15:1 Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь.
2 Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.
3 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.
4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.
5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.
И все таки какой прекрасный образ — лоза. Образ связи, соединенности, общности. Образ Лозы очень похож на образ Тела. Это единый организм, который черпает жизнь из глубины и по единому стволу передает ее ветвям, чтобы они приносили плод. В этом плоде заключена жизнь из глубины Бога. Лоза не существует ради себя самой, она должна приносить плод. Этот союз, имеет свою цель, свое предназначение — давать плод. В нем наша жизнь обретает смысл, цель, устремленность.
7 Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, проси’те, и будет вам.
8 Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками.
9 Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей.
10 Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.
11 Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.
12 Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.
13 Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.
14 Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.
15 Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.
16 Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.
17 Сие заповедаю вам, да любите друг друга.
Пребывание в Иисусе, любовь друг ко другу, «знание» плана Отца, соблюдение заповедей — вот нормальная жизнь лозы, тогда она способна приносить плод. Эта глава полна высокого богословия; и в то же время жизнь, которую предлагает Иисус своим ученикам, всем нам должна быть простой, понятной и исполнимой для каждого. «Любовь друг ко другу» — звучит для меня трудновато, но понятно. Заповеди тоже можно воспринимать довольно конкретно. Знать план Бога Отца, разделить его с Ним и Иисусом — звучит очень воодушевляюще.
А вот на «пребывании в Иисусе и в Его любви» я спотыкаюсь. Как вы это понимаете? Что для вас значит пребывать в Иисусе в повседневности?
18 Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.
19 Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.
20 Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.
21 Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.
22 Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем.
23 Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего.
24 Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего.
25 Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно.
26 Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;
27а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.
Иисус предупреждает, что все не будет так радужно, что мир противится, отвергает Его, а значит, отвергает и Тело, Церковь. Ученики Иисуса не могут рассчитывать на нечто большее, чем их Учитель. Если бы не эти строки, все это повествование звучало бы прекрасно, но было бы так далеко от жизни! Страдание, непонимание, поражение, даже разочарованность — возможны. Кажется, что противостоящая сила очень велика. И только любовь друг ко другу может стать поддержкой, и напомнить о моментах близости с Учителем. О пребывании в Иисусе и Иисуса в учениках будет свидетельствовать Дух Святой. И ученики призваны нести это свидетельство.
Тема для размышления: как в моей жизни Дух Святой свидетельствует об Иисусе и пребывании в Лозе?
16:1 Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились.
2 Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.
Читая эти строки, очень трудно пойти дальше. Мысль останавливается, обрывается на терактах в Шри Ланке. Сотни людей были убиты на Пасху. Мысль останавливается, и сердце, кажется, опустошено. Откровение Креста: быть с Иисусом — значит быть не только любящим и мирным, но и страдать как Он, и быть отвергнутым как Он. И сердечная пустота подсказывает, что самое важное здесь — это сохранить связь с Отцом и пребывать в Иисусе во время страдания. Не бояться Его, не позволить ему раздавить нас.
3 Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня.
4 Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время, вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами.
5 А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: «куда идешь?»
6 Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше.
7 Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам,
8 и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде:
9 о грехе, что не веруют в Меня;
10 о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня;
11 о суде же, что князь мира сего осужден.
12 Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить.
13 Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.
14 Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам.
15 Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам.
16 Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, ибо Я иду к Отцу.
Преследование, страдание за веру… Может ли это быть результатом того, что Дух Святой обличает мир и сегодня? Может ли быть свидетельством Духа Святого, когда мы не просто страдаем от преследования за имя Иисуса, но сами ведомы Духом Святым выступать против неправды и притеснений, насилия, злоупотребления властью, коррупции, даже против бедности, социальной исключенности, недостойной старости, болезни? Когда мы не обязательно выступаем словесно, а просто хотим помочь, поучаствовать, и встречаемся с обоих сторон с эгоизмом, хрупкостью, тяжелым характером или одержимостью от зависимости? И часто может показаться, что мы одни со всем этим… Это знал и Иисус — Он должен уйти, чтобы теперь ученики могли расти в новом пути пребывания в Боге — в Духе Святом. А через Духа — и в единстве пресвятой Троицы.
Тема для размышлений:
1. Где и как Дух Святой обличает мир сегодня?
2. Куда, как мне кажется, толкает меня Дух Святой, чтобы там быть свидетелем, выступать против неправды и притеснений? (Это может быть не обязательно общественная деятельность, может быть, Он обращает меня внутрь меня самого, моей семьи, работы, дружеского или соседского сообщества).
17 Тут некоторые из учеников Его сказали один другому: что это Он говорит нам: «вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня», и: «Я иду к Отцу»?
18 Итак они говорили: что это говорит Он: «вскоре»? Не знаем, что говорит.
19 Иисус, уразумев, что хотят спросить Его, сказал им: о том ли спрашиваете вы один другого, что Я сказал: «вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня»?
20 Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет.
21 Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир.
22 Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас;
23 и в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.
24 Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна.
25 Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце.
26 В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас:
27 ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога.
28 Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу.
29 Ученики Его сказали Ему: вот, теперь Ты прямо говоришь, и притчи не говоришь никакой.
30 Теперь видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Посему веруем, что Ты от Бога исшел.
31 Иисус отвечал им: теперь веруете?
32 Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторонуи Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною.
33 Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир.
Иисус не скрывает, что момент разлуки будет болезненным. Ученики говорят, что «видят» и «веруют», но Иисус знает их сердца. Даже несмотря на их готовность пострадать, оставленность, одиночество, первичный шок и растерянность будут довольно сильны. Их падение не будет стать «сюрпризом» для Иисуса. Через этот период тоже нужно пройти. Иисус иллюстрирует свою мысль образом рожающей женщины. И тут мы можем вспомнить, что тема нового рождения красной нитью проходит через все Евангелие. Именно так рождается новый человек, тот кто пребывает с Богом. Он рождается от воды и Духа. В пути со Христом рождается новый человек, так же, как и в пути Церкви на земле рождается новый мир. Роды и период взросления трудны, но Бог с нами, и Он призывает нас вдохновиться, смотря на цель, на то, каким будет новый век. Верить в светлое будущее, жить вне текущего момента трудно, а порой даже и губительно, поэтому главным акцентом Иисус делает все-таки мужество проживать жизнь, основанную на пребывании в Нем — чтобы «во Мне имели мир», ведь «Я победил мир».