В советские годы за веру сажали. Каким-то чудом один верующий смог получить в тюрьме Новый Завет. Когда это обнаружилось, следователь разбушевался и бросил книгу так, что страницы разлетелись. Человеку удалось незаметно сохранить лишь один листок. Он сидел еще семь лет, и единственным текстом, его поддерживающим, была эта страничка. Как он потом признавался, он до сих пор этот текст не смог прочесть «до конца», все находит в нем новые и новые глубины. Это был лист из Прощальной беседы Иисуса с учениками…
Прощальная беседа Иисуса с учениками (Ин. 13-17 гл.) по своему объему примерно равна Нагорной проповеди. В ней сложно проследить четкую структуру. Митр. Иларион (Алфеев) объясняет такую композицию, предлагая представить человека, уходящего на войну, с которой он, скорее всего, не вернется. Он многое сказал, собирается уже уходить, но потом садится, и повторяет то, что хотел бы запечатлеть в памяти детей. И они не готовы его просто отпустить – задают вопросы, чтобы продлить минуты. Если записать такой разговор, у него не будет четкой структуры. Так и с Прощальной беседой. Скорее, можно выделить сквозные темы, проходящие через нее:
- единство Отца и Сына,
- взаимная любовь Иисуса и учеников,
- заповедь любви друг ко другу,
- исполнение молитв во имя Христа,
- возвращение Иисуса к Отцу,
- пришествие Утешителя-Духа,
- молитва Иисуса за учеников…
Всю беседу мы явно не осилим. Предлагаю вам прочесть несколько фрагментов из нее. И даже то, что будет сказано, лишь крупицы понимания этой великой беседы.
Пришел час
13:31 Когда Иуда вышел, Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем.
32 Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его.
33 Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете придти, [так] и вам говорю теперь.
В определенный момент предатель вышел. Его не удалось обратить к добру, и его присутствие тяготило. Теперь Иисус может говорить свободнее.
Он говорит, что наступило время Его славы.
Отец прославляется в Сыне – в том, что Иисус явил людям человеческий лик Бога. Он показал через проповедь и дела, как Бог заботится о нас, освобождает нас, ценит нас, любит нас.
Теперь пришло время прославиться Сыну. Это можно понять двояко. Во-первых, Иисус полностью подчинил Себя воле Отца, вплоть до смерти крестной – и на Его послушание с благоговейным страхом будут смотреть все, даже нехристиане. Парадоксально, но именно Крест – момент наивысшей славы Иисуса. И потому, во-вторых, вся история христианства, начиная с Воскресения, — это время, когда Сын будет почитаться наравне Отцом. Отец прославляет Сына тем, что ради Имени Иисуса будут совершаться чудеса, и его последователи действительно победят мир, во всех уголках планеты посеяв семена Его Слова.
Но для этого Иисус должен уйти…
Небесные обители
14:1 Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте.
2 В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам.
3 И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я.
4 А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете.
Иисус говорит о том, что идет к Отцу. Он обещает, что там найдется место каждому верующему. Многие толкователи понимали это в том смысле, что у Отца есть комнаты, отличающиеся разной степенью близости к Богу и соответствующим уровнем славы. Мне ближе мысль Дж. Макдональда, учителя К.Льюиса, который говорит о том, что у Бога есть тайная комната для каждого, где Бог общается с конкретным человеком так, как не общается ни с кем другим, лично.
Путь к Отцу
5 Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?
6 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
Существует множество пособий по духовной жизни, написанные великими подвижниками, учителями Церкви. Слава Богу за них! Но не стоит их абсолютизировать. Может быть, для одного человека подойдет один опыт, для другого – другой. А вот что действительно важно, так это центральная роль Иисуса во всем этом.
Мы можем расширить сказанное и до мировых религий. Бога по-своему открывали для себя во всех культурах, на всех континентах, появлялись великие провозвестники Божии, такие как Лао Цзы, Будда, или Магомет. Но Иисус – не просто проводник в пути, подобный им.
Он – Логос, Божья Премудрость, воплотившаяся в этом мире. Он Сам является единственным Путем к Отцу.
- Где Бог был явлен полнее, чем в образе Иисуса?
- Как получить прощение грехов, минуя Христа, Его жертву?
- На что опираться в жизни, если не на Слово Иисуса в Библии, в Церкви, где еще искать истину?
- От Кого еще получить Духа, дающего силы жить и надежду, преображающего нас в полноту славы чад Божиих?
