Страх Божий – это одно их ключевых понятий православной аскетики. Пробуждение страха Божия, как считает известный педагог С.С. Куломзина, есть одна из главных целей воспитания ребенка[1]. Страхом Божиим, по мысли одного из самых глубоких мистиков Православия аввы Исаака Сирина, открывается истинная жизнь и во взрослом подвижнике[2].
Моисей из цикла «Пророки». Лилия Ратнер (1929-2016)
Страх Божий в Ветхом Завете
В Ветхом Завете страх Божий является синонимом истинного богопочитания. Это священное чувство реальности Божьего присутствия (иногда доходящее до ужаса) проявляется в трепетном служении Богу, в делах милосердия и жизни по заповедям. Жизнь в страхе Божием приносит благополучие, но открывается этот страх только смиренным.
Впервые упоминание страха Божия в Ветхом Завете встречается в рассказе об Аврааме, который оправдывается перед Авимелехом в том, что обманул его, выдав Сарру за свою сестру:
Авраам сказал: я подумал, что нет на месте сем страха Божия, и убьют меня за жену мою. (Быт. 20:11)
Страх Божий является здесь синонимом истинного богопочитания, знания настоящего Бога.
Однако это не просто знание, но и святое чувство, указывающее на мудрость человека:
Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны. (Пс.18:10)
…и сказал человеку: вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла — разум. (Иов.28:28)
Начало мудрости — страх Господень; разум верный у всех, исполняющих [заповеди Его]. Хвала Ему пребудет вовек. (Пс.110:10)
Следует различать страх Божий как память о Боге, и ужас, который иногда посылает Господь для испытания или вразумления человека, ужас, который сопровождает богоявление. Ниже дано несколько примеров именно ужаса пред Богом:
Да отстранит Он от меня жезл Свой, и страх Его да не ужасает меня. (Иов. 9:34)
Неужели величие Его не устрашает вас, и страх Его не нападает на вас? (Иов. 13:11)
Трепещет от страха Твоего плоть моя, и судов Твоих я боюсь. (Пс. 118:120)
Ужас Мой пошлю пред тобою, и в смущение приведу всякий народ, к которому ты придешь, и буду обращать к тебе тыл всех врагов твоих. (Исх.23:27)
При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий. И сказал [Господь] Авраму… (Быт. 15:12,13)
Иногда священный страх могут вызывать и люди, определенные Богом на служение:
…с сего дня Я начну распространять страх и ужас пред тобою на народы под всем небом; те, которые услышат о тебе, вострепещут и ужаснутся тебя. (Втор. 2:25)
И был страх Божий на всех царствах земных, когда они услышали, что [Сам] Господь воевал против врагов Израиля. (2 Пар. 20:29)
Страх Божий развивается от соприкосновения со святыней, и человек, который познал страх Божий, будет удерживаться от греха:
Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев [то], народ отступил и стал вдали. И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть. И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили. (Исх. 20:18-20)
Настоящий страх Божий ведет к покаянию:
И воззвал Самуил к Господу, и Господь послал гром и дождь в тот день; и пришел весь народ в большой страх от Господа и Самуила. И сказал весь народ Самуилу: помолись о рабах твоих пред Господом Богом твоим, чтобы не умереть нам; ибо ко всем грехам нашим мы прибавили еще грех, когда просили себе царя. (1 Цар. 12:18-19)
Он проявляется в благоговейном служении Богу, в уклонении от зла и следовании доброму:
Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом. (Пс. 2:11)
Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас. Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо? Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним. (Пс. 33:12-15)
Человек, живущий в страхе Божием, не погрешит и будет праведен. Особенно жить в страхе Божием должны те, кто поставлен судить и управлять. Этот страх проявляется в справедливости, равном ко всем отношении, честности:
Вот последние слова Давида, изречение Давида, сына Иессеева, изречение мужа, поставленного высоко, помазанника Бога Иаковлева и сладкого певца Израилева: Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня. Сказал Бог Израилев, говорил о мне скала Израилева: владычествующий над людьми будет праведен, владычествуя в страхе Божием. (2 Цар. 23:1-3)
…и сказал судьям (Иосафат, царь Иудейский): смотрите, что вы делаете, вы творите не суд человеческий, но суд Господа; и [Он] с вами в деле суда. Итак, да будет страх Господень на вас: действуйте осмотрительно, ибо нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства. И в Иерусалиме приставил Иосафат [некоторых] из левитов и священников и глав поколений у Израиля — к суду Господню и к тяжбам. И возвратились в Иерусалим. И дал им повеление, говоря: так действуйте в страхе Господнем, с верностью и с чистым сердцем: во всяком деле спорном, какое поступит к вам от братьев ваших, живущих в городах своих, о кровопролитии ли, или о законе, заповеди, уставах и обрядах, наставляйте их, чтобы они не провинились пред Господом, и не было бы гнева [Его] на вас и на братьев ваших; так действуйте, — и вы не погрешите. (2 Пар. 19:6-10)
Пример восстановителя Иерусалима Неемии показывает, что страх Божий проявляется в милосердии к единоверным братьям, т.е. страх Божий проявляется в отношении к людям:
