Данная реплика — ответ на статью в блоге Предания «Передайте, пожалуйста, соль«. В ней автор призывает подавать всем, независимо от того, что они у тебя просят — в т.ч. алкоголь, сигареты, — потому что у тебя нет права судить других.
Чтобы ответить, надо написать целую статью.
Но попробую пунктиром.
1. Помимо призывов подать просящему, говорить истину друг другу и отсечь соблазняющие члены есть поучения о том, чтобы быть по уму не младенцами, а мудрыми (иметь ум Христов, поступать, как Он бы поступил), и стремиться к тому, чтобы ближний получил действительную пользу. Некоторые отсекали себе члены, выдавали членов подпольных церковных сообществ, и потом сильно удивлялись, что Церковь их не одобряла. Они буквально выполняли заповедь, в чем же дело? Входя в Церковь, голову нельзя оставлять за порогом.
2. О. Иоанн Кронштадтский начинал с того, что подавал каждому. А пришел к тому, что если хочешь действительно помочь, нужно организовывать восстановление человека через труд, через среду.
3. Мне легче подать пьяным на Павелецкой именно денег. Это всегда дешевле и не требует столько времени, чем поинтересоваться, будут ли они беляши, отстоять очередь за едой, принести, поговорить. Это просто какие-то простые опытные вещи. Ты сейчас по доброте душевной отдашь человеку «на проезд до дома» тысячу, а так ли ты заботишься о действительно близких и ближних по крови, в общине?
4. Если говорить о Новом Завете, в иудейской среде было принято разделять действительных бедняков от всех остальных, в т.ч. тунеядцев. Бедняков лично знали. И, когда говорится о том, чтобы подавать именно человеку, мне кажется, сначала важно узнать, что это за человек.
5. Да, есть случаи благотворения Тихона Задонского, Филарета Милостивого, и других. Я не уверен, что надо повторять это сегодня, не включая голову (см. пункт 1).
6. Я не знаю, какой опыт благотворения у автора статьи. Но я замечаю, что люди, которые для меня являются примером служения именно человеку, часто довольно бережливы, и помогают именно тогда, когда нужно. За счет этого им удается помочь многим действительно нуждающимся, а не тем, кто сумел громче крикнуть о том, какой он несчастный.
7. Если автор говорит о том, что иногда бывают ситуации, что человека нужно утешить, и тогда могут в ход пойти самые разные средства, — это другой коленкор. Тут можно бы привести и Притчи 31:6-7 о том, что унывающему можно дать вино. И сильно страдающему болями нужно дать наркотик. Но это – отнюдь не общий подход к милосердию в христианстве.
Идея о том, чтобы подавать, действительно есть много где: в культуре хиппи, у Чопры Дипака, Ошо-Раджниша есть целый книжный шкаф о том, как хорошо быть милосердным. Вопрос, куда идут их последователи, становятся ли действительно любящими Христовой любовью. Да, про Будду смутило. Звучит красиво, но я как-то вот не представляю, чтобы так сказал кто-то из перечисленных в 5 пункте, все-таки христианское милосердие — не прикольная игра словами. А что оно такое, пока так и не раскрыто.
2. О. Иоанн Кронштадтский начинал с того, что подавал каждому. А пришел к тому, что если хочешь действительно помочь, нужно организовывать восстановление человека через труд, через среду.
3. Мне легче подать пьяным на Павелецкой именно денег. Это всегда дешевле и не требует столько времени, чем поинтересоваться, будут ли они беляши, отстоять очередь за едой, принести, поговорить. Это просто какие-то простые опытные вещи. Ты сейчас по доброте душевной отдашь человеку «на проезд до дома» тысячу, а так ли ты заботишься о действительно близких и ближних по крови, в общине?
4. Если говорить о Новом Завете, в иудейской среде было принято разделять действительных бедняков от всех остальных, в т.ч. тунеядцев. Бедняков лично знали. И, когда говорится о том, чтобы подавать именно человеку, мне кажется, сначала важно узнать, что это за человек.
5. Да, есть случаи благотворения Тихона Задонского, Филарета Милостивого, и других. Я не уверен, что надо повторять это сегодня, не включая голову (см. пункт 1).
6. Я не знаю, какой опыт благотворения у автора статьи. Но я замечаю, что люди, которые для меня являются примером служения именно человеку, часто довольно бережливы, и помогают именно тогда, когда нужно. За счет этого им удается помочь многим действительно нуждающимся, а не тем, кто сумел громче крикнуть о том, какой он несчастный.
7. Если автор говорит о том, что иногда бывают ситуации, что человека нужно утешить, и тогда могут в ход пойти самые разные средства, — это другой коленкор. Тут можно бы привести и Притчи 31:6-7 о том, что унывающему можно дать вино. И сильно страдающему болями нужно дать наркотик. Но это – отнюдь не общий подход к милосердию в христианстве.
Идея о том, чтобы подавать, действительно есть много где: в культуре хиппи, у Чопры Дипака, Ошо-Раджниша есть целый книжный шкаф о том, как хорошо быть милосердным. Вопрос, куда идут их последователи, становятся ли действительно любящими Христовой любовью. Да, про Будду смутило. Звучит красиво, но я как-то вот не представляю, чтобы так сказал кто-то из перечисленных в 5 пункте, все-таки христианское милосердие — не прикольная игра словами. А что оно такое, пока так и не раскрыто.