Кому-то покажется, что эти вопросы заставляют смотреть на Иисуса немного функционально, как будто Он нужен только для того, чтобы что-то получить. Дальнейшая беседа приведет нас к большему, к тому, что с Иисусом могут быть отношения дружбы. И, это и есть самое важное, когда мы ищем общения не ради чего-то, а ради Него Самого.
Иисус и Отец — одно
7 Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его.
8 Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.
9 Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?
10 Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.
11 Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.
Человек может сомневаться, знает ли он Иисуса. Бога – немножечко знает, а Иисуса? Это вопрошание – нормально. Встречи с Ним, познание Иисуса происходят всю жизнь. Ученикам Иисус тоже не был до конца ясен. Им было трудно вместить, что через человека, который ходит с ними, ест и пьет, можно увидеть Невидимого Бога. И все же это так. Иисус говорит о том, что Его дела – тому свидетельство.
Пребудьте во Мне
15:1 Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь.
2 Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.
3 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.
4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.
5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают.
7 Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам.
8 Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками.
Иисус использует образ виноградной лозы. Так в псалмах (Пс. 79:9) говорилось о самом Израиле. Но Иисус уточняет: вы – ветви, я – лоза. А Отец – Тот, кто следит за лозой. И дальше идет разговор о плодах.
Нам иногда кажется, что мы сами с помощью инструментов аскетики должны добиться хороших духовных результатов, например, очищения сердца. Аскетика – это хорошо, но любые человеческие методы довольно ограничены. Пытаясь измениться самостоятельно, можно дойти до невроза, выкорчевать в себе и достоинство, и надежду. Надо понимать, что самая лучшая аскетика – это дать действовать в своей жизни Богу.
И главное действие Бога – это дать Его Слову звучать в нас. Ориентироваться не на то, что впечаталось в нас из детства, из общества, — а на то, какими Бог видит нас, слушаться Его. Это возвращает нас к Нагорной проповеди, но не только. Все Слово Божие – об этом.
Углубляя это, Иисус говорит о том, что мы должны быть в неразрывной связи с Ним. Только тогда мы принесем тот плод, который угоден Богу. Что это значит на практике? Из духовных книг можно привести множество практических способов поддерживать ощущение Божьего присутствия в течение дня, множество советов, как достигать единения с Богом. Но это переведет размышления в слишком инструментальную плоскость. Лучше, читая Евангелие, пробуйте смотреть на Иисуса, что делает Он, чтобы быть в единстве с Отцом, слушайте, что Он говорит.
И вот что Он говорит, вот что самое главное:
Новая заповедь
9 Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей.
10 Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.
11 Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.
12 Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.
13 Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.
Иисус просит нас пребывать в Его любви (это не про сентиментальную, не про романтическую любовь, а про любовь делом, жертвой).
Очень важно как можно скорее уяснить себе: внутри нас нет источника такой любви. Да, мы можем влюбляться. Но любить, отдавая себя, мы можем ровно настолько, насколько мы чувствуем любовь Божию, Его поддержку. Поэтому так важно пребывать с Ним, пребывать в Его любви. Когда Он нас любит, и мы любим в ответ, и можем быть проводниками Его любви.
То, что мы любим кого-то, становится понятным, если мы храним этому человеку верность. Иисус просит, чтобы мы хранили верность его единственной заповеди – любви друг ко другу, жертвенной любви. В другом месте, кстати (Ин. 13:34), он называет это Своей единственной новой заповедью!
Исполнение заповедей не всегда просто, но всегда приносит духовную радость. Исполнение этой заповеди, отдача себя ради других, приносит совершенную радость.
Почему это так важно? Потому что именно через простые дела любви люди могут почувствовать, что кому-то есть до них дело, что их любят, что есть Бог, Которому не все равно.
К сожалению, в истории центробежные силы часто оказывались сильнее слов Христа. Христиане ради собственных пониманий истины (а чаще, по правде говоря, из-за своих амбиций) шли на то, чтобы разделяться, начинали видеть друг в друге врагов, теряли общий язык друг с другом, отказывались прощать и совершенно забывали о служении. Но заповедь Иисуса остается прежней.
Не оттого ли современнее христиане радуются меньше, чем гонимые христиане первых веков, что в отношениях друг с другом мы больше руководствуемся страхами и подозрениями, чем любовью и надеждой? Не оттого ли современные богословы часто разочарованы и циничны, что забыли о простом пути к радости – служении любви? Не оттого ли мир начинает искать пути вне христианства, что не видит у христиан любви на практике, заповеданной Христом?
Вы – друзья Мои
14 Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.
15 Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.
16 Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.
17 Сие заповедаю вам, да любите друг друга.
