Мы продолжаем публиковать переводы отдельных глав из книги отца Матфея Бедняка (Матта Эль-Мескин) «Общение любви». Сегодня мы познакомимся с его размышлениями о том, как действует Дух Святой в повседневной жизни, когда верующие проходят через искушения (глава 16). Текст на русском языке публикуется впервые. Перевод подготовил студент Библейского колледжа «Наследие» Сергей Сарвадий.
Все проповеди отца Матфея и главы из его книги «Общение любви» , переведённые нашими студентами, доступны в блоге Колледжа (здесь).
Сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы положило начало истории апостольской Церкви и обозначило отправную точку её свидетельства в полноте силы Духа Святого. С того самого дня Церковь, водимая Духом Святым, крепла и умножалась. Так день за днём писалась её история — в слезах и страданиях, и в борьбе против духа мира сего. Церковь следовала по стопам своего Возлюбленного, Который исполнился Духом Святым в день Своего крещения, а затем был Духом же возведён в пустыню для искушения от сатаны.
Потому и все мы в Церкви, крестившиеся во Христа и в полноту Духа Святого, неизбежно на протяжении всей своей жизни должны вступать в битву с врагом в пустыне мира сего, хотя для нас, как и для Христа, это происходит под водительством Духа Святого. Дело в том, что война против духа лжи начинается сразу, как только человек принимает Духа истины. Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин. 14:17).
Мир не может вынести присутствия избранных Божьих, детей Господа, которые получили Духа Святого и живут под Его водительством. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии (Рим. 8:14).
Основная мысль, которая вдохновляет нас сегодня, в праздник Пятидесятницы, состоит в том, что если мы действительно получили Духа Святого и возлюбили истину, и сочетались со Христом, вступили в завет с Ним, обещая хранить это высшее доверие, то мы сыны Божьи, истинно рождённые свыше и имеющие залог сыновства, и мы неизбежно призваны к этой битве с врагом. Сам Христос говорит об этом в конце Своего служения прямо перед возвращением к Отцу:
Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое… Когда же приидет Утешитель… Дух истины… Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать (Ин. 15:18–27)
Итак, искушение Христа в пустыне, после того как Он был помазан и исполнился Духом Святым, произошло ради нас, поскольку мы боремся с духом мира сего. В этом и состоит единственный принцип, которым мы по ходу нашей жизни должны руководствоваться — независимо от того, рассматриваем ли мы эту борьбу, как борьбу всей Церкви в целом или как борьбу по отдельности каждого, кто в Церкви во Христа крестился и получил помазание Духа Святого. Иными словами, мы не противостоим искушениям в одиночку. Христос получил помазание не только для Себя, но Он был помазан, чтобы и мы могли исполниться Духом Святым и преодолевали искушения — чтобы Его победа стала нашей первой победой над силами зла и тьмы, под властью которых пребывал Адам.
После того как Христос победоносно отверг искушения сатаны, Он был со зверями, и ангелы служили Ему (Мк. 1:13, Мф. 4:11). И это неспроста. Здесь Адам возвращается к своему состоянию до грехопадения. Христос стяжал для нас то, чего лишился Адам. Когда Адам согрешил и был удален от присутствия Божьего, он немедленно потерял как свою связь с животным миром и высшую власть над ним, так и гармонию общения с небесными силами. Вот почему дружба с животными и видение ангелов после падения Адама стали одними из основных чаяний Мессианской эры. В пророчествах об этом говорится как об очевидном знаке восстановления Божьего благоволения к человечеству. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их (Ис. 11:6). Заметим, что малое дитя здесь представляет собой детство, которое и означает возвращение человека в Царство Божье (см. Мф. 18:3). Кроме того, это ещё и скрытая и удивительно глубокая отсылка к новому рождению, которое человек обретает в крещении. Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение (1 Петр. 2:2).
Христос здесь воплощает мессианские надежды и приводит человека в Царство Божье Своим служением и властью. Если Я перстом Божьим изгоняю духов, то тогда Царство Божие приблизилось к вам (Лк. 11:20). А Климент Александрийский говорил, что ангелы явились и служили Ему, как истинному Царю всей твари[1].
Христос, приняв помазание, исполнившись Духом Святым на Иордане и одержав победу над сатаной, возвратил человеку его высшую власть над дьяволом и силами зла и снова вернул его к гармонии со зверями земными и со всем творением. Он также примирил человечество с ангелами, которые прежде должны были стоять с пламенным мечом обращающимся, препятствуя человеку возвратиться в рай, а теперь снова стали духами-посланниками, служащими тем из сынов и дочерей Адама, кто готов наследовать спасение.