Сердце мое возмутилось, и я строго выговорил знатнейшим и начальствующим и сказал им: вы берете лихву с братьев своих. И созвал я против них большое собрание и сказал им: мы выкупали братьев своих, Иудеев, проданных народам, сколько было сил у нас, а вы продаете братьев своих, и они продаются нам? Они молчали и не находили ответа. И сказал я: нехорошо вы делаете. Не в страхе ли Бога нашего должны ходить вы, дабы избегнуть поношения от народов, врагов наших?И я также, братья мои и [служащие] при мне давали им в заем и серебро и хлеб: оставим им долг сей. Возвратите им ныне же поля их, виноградные и масличные сады их, и домы их, и рост с серебра и хлеба, и вина и масла, за который вы ссудили их. И сказали они: возвратим и не будем с них требовать; сделаем так, как ты говоришь. И позвал я священников и велел им дать клятву, что они так сделают. (Неем. 5:7-12)
Вместе с тем, Иов считает, что милосердие и сострадание нужно проявлять не ко всем, а только к тем, кто ходит в страхе Божием:
К страждущему должно быть сожаление от друга его, если только он не оставил страха к Вседержителю. (Иов. 6:14)
Страх Божий является большей драгоценностью, чем большие сокровища:
Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога. (Прит. 15:16)
Человек, ходящий в страхе Господнем, будет благополучен. Страх Божий возгревается от научения, однако сам человек должен искать этого научения:
Если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. (Прит. 2:3-5)
…и прибегал он (Озия) к Богу во дни Захарии, поучавшего страху Божию; и в те дни, когда он прибегал к Господу, споспешествовал ему Бог. (2 Пар. 26:5)
(Далее Озия возгордился, захотел священнодействовать самочинно и был поражен проказой).
Таким образом, гордость и страх Божий несовместимы:
Страх Господень — ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу. (Прит. 8:13)
За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь. (Прит. 22:4)
Но только смиренный понимает, что утвердить на путях страха Божия должен Сам Господь:
Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; утверди сердце мое в страхе имени Твоего. (Пс. 85:11)
И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня. (Иер. 32:40)
«Симоне Ионин, любиши ли Мя?» Елена Черкасова
Страх Божий в Новом Завете
В Новом Завете акценты смещаются. Ощущение страха Божия возникает в присутствии Иисуса, когда Он совершает чудеса. Этим же ощущением священного трепета проникнута и первохристианская община. Страх Божий настолько силен, что помогает даже превозмочь страх смерти. Вместе с тем, хотя страх Божий остается и продолжает рассматриваться как важный элемент духовной жизни, отношения, построенные на страхе, перестают быть доминирующими, постепенно уступая свое место сыновней любви, причем Сам Иисус постепенно учит своих учеников этому новому отношению к Богу.
Постепенно страх Божий, характерный для отношения к Богу в Ветхом Завете, начинает относиться к Самому Христу:
И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась [водою]. А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры? И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему? (Мк. 4:37-41)
И ужас объял всех, и славили Бога и, быв исполнены страха, говорили: чудные дела видели мы ныне. (Исцеление расслабленного, Лк. 5:26)
Этот же страх присутствует в первохристианской Церкви:
Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. (Деян. 2:43)
Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались. (Деян. 9:31)
Именно этот страх как живое знание реальности Бога превозмогает страх смерти и дает силы противостоять гонениям:
И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. (Мф. 10:28)
Это – одно из последствий Крестной смерти Спасителя, победившего смерть:
А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. (Евр. 2:14,15)
Апостолы в своей проповеди учат о страхе Божием:
И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего. (1 Пет. 1:17)
Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием. (2 Кор. 7:1)
Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия, повинуясь друг другу в страхе Божием. (Еф. 5:17,21)
И предупреждают, что отсутствие страха может стать причиной большого падения:
Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. (Рим. 11:20,21)
Страх Божий – это также и средство для вразумления и исправления:
И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью. (Иуд. 1:22,23)
Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей, Богу же мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим совестям. (2 Кор. 5:11)
Итак, страх Божий как ощущение реальности Бога остается. Однако меняется сами отношения между Богом и человеком: Бог перестает быть только Владыкой и Судией, а открывается еще и как Отец (молитва «Отче наш»), Друг и Брат (Ин. 15:14-15, Мф. 12:50).
Христос учит не бояться Себя:
Но Он сказал им: это Я; не бойтесь. (Ин. 6:20)
и постепенно страх Божий в виде ужаса перед трансцендентным Богом должен уступить место другому состоянию – любви к Богу, ставшему нам максимально близким:
А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. (Еф. 2:13)
Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» (Рим. 8:14,15)
…ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия. (2 Тим. 1:7)
Страх Божий является первой ступенью, без которой невозможно богопознание. Но оканчивается он любовью, которая постепенно изгоняет страх из сердца человека, всецело преданного Богу:
В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. (1 Ин. 4:18)
Как выразил это преп. Антоний Великий, «Я уже не боюсь Бога, но люблю Его» [3]
[1] С.С. Куломзина. Наша Церковь и наши дети. М., 1994. С. 28 и сл.
[2] Авва Исаак Сирин. Слова подвижнические. Репринт. М., 1993. С. 3.
[3] Достопамятные сказания, о подвижничестве святых и блаженных отцев. М., 1999. С. 29