Заметки с молитвенного чтения в Колледже, с благодарностью участникам
1 В начале сотворил Бог небо и землю.
2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
Какой удивительный отрывок! Мы привыкли, что везде – человек, и везде мы делаем нравственные выводы. А здесь человека еще нет, есть только Бог и чудо Его творения. Какое облегчение: можно наконец убрать себя из фокуса, и побыть там, где есть только Он.
Вспоминаются фильмы о космосе, снимки Вселенной. Огромные пространства, расстояния, миры, где царят законы, чуждые нам – предельные температуры, сверхвысокие скорости или великое молчание. Это и ужасно, и сказочно красиво.
И вот появляется небо и земля. Что это, пространство и материя, и в дальнейшем свет – энергия? Мир духовный, и мир материальный?
Как бы мы ни понимали эти слова, здесь все-таки описывается мир не только физический. Здесь есть Дух жизни, парящий, устраивающий все… Что большее чудо – творение мира, или наличие в нем Духа жизни?
Но все это невидимо, пока нет света. В выражениях «безвидна и пуста», тоху-ва-воху, «бездна», техом, – слышится отголосок вавилонских мифов о творении, с драконом Тиамат и чудовищем Бехамот. Но здесь все – намеренно демофологизировано. Нет никого помимо Бога и Его Духа, никакой персонификации тьмы, хаоса, и никакой борьбы с ними.
И вот — изведение света из тьмы. Бог обращается к своему творению, а творение как будто тянется к своему Творцу. Один брат заметил, что Бог как будто слышит голос того, чего еще нет, и дает ему жизнь. И первым появляется свет.
Кто когда-нибудь запускал аквариум, знает, насколько критично для среды наличие или отсутствие света – это то, с чего все начинается. Свет, энергия, не порождают жизнь, но поддерживают ее, дают ей необходимую силу. Свет также служит и к определению пространства, времени – мы измеряем расстояние до звезд прохождением их света…
Можно заметить, что творение даже света, который «прост», – все равно постепенный процесс. Свет творится как бы в три этапа: сначала он призван к бытию, потом ему положена граница, он отделен от тьмы, и, наконец, он назван по имени, зафиксирован в своем бытии.
Имеется ли здесь ввиду духовный свет? Может быть, если считать, что первая глава – это образ того, как устроена вся вселенная, в том числе и жизнь человека, предполагающая разделение на свет и тьму, добро и зло, – и сознательный выбор света, добра.
Свет оказывается настолько хорош, что Бог как будто сам ему удивляется!
И все это дело первого дня, первый этап. Некто уподобил Божье творение последовательной игре: появляется одно, другое, третье, все более совершенное. Но об этом будет говориться уже далее.
В процессе чтения нашлось место и удивлению, и радости, и благоговейному молчанию, и исповеди-покаянию, и благодарности, и надежде. Но это – не формализовать в словах…