Всякому верующему в Него Христос дал такую же действенную власть — то есть, помазание Духа Святого, раскрытие Его даров и полноту Его силы — чтобы всякий верующий во имя Его мог выдержать натиск врага и победить, и примириться с небесными созданиями не только ради своего спасения, но и чтобы послужить спасению других.
Потому в боговдохновенном Писании мы не найдём никакой разницы между тем, что Мессия Сам совершит в Себе ради нас, и тем, что по вере в Него будет исполняться на нас силой имени Его и Духа. Мы можем увидеть, что об этой же победе Дух говорит в псалмах, где сказано о праведнике, побеждающем силы зла.
Живущий под покровом Всевышнего… под крылами Его в безопасности будешь, верность Его — твой щит и твои доспехи. Не устрашат тебя ужасы ночи, летящая днем стрела, чума, во мраке крадущаяся, зараза, что в полдень опустошает. Хотя бы тысячи подле тебя пали и даже десятки тысяч близ тебя полегли, тебя все то не коснется. Ты только будешь смотреть и своими глазами увидишь возмездие нечестивым. Ты сказал: «Прибежище мое — Господь», Всевышнего избрал ты оплотом своим. Потому не постигнет тебя никакое зло, пройдет мимо жилища твоего несчастье. Ибо повелел Бог ангелам оберегать тебя на всех путях твоих. На руках понесут они тебя, чтобы ты не оступился и не споткнулся о камень. Будешь попирать льва и гадюку (т.е. дьявола и силы зла), затопчешь и льва молодого, и змею ядовитую. «Он любит Меня, — говорит Господь, — потому спасу его; в недоступном месте укрою его, ибо знает он имя Мое. Воззовет ко Мне, и отвечу ему, буду с ним и в страданьях его, от бед избавлю его и прославлю. Долголетием дам насытиться ему, обретет он спасенье во Мне» (Пс. 90).
Этот псалом описывает победу Мессии, пребывающего в вышних. Перед нами изображена детальная картина Его искушения в пустыне и Его битвы с дьяволом, и затем рассказывается о повиновении животных и служении ангелов. Затем, без указаний на разрыв во времени или смену персонажа, автор псалма начинает говорить о победе тех, кто будет обитать под защитой Мессии и уповать на Его имя. Это один из самых сильных псалмов – он способен укрепить сердце христианина в его незримой борьбе с силами врага. Он и сегодня дает нам действенный залог победы, поскольку все необходимое для этой победы Христос совершил в пустыне и в Гефсимании, и на Голгофе, и через Духа Святого дарует её всякому, кто, проходя через искушения, уповает на имя Господа[2].
Если мы внимательно взглянем на этот неизбежный конфликт с врагом и исследуем его причины и цели, то с удивлением обнаружим, что именно Дух Святой в войне с темными и злыми силами одновременно оказывается и её зачинщиком, и гарантом нашей победы, и той самой действующей силой, которую никогда нельзя превозмочь. Когда Христос после помазания исполнился Духом Святым, борющимся против мира сего, Он Духом же Святым сразу был возведён в пустыню для искушения от сатаны. То же самое происходит и с каждым из нас сразу после крещения и помазания, когда мы получаем Духа Святого. Когда Дух истины в нас возжигает огонь, когда Он наполняет нас — это то же самое, как если бы мы объявили войну дьяволу: мы немедленно вступаем в битву с силами тьмы и с духом лжи, который в своей власти держит помышления мира сего и принуждает его к злу, к грехам.
