13:1 Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, [явил делом, что], возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их.
Глава начинается, по стилю и поэтике как-будто отсылая к прологу, точнее продолжая пролог. И я снова погружаюсь в тайну созерцания Слова воплощенного. Он уже дал принявшим его власть быть детьми Божьими. Мы уже видели как благодать и истина произошли через Иисуса Христа. И как из Мессии, как минимум пастуха стада Он становится другом. Открывает, что именно таких отношений Он ждет от верующих в Него. Воплощение Слова — уже акт невероятной божественной любви к человеку, здесь же уже любящий открывает вдруг еще более глубокую любовь — любовь «до конца». В чем же она?
2 И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его,
3 Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит,
4 встал с вечери, снял [с Себя верхнюю] одежду и, взяв полотенце, препоясался.
5 Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.
6 Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?
7 Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.
8 Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.
9 Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.
10 Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.
11 Ибо знал Он предателя Своего, потому [и] сказал: не все вы чисты.
12 Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?
13 Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.
14 Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.
15 Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.
16 Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его.
17 Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.
Вот перед мною великая Тайна, в концепции евангелиста Иоанна – это Тайная вечеря. Почему же первое, что меня здесь цепляет — это несогласие Петра. До этого момента Иисус был Пастырем ведущим свое стадо. Он говорит со властью, совершает невероятные чудеса, защищает себя в спорах с религиозными лидерами. Это понятно и обществу и ученикам. Иисус до этого вполне вписывается в пирамиду общественного устройства. Умовение ног не унижало раба, это с радостью бы сделал младший Иоанн, но очевидно для Иисуса это не просто выражение любви к апостолам, момент близости к ним. Это тоже крайне важный опыт, который нужно пережить или «не будешь иметь части». В прологе, да и на всем протяжении Евангелия мы много слышали про любовь Бога, это даже можно принять умом. Думаю и до этого апостолам было бы легко искренне проповедовать, что Иисус – выражение любви Бога к человеку. Но одно дело знать и даже верить, принять как истину, а другое прожить этот опыт, опыт крайней любви, причем именно любви, а не сострадания – в умовении ног, в отличии он исцеления, не было никакой нужды. Но иметь общее с Иисусом, прибывать в Нем и с Ним в себе возможно только когда я исцелен любовью, глубокой, беспричинной, именно любовь, а не чувством сострадания или справедливости. Только такая любовь может проникнуть глубоко, перед ней я могу просто не успеть, не сообразить поднять все мои защиты. Я думаю, что последствия выбора, верности, преданности, реализации своих «кредо» могут дать не менее святую жизнь. И все таки любовь, которую являет Иисус в этом отрывке – не только выражение Его любви к человеку, но Он понимает – именно такая любовь исцеляющая может стать в человеке источником любви, возможности выполнить заповедь, которую Иисус повторяет здесь трижды, причем в явном и строгом повелительном наклонении: «Вы должны умывать ноги друг-другу». Но друг не может приказывать, как же передать важность? Поэтому: «блаженны Вы когда исполняете». У Иоанна нет блаженств нагорной проповеди. Блаженств бедности, страдания, чистоты, искренности, верности. И все таки без блаженства не обходится. Как Вам кажется что роднит все блаженства в Евангелии?
Иисусу важно чтобы все ученики прожили опыт этой любви и через это имели часть с Иисусом. Ведь очень скоро именно эту часть они должны будут нести миру. И без этой части и этого опыта им не удалось бы строить Церковь.
Для человечества традиционна модель устройства общества как пирамиды, где каждый занимает свою социальную нишу и не только способности, но и крепость и умение проявить свою власть, умение управлять дает модели стабильность. Иисус для верующих в него предлагает совершенно иную модель – Тело. Церковь – это Тело Христово. В теле у каждого есть свое место, своя ценность и каждый орган важен. И есть еще одна важная особенность – модель пирамиды построена на власти, там слабость – угроза всей системе. Умывая ноги Иисус показывает свою слабость, ранимость, а значит такие отношения невозможны без ответственности – ведь ранить так легко. Поразительно Иоанн рассказывает о Тайной вечери отлично от других евангелистов, но в тоже время суть события, даже ощущения, которые оно вызывает — одинаковые!
Темы для размышления:
1. Когда в моей жизни я испытывал опыт такой любви? Быть может не завершенный, быть может исцеление не произошло до конца, но опыт, который запомнился, последствием которого стало чувство что мир не так страшен и я каким-то образом соединен с глубинным бытием?
