11:1. Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее.
2. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими.
3. Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен.
4. Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий.
5. Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря.
6. Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился.
7. После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею.
8. Ученики сказали Ему: Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?
9. Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего;
10. а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним.
11. Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его.
12. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет.
13. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном.
14. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер;
15. и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему.
16. Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним.
17. Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе.
Почему Иисус медлит, почему зная про болезнь и ее финал, два дня еще медлит идти? Как часто вот эта «медлительность» Господа пугает меня — Он хочет мне блага, он знает все мои нужды, я не могу предположить, что любящий Господь может использовать меня для «показухи», особенно страдание и отчаяние. И все таки единственный ответ, который я нахожу — только с тем, кого Он любит, Он может разделить свою миссию, заботу о мире, свое последнее знамение, чтобы уверовали в Него. И иногда это значит пройти пучину боли, отчаяния и неизвестности и как потом мы видим на кресте и чувства богооставленности. Во всем этом отрывке неизбежно надвигается смерть, это понимает Фома и ученики. Воскрешение четверодневного Лазаря — это последнее знамение и возможности спасения многих, это прообраз всеобщего воскресения, восстановления даже из состояния полного невозврата, ободрение учеников перед Страстями. И поэтому это уже не просто дела Божьи, а слава Божья.
18. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати;
19. и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их.
20. Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома.
21. Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.
22. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.
23. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой.
24. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.
25. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет.
26. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?
27. Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир.
28. Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя.
29. Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему.
30. Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа.
31. Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб — плакать там.
32. Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.
Господи, как важно, когда рядом есть тот, кто проходит с тобой путь горя и потери (Марфа и Мария), кто примет твой бунт и протест, кто покажет путь выхода. Просим Тебя о всех, кто переживает потерю, кто застрял или раздавлен горем. Перед смертью, у Креста Ты передашь друг-другу Свою матерь и Иоанна, дай нам силы разумно, не творя созависимости, открываться навстречу страдающим.
33. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился
34. и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри.
35. Иисус прослезился.
36. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его.
37. А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?
38. Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней.
39. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе.
40. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?
41. Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня.
42. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.
43. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.
44. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.
45. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него.
В Евангелии от Иоанна описывается много взаимоотношений Иисуса с людьми – до этого уже было и призвание первых апостолов и беседы с Никодимом и самарянкой, совсем недавно образ овец которые знают голос своего пастыря и идут за ним. В этой главе центром является конечно же воскресенье – 4 дня и явные признаки разложения не оставляли шансов усомниться в подлинности смерти Лазаря. Само воскресение – властный призыв и выход из гроба очень похожи на пророчества Иезекиля. Воскрешение человека – удивительный, хоть и не уникальный для Библейской истории акт. И это очень хорошее подтверждение Мессианства. Сомнений не остается даже у фарисеев – причина нелюбви к Иисусу наконец-то находит свою истинную формулировку. И в тоже время почти вся эта глава рассказывает о небывалом в Библейской истории, в том числе и о том чего раньше не было в рассказе Иоанна – она подробно описывает человеческие отношения между Иисусом и семьей в Вифании. Были апостолы, ученики, страдающий народ, овцы. Уже для всех стало доступна и вода живая и Плоть Кровь. Но в первый раз мы читаем о том, что могли бы назвать дружба. Иисус бывал в доме Марфы и Марии без какой-либо видимой цели, они не были Его учениками, только другу можно сказать, но что же ты замедлил, только желание как-то выразить чувства к очень дорогому человеку может стать причиной такого нелогичного поступка Марии. Как будто уже звучат слова, которые Иисус скажет позже – «я называю Вас друзьями». И в этой истории я вижу глубокий смысл и для всех нас – те кто становится Его овцами, кто пребывает в Нем и Он в них со временем становятся Его друзьями – теми с кем у Него совершенно особые, личные, отношения. И это больше даже чем спасение и вечная жизнь. История воскрешения Лазаря, трогает меня именно своей дружбой, близостью с Иисусом. Лазарь, Марфа, Мария не связанны напрямую со служением Иисуса. Это просто его друзья, просто те, кто Его любил, кого Он просто навещал. Они могут просто разговаривать с Ним, делать подарки, выражать свою любовь, даже упрекать Его. Господи, благодарю тебя за моих друзей, тех с кем я не связан работой, общими делами или родством. Благодарю Тебя за то, что ты можешь быть не только учителем и царем, но и другом, что я могу просто отдохнуть в Твоем присутствии, поделиться горестями и радостями, тем что кажется напрямую не связано с моим христианством.
46. А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус.
47. Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит.
48. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом.
49. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете,
50. и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб.
51. Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ,
52. и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино.