Всё это должно помочь нам яснее увидеть происходящее. Теперь мы можем пересмотреть наше отношение как к смыслу искушений в целом, так и к причинам и источнику этих нападений, которые мир сей предпринимает против нас и которые дьявол изощрённо на нас устремляет. Нам не следует видеть в искушении только личную, связанную с нами составляющую. Конечно, искушения возникают в соответствии с обстоятельствами каждого верующего, и Бог ограничивает их, чтобы они не превосходили наши возможности устоять соразмерно нашей вере и твердости. Но в целом, искушения всё равно остаются неизбежным результатом столкновения Духа Божия, Который ведёт нас в Царство Своё, с силами зла и тьмы, которые преграждают путь к нашему высшему призванию. Сегодня Христос не бросает нас на этом пути сражаться в одиночку, опираясь только на наши собственные силы. Ведь Он открыл для нас путь победы, когда одолел князя мира сего, источник зла. Ученикам Он сказал: Мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16:33) и Идет князь мира сего и во Мне не имеет ничего (Ин. 14:30). Он дал нам власть во имя Его преодолевать все силы тьмы и все козни и происки врага, до тех пор пока мы остаемся с Ним и уповаем на имя Его и на Духа Святого. И такими были некоторые из вас [под властью блуда, воровства, алчности, пьянства и богохульства]; но омылись [т.е. крестились], но освятились [Кровью Господа, и поэтому на литургии мы слышим возглас “Святая — святым!”], но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1 Кор. 6:11). Здесь имя Господа и Дух Святой снова напоминают нам о Самом Христе, когда Он, исполнившись Духом Святым на Иордане, направил путь Свой в пустыню, чтобы лицом к лицу встретиться с великим искушением и победить силы тьмы.
Нам следует хорошо запомнить, что дьявол, ведя эту войну, использует средства и методы совершенно неочевидные для обычного ума и непостижимые человеческой логикой и разумом.
Правда, сила беззакония уже действует, хотя и скрытно пока (т.е. хитростью и обманом). Окажись лишь удаленным с пути ее тот, кто сдерживает ее теперь, сразу станет явным нечестивец этот. Господь наш [Иисус] сразит его дыханием уст Своих и самим сиянием Своим уничтожит его в день пришествия Своего. А приход этого нечестивца — в полном согласии со всем, что делает сатана, — проявится во всяких страшной силы делах, в знамениях и чудесах ложных, и во всякого рода нечестии, обольстительном для погибающих. Гибнут же они потому, что не возлюбили истину, которая только и могла их спасти. Поэтому Бог и отдает их во власть заблуждения, и они верят лжи. Кончается это тем, что осуждены будут все, кто, возлюбив нечестие, не поверил истине (2 Фес. 2:7–12, перевод под ред. М.П. Кулакова).
Дьявол действует скрытно, обманывает и использует множество мошеннических схем, и поэтому всякий, кто не прилепляется к имени Христову и к Духу Святому — а Он и есть Дух истины, разумения, различения и божественного водительства — легко становится жертвой этих дьявольских уловок и начинает исполнять вражью работу, даже не вполне осознавая это. Такой человек не может разобраться в том, как действует зло, и вместо правды видит просто один из путей развития мира или общую традицию, или естественное следствие человеческой природы, или порой результат болезни, случая, невольной ошибки, необдуманных слов или действий. Всё это тонкие нити паутины, которую дьявол хитроумно сплетает до тех пор, пока она незримо не опутает разум человека, злобно и терпеливо отсекая его от света, который помогает отличить истину от лжи. Затем эти нити обвиваются вокруг совести человека и медленно душат её — тогда она становится совершенно невосприимчивой и теряет свою чувствительность к правде. А потом эта отрава проникает так глубоко, что порабощает не только разум, но даже и само тело его, и закон греха, в конечном итоге, овладевает всем существом человека и начинает контролировать его разум, язык, совесть, тело и поступки.
Именно Дух Святой, Дух истины, Дух мудрости и хождения в правде — единственный, кто праведно и со властью может вскрыть все поползновения и коварные уловки дьявола, которые он сеет в мыслях человека, в его совести, поведении, теле — неважно, насколько изощрённо он это делает. Сила Духа Святого больше, глубже и шире любых дьявольских обманов! Он являет её, когда мы падаем на колени перед крестом и просим о помощи. Дух истины неизмеримо сильнее, чем дух зла. Он вскрывает все уловки врага и непременно преодолевает их одна за другой, даруя свет разумения и божественную мудрость, которую невозможно превзойти. Апостол Павел об этом говорит: нам не безызвестны его [врага] умыслы (2 Кор. 2:11).