2. Могу ли я ощущать себя частью Тела Христова? Нужным и важным органом? В чем может быть моя роль? В чем может быть моя уязвимость, слабость?
3. В чем конкретная слабость, уязвимость, ранимость других органов Тела, которых я вижу вокруг себя? Прихожан, церковных работников, священников, епископов?
18 Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою.
19 Теперь сказываю вам, прежде нежели [то] сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я.
20 Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня.
21 Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.
22 Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит.
23 Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса.
24 Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит.
25 Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это?
26 Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту.
27 И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее.
28 Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему.
29 А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим.
30 Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь.
31 Когда он вышел, Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем.
32 Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его.
Владыка Кассиан (Безобразов), посвятивший много лет исследованию этого Евангелия, говорит о том, что страдания Иисуса — это и есть Его Слава. Но как это относится к нам? Мне кажется, не в том дело, что надо искать страданий, чтобы прославиться. Но это каким-то таинственным образом показывает, что страдания не напрасны, они имеют свою цену у Бога. Страдания — это не только неизбежность, бессилие, но и позиция. И эта позиция подразумевает, что даже Иуда не может быть исключен, как бы не было больно. А эта боль, боль рождающаяся в глубинах любви. И от любви еще более невыносимая. И еще более невыносимая от отказа Иуды от любви. Эта боль прорывается в словах Иисуса. Но Иисус отказывается использовать Свою силу, Свою власть. Его позиция подразумевает согласие даже на Иуду.
33 Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете придти, [так] и вам говорю теперь.
34 Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга.
35 По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
Иисус смирил себя до «образа раба», Он называет учеников своими друзьями, разделяет с ними Свою миссию и даже любовь Отца. И в тоже время Он остается Богом и воплощением Божественного Откровения в иудаизме — Бог хочет вступить с человеком в отношения и эти отношения Израиль знал как Завет. Выражение этого Завета — Возлюби Бога всем сердцем своим и всею душою своей и всей крепостью своею и ближнего как себя самого. И тогда ты будешь Моим народом и Я твоим Богом. Живи пред лицом Моим и Я буду жить посреди тебя. Иисус предлагает своим ученикам Свой Завет — любить ближнего не просто как самого себя, а как Иисус любит их! Тогда любовь Иисуса будет течь между ними и даже более — Сам Иисус будет виден через их любовь.
Тема для размышления: Как я воспринимаю свой Завет с Богом, как бы я мог его сформулировать? Чего я ожидаю от нахождения в этом Завете? Как то, что я нахожусь в Завете с Иисусом может проявляться (быть видно) остальным?
36 Симон Петр сказал Ему: Господи! куда Ты идешь? Иисус отвечал ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною.
37 Петр сказал Ему: Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою положу за Тебя.
38 Иисус отвечал ему: душу твою за Меня положишь? истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды.
14:1 Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте.
2 В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам.
3 И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я.
4 А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете.
Это удивительное свойство Нового Завета — теперь Бог не просто посреди своего народа, но теперь Бог тесно связывает себя с человеком. Где Бог, там будет и человек. Иисус обещает взять нас даже «в Отца». Пускай не теперь, но зато теперь план Бога явлен со всей ясностью. Человек призван войти в Тайну Пресвятой Троицы. И он в полноте осуществится когда Иисус придет вновь.
5 Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?
6 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
7 Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его.
8 Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.
9 Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?
10 Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.
11 Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.
Человек теперь не просто игрушка материи. Отныне мы можем сказать, что знаем чего хочет Бог! Мы знаем Его и видели Его. Иисус нам помогает видеть. Он говорит: смотрите на Мои дела — через них виден Отец. Теперь во Иисусе у нас есть и видение пути, и истина, которая поможет с него не уклониться, и доступ к жизни, чтобы этот путь преодолеть. Как высоко, хотя и эта высота всего лишь попытка снизиться от «Видевший Меня видел Отца». Но созерцание Отца и этой великой духовной истины, нахождение на такой высоте, может быть непривычно и трудно. И хочется спуститься еще немного ниже — к повседневной жизни. Я бы мог предположить, что: Истина является нам в Священном Писании и верности Духу Святому (из учения преп. Серафима Саровского мы знаем как распознавать, живет ли в нас Дух Святой или что-то ему мешает). Жизнь является нам как Таинства, молитва и опять же присутствие Духа Святого. А вот что бы я мог назвать Путем?