53. С этого дня положили убить Его.
Господи, как часто я прикрываю благими причинами и заботой о других, об общем благе самые неблаговидные поступки. Как я бываю слеп, не могу видеть дальше собственного носа. Господи, помоги мне искать в пугающем меня новые возможности, стремиться находить решения «выйграл-выйграл» и не ставить идею выше человека.
54. Посему Иисус уже не ходил явно между Иудеями, а пошел оттуда в страну близ пустыни, в город, называемый Ефраим, и там оставался с учениками Своими.
55. Приближалась Пасха Иудейская, и многие из всей страны пришли в Иерусалим перед Пасхою, чтобы очиститься.
56. Тогда искали Иисуса и, стоя в храме, говорили друг другу: как вы думаете? не придет ли Он на праздник?
57. Первосвященники же и фарисеи дали приказание, что если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять Его.
12:1. За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.
2. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.
3. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.
4. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:
5. Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?
6. Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.
7. Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.
8. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.
9. Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.
10. Первосвященники же положили убить и Лазаря,
11. потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.
И вот снова образ дружбы, близости, радости совместного пребывания, открытого выражения своих чувств и тут же разрушающая страсть, неискренность, хоть и прикрытая благовидными целями. Как часто отношения разрушаются, когда я не подлинен, когда я попускаю нечистым движениям моего сердца управлять мною. Иногда это боль, чувство потери единства, но главное что там где нет честности, грех захватывает все больше и больше, рушит все возможности и мосты, делает одиноким. Господи, научи меня ценить радость момента и не обращать внимания на голоса страстей и диавола.
12. На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,
13. взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
14. Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:
15. Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.
16. Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему.
17. Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.
18. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.
19. Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним.
Хотя тень смерти и одиночества уже нависла над Иисусом, хотя нет никого сомнения, что все оставят Его и торжественное вступление в Иерусалим — это вступление на крест, я думаю о том как важно действие — возможность радоваться и выражать свою радость. Свидетельствовать таким образом — вот идет Царь Израилев посреди нас, вот Он с нами, воскресивший Лазаря, Бог не оставил нас, Он верен. Хотя при этом приходится и помнить судьбу встречавшего Его народа и что вот такая радость не может быть основой моей веры. И все же, как радостно отдаться этому чувству «Благословен грядущий во имя Господне», «весь мир идет за Ним»
20. Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины.
21. Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса.
22. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу.
23. Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому.
24. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода.
25. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.
26. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой.
27. Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел.
28. Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю.
29. Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему.
30. Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа.
31. Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон.
32. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе.
Мне кажется, в этих словах Господь заключает все что Он говорит в этой главе. «Не бойся, дочь Сиона», «семя если умрет, то принесет много плода»,» любящий свою душу погубит ее»,»ходите пока есть свет» — это звучит как духовное завещание ученикам, тем за кого Иисус волнуется и кому предстоит нести дальше Его миссию. В этой главе много коротких высказываний, как-будто девизов. И все они полны энергии, ценности, смысла. Они словно передают некую силу, соединяют Иисуса и тех к кому обращены. Какой из них звучит близко для Вас сегодня? Как Вы думаете почему? Какая важная для Вас ценность заложена в нем?
33. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.
34. Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто Этот Сын Человеческий?
35. Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет.
36. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.
Долгожданный час наступил. Это суд миру, его разделению, господству греха и диавола — для принявших Иисуса создается «новая земля», новое пространство, которым станет Церковь. В этом и есть спасение людей и Слава Бога! И главное теперь путь, которым мог следовать только Иисус открыт и для уверовавших в Него. Эта возможность открыта для каждого!
37. Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него,
38. да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня?
39. Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия,
40. народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.
41. Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем.
42. Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги,
43. ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию.
44. Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня.
45. И видящий Меня видит Пославшего Меня.
46. Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме.
47. И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир.
48. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день.
49. Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить.
50. И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец.
Время знамений подошло к концу, наступает время Славы, хоть она и пусть крови и страданий. Это страшно, не ждет ли это же и меня, нельзя ли обойтись малой кровью? Но реальность такова, что есть в мире вещи, которые могут обессилить, а со временем и убить веру. Остается лишь одна надежда — взывать: Господи, я знаю, что могу своей неправедной жизнью, своей невнимательностью окаменить сердце свое и ослепить глаза свои, но взываю к Тебе — помоги мне обратиться, помоги мне открыться, чтобы Ты исцелил меня. Господи, заповедь Твоя есть жизнь вечная, Ты приходишь в мир, чтобы человек не остался во тьме, Ты пришел не судить, а спасать, Ты принес нам весть и любовь Отца, помоги мне никогда не сомневаться в твоей любви.