В нашем сражении мы должны чётко понимать, что первостепенная задача Духа Святого — это помощь тем избранникам Божиим, кто проходит через искушение. Никто не заставляет Его этим заниматься, и Его не нужно умолять об этом. Это Его работа. Всякое искушение, которое направлено против уверовавших во Христа и получивших Духа Святого, воспринимается Духом Святым как искушение, направленное против Самого Христа, а Христос есть истина. Это искушение направлено против Бога, и в такой ситуации Дух Святой добровольно берёт на Себя этот божественный труд. Это Его личное особое служение, проистекающие из Его природы. Вот почему Апостол Павел подчёркивает, что Бог верен во всём, что с Ним соотносится. Иными словами, Он верен истине. Поэтому Он не допустит никому быть искушаемым злом и неправдой сверх сил, но открывает путь, чтобы человеку избежать искушения и устоять. Путь же состоит — как и было обещано — в скором и решительном вмешательстве Духа Святого, Который способен поднять человека выше его собственных возможностей и послужить тому, кто проходит через искушение. Дух Святой и сегодня подтверждает реальность того, что Христос преодолел искушения в пустыне, и так оправдывает истину перед ложью и дарует победу ради Христа, уплатившего за каждого верующего цену победы над миром. Дух Святой, поддерживая нас в искушениях, свидетельствует внутри нас о Христе и помогает нам свидетельствовать о Нем: [Дух Святой] будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать (Ин. 15:26,27).
Итак, мы видим, что именно Дух Святой предупреждает нас об опасности и выявляет зло, лежащее перед нами, и все дела неправды, и всё злодейство дьявола, с которыми мы сталкиваемся в этой битве между светом и тьмой, происходящей внутри человеческой природы. Знаем, что дьявол воюет лишь против тех, кто исполнился Духом Святым. Да и Духу Святому невозможно оставить верующих во Христа, каждый из которых был Духу препоручен и возлюбил Его, прилепляясь к Нему и принимая Его как истину и жизнь. Ах, если бы мы только полностью утвердились в этом! Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания (2 Петр. 2:9). Действительно, дьявол может ослепить нас грехами нашими, когда мы следуем за злом и за творящими злое, и может посеять в нашей природе невежество, беспамятство, безумие, лень, безрассудство и безразличие, эффективно используя всё это, чтобы связать свою добычу и превратить нас в послушное орудие. Но мы видим, что всему этому противодействует Дух Святой и преподносит обновлённой природе тех, в кого Он вселился, Свои дары:
Свет: Дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет (1 Петр. 2:9).
Разумение: Благословлю Господа, вразумившего меня (Пс. 16:7), потому что Дух Святой — это Дух разумения и Божьего водительства.
Знание закона праведности: это один из самых существенных признаков природы Духа Святого, и его могут воспринять те, кто прилепляется к Господу. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину (Ин. 16:13). Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего (Ис. 50:4).
Внутреннее бодрствование сердца: Каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся. Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад (Ис. 50:4,5).
Всё это признаки новой природы нового человека, родившегося от воды и Духа. Дух Святой дарует их каждому уверовавшему во Христа и крестившемуся и так являет свидетельство истины против лжи и всякой злой силы. И теперь мы можем жить ими в чудном свете просвещения, разумения, знания и трезвения, различая не только зло как таковое, но и всё, что с ним хоть как-то связано. Когда эти качества присутствуют в нас, они на практике свидетельствуют о том что Дух Святой обитает в нас.
Господь наш указывает на эту истину, напоминая о пророках: У пророков написано: «и будут все научены Богом» (Ин. 6:45), и кто хочет творить волю Его [Бога], тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю (Ин. 7:17).
Можно добавить, что различение — в свете Духа Святого и в полной преданности Божественной истине — это самое сильное оружие, которое можно использовать для победы над дьяволом, когда он действует в человеческом разуме, пытаясь повредить наше сознание и впустить в него глупости зла и грехов. Дьявол может войти в нас только через наш разум и воображение, потому что грех начинается с движения ума. Остановить его может только свет истины, который открывает нам, насколько лживой является неправда. Этот свет разума мы можем воспринять только через Духа Святого или через слово Божие — через Писание — потому что слово является одновременно и действием Духа Святого, и силой Божией в полноте божественной власти, и премудростью по сути своей, которая созидает и устрояет всякий разум. Вот почему Господь использует Писание — страшное оружие против обманов дьявола: написано также: не искушай Господа Бога твоего (Мф. 4:7). Никогда не следует забывать и о том, что слово Христа само по себе есть дух и жизнь, и что вся Библия целиком написана по Божьему вдохновению и содействием Духа Святого. Именно по этой причине чтение слова — чтение Евангелия — это действенное средство для прямого и постоянного приближения к Духу и к премудрости Божией для всякого уверовавшего во Христа, потому что слово дарует разуму свет и даже больше — власть и силу Божью, которая вскрывает все ухищрения врага и превращает их в ничто. А результатом этого является победа над миром и великое участие в тайне вечной жизни.