В Церкви принято называть друг друга братьями и сестрами. И это – большая степень близости. Но родных не выбирают, они даются. А здесь Иисус говорит: Вы – мои друзья. Я вас, тебя выбрал. Я хочу общения именно с тобой. Теперь ты никогда не будешь одинок, одинока. Я хочу с тобой проводить время, хочу, чтобы у нас были общие интересы. Я хочу все открыть тебе, что слышал от Отца. Я хочу, чтобы ты не потерялся в этой жизни, а был, была на верном пути. Я хочу постоянно присутствовать в твоей жизни, и хочу, чтобы ты присутствовал в Моей.
Тогда будут плоды. Неоднократно в этой беседе говорится о том, что Отец обязательно откликнется на молитву во Имя Иисуса, и сотворит все, о чем ученики ни попросят. Сам же Иисус ждет от них единственного плода – любви. Ведь ненависти и так будет предостаточно.
Ненависть мира
18 Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.
19 Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.
20 Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.
21 Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.
22 Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем.
23 Ненавидящий Меня ненавидит и Отца моего.
24 Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего.
25 Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно.
Христианин никогда не будет нравиться всем, это нужно уяснить четко. Причем чем больше он похож на Христа, тем больше он будет вызывать непонимание и раздражение. Но надо понимать, что причина этому – не вы сами, а незнание Бога.
Это не снимает с людей ответственности. Слово Христово доступно, Его жизнь доступна. Если они действительно ненавидят, то не имеют извинения.
Но ободритесь, говорит Иисус далее. В этом мире вы будете не одни.
Обетование Духа
26 Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;
27 а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.
Здесь – как бы мостик в ту новую жизнь, которая откроется в Церкви с Пятидесятницы (об этом – книга Деяний и послания). Жизнь в Духе Святом – это жизнь в Царстве Божием, пришедшем в силе. Дух Святой посылается для свидетельства об Иисусе и об Отце. Он – Тот, Кто призван в помощь (это буквальный перевод Параклетес, Утешитель), Кто побуждает к молитве, наставляет и утешает, просвещает, освобождает и освящает, растит в нас духовные плоды и раздает дары для служения. Он и раньше присутствовал на избранниках Божиих, но даже на них не оставался всегда. Теперь же Он будет дан всему народу Божию, всем, кто захочет принять, и будет обитать не на них, а в их сердцах, делая таких людей местом Божьего Присутствия.
Но Его пришествие становится возможным именно благодаря тому, что свершится на Голгофе.
Спасибо
Действительно, даже малая часть этого — невместима. Не могу подобрать слов, чтобы обозначить потому, что слово «текст» ,мне кажется, не отражает всего Это — другая реальность. Уже написаны слова : «…дальнейшее — молчание…» и они так подходят сюда.
Володя, я буду банален, но беседа Иисуса, безусловно, имеет чёткую структуру. В глобальном хиазме первого уровня ночная беседа с учениками (с 13 по 17 главу) соответствует ночной беседе с Никодимом. Но и сама беседа с учениками является большим хиазмом второго уровня (внутри него есть ещё третий уровень). Большой хиазм на всю беседу имеет следующую структуру:
1. Он начинается с того, что пришло время Иисуса, и он завершает социальное служение, чтобы сосредоточиться только на своих учениках, возлюбить их до самого конца. Иисус уже не в мире. Первое, что он делает, — освящает и учеников, отряхивая пыль этого мира с их ног.
2. Иисус говорит о Духе Святом и об отношениях между Отцом, Сыном, Духом Святым и учениками. Без Духа Святого у учеников нет сил оставаться верными и любить.
3. Центр хиазма — истинная лоза.
4. Возвращение к теме Духа Святого (2). Заповедь любви связана с верностью до конца
5. Возвращение всецело к ученикам (1) в молитве их освящения. Они уже не в мире, хотя и не отнимаются от этого мира. Время пришло Иисусу подниматься и идти отсюда.
Центр хиазма — истинная виноградная лоза, и это ключ к рождению свыше. Поможет пребывать на лозе Дух Святой. Только так, оставаясь в мире, можно не принадлежать ему, но принадлежать Богу.
Может быть. Трудно оценить, на первый взгляд, очень крупные структуры.
А ты пробовал сравнивать с традиционным членением?
И ещё у меня вопрос, откуда взялось «тот, кто идёт рядом»? Клитос — званый, клисис — зов, призыв, называние.
Уже не помню, у кого это увидел, но у кого-то крутого, кто спец по языкам. Меня самого это смутило, но было уже поздно, чтобы перепроверять 🙂
Вероятно, там идея была не филологическая, а что именно делал человек — был действительно призван быть рядом на суде.
Переправлю.
Да, похоже, это, в первую очередь, судебная категория.