12 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду.
13 И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне.
14 Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю.
Просить Отца во Имя Иисуса. Зачем Иисус так категорично обещает исполнить все чего бы не попросили? Он уверен, что тот кто пребывает в Нем уже не может просить ничего Богу не угодного. И мне кажется в этой истории есть еще один важный момент. Иисус так близок к нам через Евангелие, свою удивительную проповедь, милосердие к человеку и откровение потрясающей глубокой любви. Его отношения с учениками, свидетелями которых мы являемся, исцеляют и нас. Раны исцелены, Иисус уже близок к нам, мы уже пережили Его любовь. Он уже в нас и мы в Нем. Ему уже есть полное доверие — Он вернется и возьмет нас, даже если Ему и предстоит отлучиться. А вот Бог Отец, во-многом, для меня фигура Ветхого Завета. Он Творец, Он Промыслитель, Он заключает Завет, Он спасает народ из рабства. Но все-таки ощущается некоторая разделенность, преграда. Бог велик, Он мой Бог, но он где-то там наверху и мне предстоит быть хорошим и угадывать его волю. И может Он даже пожурит меня, если конечно отвлечется от своего плана. Думаю многие люди размышляют подобным образом. Многим людям трудно обращаться к Богу-Отцу. Но Иисус специально пришел, чтобы наши отношения с Богом-Отцом изменились, чтобы появилось больше сыновнего доверия, чтобы страх уступил место любви.
Господи, прошу о братьях моих, друзьях, особенно о тех, кто почему-либо — неважно — сейчас споткнулся, сомневается, закрылся. Мы все спотыкаемся, у каждого бывают ошибки. Ты — больше наших ошибок, больше нашего сопротивления, больше нашего равнодушия. Твоя любовь больше. И я могу просить только одного, во грехе ли, в скорби ли, в усталости, в искушении ли, в радости ли, всегда только одного — не дай мне закрыться от Тебя, от твоей любви. Бог может только любить.
Тема для размышления: Как я воспринимаю Бога-Отца? В моем нынешнем состоянии, какие отношения с Ним были для меня предпочтительны (комфортны)? Каковы могли бы быть символы и «инструменты» этих отношений? Почему? Что я могу из этого узнать о себе?
15 Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.
16 И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,
17 Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.
18 Не оставлю вас сиротами; приду к вам.
19 Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить.
20 В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас.
Любовь к Иисусу, близость к Нему, желание пребывать в Нем неизбежно рождает желание хотеть что и Он, а это как раз и выражено в заповедях. Если пребудете в Моей любви, то сотворите дела Мои. Любовь не может прерваться, пускай Сына как мы знали Его в Иисусе Христе мы пока не увидим, но Его присутствие теперь будет в Утешителе — Духе Святом. Наше пребывание в Боге и Бога в нас теперь не закончится вовек и в конце-концов мы обнаружим себя пребывающими и в Отце — ведь в каждом из Лиц пребывает вся пресвятая Троица. В бытийном плане мы теперь никогда не одиноки, хоть и можем испытывать одиночество.
21 Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.
22 Иуда — не Искариот — говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?
23 Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.
24 Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца.
25 Сие сказал Я вам, находясь с вами.
26 Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.
Мне кажется только теперь, только из состояния такой «любимости» возможно услышать слово о Кресте и не испугаться, не выпасть из этой самой любви.
27 Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается.
28 Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня.
29 И вот, Я сказал вам [о том], прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется.
30 Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего.
31 Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда.
Только теперь можно принять, что любовь бросает на крест, и на крест можно идти из чувства любви. И этот крест воспринимать без смущения и устрашения. Крест обретает новый смысл как выражение любви исцеленного сердца. Думаю именно так любить исцеленное сердце — любовь не упраздняет креста и не упраздняет личности через него проходящего. Любовь дает мир перед лицом креста.
Мир всем, кто читает эти строки Евангелия.
34 Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга.
Почему Господь называет эту заповедь новой, ведь ещё в книге Левит говорится: возлюби ближнего своего, как самого себя. Разве это не одно и то же?
Я уже нашел ответ на свой вопрос в комментариях брюссельской Библии:
«13:34 [12] Эта заповедь уже содержалась в Законе Моисеевом, но Христос придает ей абсолютный характер — «как Я возлюбил вас». Исполнение ее станет отличительным признаком мессианской эры, начавшейся со смертью Иисуса.»