Как Христос Духом Божьим изгонял демонов и стал для дьявола и его прислужников нестерпимой угрозой и источником страха, так и имя Господа и слово Его — Дух и жизнь — стали для них непереносимы. Ведь слово Божье обладает той же властью, что и Он Сам. Христос ясно показал это, когда дал ученикам Своим власть изгонять демонов. И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть [власть Духа Святого] над нечистыми духами, чтобы изгонять их (Мф. 10:1). Эта власть, которую Христос дал ученикам Своим для изгнания бесов, заключалась в молитве во имя Его. Господи! И бесы повинуются нам о имени Твоем (Лк. 10:17). А затем по слову Христа эту высшую власть ученики передали всей Церкви, то есть, всякому уверовавшему. Передали навсегда: Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов (Мк. 16:17).
А потому апостол Павел и говорит, что преданность имени Христову вместе с прилеплением к Святому Духу — это средство очищения от грязи греха, источник освящения, пребывания в Боге и оправдания от всяческого осуждения на пути к спасению. Помимо того Павел указывает, что и само Писание способно сделать человека мудрым и наставить его к спасению, поскольку слова его наполнены силой Духа Святого, вдохновившего священных писателей. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Всё Писание богодухновенно (2 Тим. 3:15,16)
Само по себе изгнание бесов именем Христовым сопровождает верующих на протяжении многих веков. Когда о таком явлении нам повествует Библия, она делает это для того, чтобы продемонстрировать всю власть и могущество, вверенные нам через имя Христово и через Святого Духа, а также вскрыть всю работа дьявола и обозреть его действия и замыслы в разуме и сердце человека. Помимо того Писание показывает, что все его замыслы и действия мы можем обратить в ничто. Ведь уверовавший получает от Бога и во имя Христа власть самостоятельно изгонять дьявола и разрушать жилище его в теле другого человека. Таким образом, для верующего несложно расстроить замыслы врага, отвергнуть из своей души его внушения и предложения, разрушить в своём разуме его работу и закон греха, таящийся во плоти, как в засаде. Но всё это может произойти только действием Духа Святого, Который поселяется в сердце, как мы уже сказали, так что человек обретает наставление в том, как в смирении и простоте пребывать под кровом Духа Святого, Защитника.
Библия проводит различие между властью изгонять дьявола — которую сперва Христос даёт ученикам, а затем ученики дают верующим вообще, и которая наиболее ясно и в высшей степени проявляется в изгнании дьявола из человеческого тела, в открытом выдворении его из жилища, которое он себе там устроил — и, как об этом говорит апостол Павел, меньшей властью: преодолевать бесовские обманы и хитрости, наступать на горло всяким дьявольским нашептываниям, ниспровергать всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленять всякое помышление в послушание Христу в глубокой уверенности, что наша битва идёт с дьяволом. Хотя эта битва проходит в нашем теле, она ведётся не с помощью какого-то земного оружия, но с помощью силы Божьей, то есть Духом Святым (см. 2 Кор. 10:3–6).
Здесь мы должны внимательно посмотреть, с какой целью Христос даёт нам власть над дьяволом. Неважно, как эта власть проявляется — в изгнании его или в преодолении его искушений и озлобленности. Она даётся не ради самой себя, не ради высшей власти и мастерства, не для того чтобы мы стали более уверенными в своих силах и радовались нашим победам. Семьдесят учеников уже один раз совершили эту ошибку, когда в ликовании вернулись с проповеди: Семьдесят [учеников] возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. А Он поправляет и вместе с тем предостерегает их, говоря: тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах (Лк. 10:17, 20). Теперь становится понятно, почему Христос именем Своим даёт нам эту власть над дьяволом и над силами зла, так что мы можем привести их в подчинение: потому что на самом деле это знак нашего избрания и усыновления. Наши имена написаны на небесах ради нашего спасения с избранными, а не просто ради упражнений в обуздании дьявола.
Христос победил дьявола ради нас — чтобы мы не были побеждаемы им! Вот почему наши имена написаны на небесах. Христос победил, потому что Он Сын Божий, а мы — потому что Он даровал нам победу. Ведь в Нём и мы стали сынами Божьими. Таким образом, победа над дьяволом это прежде всего знак нашего избрания и усыновления через Христа и во Христе. Он дал нам власть наступать на всякую силу вражью совсем не для того, чтобы мы просто радовались и упивались нашим могуществом, а для того, чтобы мы не боялись врага и не были побеждены его искушениями и ложью. Ведь тогда враг лишил бы нас победы и власти, обретаемых нами во Христе, и отвратил бы нас от спасения и вечной жизни, уготованных избранным Божиим.
