этого человека, передавая ему Свою любовь, нежность.
Все происходит накануне праздника Кущей, когда в Храме проводился обряд возлияния воды на жертвенник. Вода, которую набирали как раз в Силоамском источнике, символизировала благословение Божие, изливающееся на мир. Но теперь источником благословения становится Сам Иисус.
Златоуст удивляется доверию слепорожденного. Он не протестует против странных манипуляций, безропотно идет к источнику. Его все видят, он привлекает внимание, делая чудо более заметным.
8 Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?
9 Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.
Даже явные свидетельства изменений в человеке всегда подвергаются сомнению. Довольно грустно наблюдать за тем, как и сегодня это происходит. Поставьте рядом людей, которые утверждают, что исцелились от своих страстей, неврозов, дурных черт характера и просто телесных болезней через веру. Кто-то будет подозревать, что изначально человек не был по-настоящему болен, кто-то – что это все обман, подлинное исцеление невозможно.
10 Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?
11 Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.
12 Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.
Интересно, как реагирует на эти расспросы слепорожденный. Он не может не чувствовать недоверия. Пока мы в нем не видим каких-то признаков веры. Тем не менее, он не стесняется, не пытается скрыться, твердо стоит на факте исцеления.
13 Повели сего бывшего слепца к фарисеям.
14 А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.
15 Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.
16 Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.
Ко времени Нового Завета заповедь о субботе обросла множеством постановлений о том, как ее правильно соблюдать. В частности, в субботу запрещено заниматься строительством и лечить, если отсутствует непосредственная угроза для жизни. При чем здесь строительство? Да ведь смешивать глину – все равно что готовить строительный раствор. А если это не строительство, то это приготовление лекарства, что тоже запрещено! Таким образом, по мысли ревнителей, Иисус явно и недвусмысленно нарушил закон. Но одновременно налицо явное чудо, в псалмах сказано: «Господь отверзает очи слепым» (Пс.145:8). Как это понять, совместить? Они запутались в толковании закона, потому что он оказался для них важнее, чем человек, стоящий перед ними. Должно бы быть наоборот: первично не «можно-нельзя», а – «вот конкретный человек, как нам понять замысел Божий о нем?»
17 Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.
Слепорожденный начинает что-то понимать благодаря фарисеям. Не будем бояться вопросов. Своими вопросами сомневающиеся могут не столько искоренить веру, сколько испытать ее, сделав крепче, побудив лучше что-то осознать.
18 Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего
19 и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?
20 Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,
21 а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет.
22 Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.
23 Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите.
Как удивительно! Векторы умозаключений слепорожденного и фарисеев прямо противоположны. Он – признает Иисуса пророком. Они, те, кто должен первым радоваться тому, что Бог проявляет Свою власть в народе Израиля, оказываются первыми скептиками. Неудивительно, если и в Церкви мы столкнемся со скепсисом. Непонятно только, в какого бога верят такие люди? Тем не менее, они смогли заразить страхом родителей слепорожденного, и те в каком-то смысле отмежевываются от сына… Как велика бывает сила формального авторитета! Но верующему это не страшно.
24 Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.
Это вовсе не призыв славить Бога, как может показаться, а формальная процедура дознания, обязывающая человека говорить правду перед лицем Божиим (см. Ис. Нав. 7:19). Насколько фарисеи уверены в правильном истолковании закона, что дерзают заочно судить Иисуса: «грешник»!
25 Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.
Отказ этого человека судить должен бы их отрезвить, но – нет…
26 Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?
27 Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?
Слепорожденный отвечает им с некоторым вызовом, иронией, — но без осуждения. Он испытывает внешнее давление, но его сердце по-прежнему ликует, в нем нет зла. Но и этого они не слышат, слишком серьезны и уверены в своей правоте… Хороший пример того, как самоуверенность закрывает путь к живому восприятию действительности.
28 Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.
29 Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.
30 Человек [прозревший] сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.
31 Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.
32 От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.
33 Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.
Удивительно, слепорожденный поднимается до того, чтобы небуквально процитировать то, что говорит о Себе Иисус в начале главы! Он действительно невольно, незаметно для себя стал Его учеником!
34 Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.
Слепорожденный становится первым изгнанным за веру во Христа.
Но куда ему теперь идти, где же Иисус?
35 Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?
Такое ощущение, что Иисус ждал этого человека где-то поблизости. Почему Он не вмешался? Мы не знаем. Может быть, хотел, чтобы человек Сам дошел до осознания истины? Вопрос Иисуса точнее звучит так: «Веруешь ли ты в Сына Человеческого». Сын Человеческий — это мессианский титул из Дан. 7:13-14. Веришь ли ты в Мессию, но не в политического вождя, а в того, что действительно невероятно близок Богу?
36 Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?
37 Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.
38 Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.
Слепорожденный окончательно увидел самое главное, увидел, с Кем связано его спасение, его жизнь. Он называет Иисуса Господом, так исповедуя, что отныне будет слушать Его и служить Ему.
Теперь можно сказать, что чудо завершено. Произошло не только физическое, но и духовное прозрение.
39 И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.
40 Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы?
41 Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы [на] [себе] греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас.
В прошлый раз я предложил вам подумать, какое чудо вы бы попросили у Господа. Не кажется ли вам, что прежде всякого чуда нужно молиться о том, чтобы по-настоящему прозреть?
Для тех, кто хотел бы глубже поразмышлять над тайной обращения человека к Богу, предлагаю попытаться ответить на вопрос. Как вам кажется, какие этапы, шаги можно выделить в обращении слепорожденного? В чем они схожи с тем, что происходило с самарянкой, бесноватым, а в чем уникальны? Буду рад обсуждению в комментариях.
Если вы хотите глубже войти в тайну того, как относиться к безвинному страданию, приглашаю вас прочесть в приложении размышления об этой главе Жана Ванье, человека, всю жизнь посвятившего служению слабым мира сего. Жан делится своим путем поисков света, поисков истины. Пересказать это невозможно. Это – настоящее свидетельство, очень созвучное сегодняшнему отрывку.
1 комментарий