Для большей ясности и краткости можно сказать, что нам дана власть сокрушать царство дьявола, чтобы в блеске славы могло воцариться Царство Божие. Нам дана власть изгонять сатану, чтобы в нас мог вселиться Дух Святой. Нам дана власть наступать на всякую силу вражью, чтобы сила Духа Святого могла направлять ход всей жизни нашей. Этой властью должно разрушать любые планы, замыслы и ухищрения дьявола, чтобы мы могли принять ум Христов и святость Его. В том и состоит действие Христа и Духа Святого против дьявола и всей силы вражьей в нашей жизни. Так созидается Царство Божие в постоянной неослабевающей борьбе, в стремлении, в слезах и каплях пота.
Взгляните на Христа в Гефсимании — это решающий момент, заключительный этап Его битвы против дьявола! Сколько мужества в этом образе! Христос на коленях трижды просит Отца, а тем временем пот Его падает на землю тяжелыми каплями, словно кровь. Этот эпизод показывает, что будет означать для нас в нашей жизни вступить в битву с врагом и бороться с ним, и открывает суть этого борения в молитве против сил тьмы — теперь ваше время и власть тьмы (Лк. 22:53) — на протяжении всей ночи. Мы видим здесь, что значит стоять твердо и сопротивляться искусителю даже до кровавого пота на решающем этапе этого сражения, которое завершается крестными страданиями. Прежде распятия на кресте Христос не так много времени проводит в Своей одинокой и незримой битве с дьяволом и силами его, но эта борьба по жестокости была такой — Он Сам говорит об этом — как если бы в ней сошлись более двенадцати ангельских воинств. Думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? (Мф. 26:53)
Христос, зная все страдания, через которые нам придется пройти после Его вознесения, пообещал не оставлять нас сиротами в этой войне, когда мы столкнемся лицом к лицу с силами тьмы и с князем мира сего, со всем его злом и ненавистью. Это была бы совершенно неравная битва, если бы мы вступили в неё в одиночку: Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое… Ныне же к Тебе иду… Мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира (Ин. 17:12–14). Господь показывает масштаб той битвы, которую нам после Его вознесения завещано вести против сил тьмы в этом мире во имя Христа. Именно поэтому Он посылает Духа Святого, Утешителя. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины… Не оставлю вас сиротами; приду к вам… Вы во Мне, и Я в вас… Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин. 14:16–26).
В этих словах Христос дает обещание окончательной победы всякому, кто стремится к Его Царству. Он посылает Духа Своего Святого, Который утешает и наставляет, открывает истину и напоминает все слова Господа — а это и есть основание нашей силы в сражении и несокрушимое оружие в этой долгой войне против духа зла в мире сем.
Итак, от Пятидесятницы и до сего дня Дух Святой ходатайствует о нас в нашей войне, в нашем сражении, в наших печалях и страданиях, воздыханиями неизреченными.
[1] См. пресв. Климент Александрийский, Извлечения из Феодота, §85.
[2] На пятничной службе самым простым распевом поётся славословие, обращённое к Господу Иисусу и Богородице. Оно содержит следующие стихи:
Смирился я пред источником великим, пред спасительным именем Господа нашего, Иисуса Христа!
Господь наш, Иисус Христос, даровал знамение слугам Своим, боящимся Его, что они стрелы летящей избегнут.
Господь наш, Иисус Христос, даровал знамение слугам Своим, боящимся Его, что они уста львам заградят.
Господь наш, Иисус Христос, даровал знамение слугам Своим, боящимся Его, что они силу огненную угасят.
Господь наш, Иисус Христос, даровал знамение слугам Своим, боящимся Его, что они демонов изгонят.
Господь наш, Иисус Христос, даровал знамение слугам Своим, боящимся Его, что они врагов своих одолеют.
Знамение сие есть спасительное имя Господа нашего, Иисуса Христа, и Крест животворящий, на котором Он распятие претерпел.
Блажен муж, который не имеет беспокойства о жизни сей и заботах её, душу разрушающих. Блажен, кто берёт на себя крест свой изо дня в день и прилепляется всем сердцем своим и всем разумением своим к спасительному имени Господа нашего, Иисуса Христа.
Веселятся сердца наши, и уста наши исполняются хвалой, когда повторяем мы спасительное имя Господа нашего, Иисуса Христа.
Когда бы ни пели мы, в радости воскликнем: Господи, Иисусе Христе, помилуй души наши!