17:1 После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришёл час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя,
2 так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную.
3 Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.
4 Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.
5 И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.
6 Я открыл имя Твоё человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твоё.
7 Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть,
8 ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшёл от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.
Иисус переходит от разговора с учениками к разговору с Отцом. Он как-будто соединяет людей и Бога. Соединенные с Иисусом через Его слово, Его миссию и Его Тайну, ученики теперь пребывают в Иисусе и через Иисуса в Отце. Так проявляется слава — присутствие Бога в материальном мире. И через это пребывание, «знание» Бога человек становится причастен и вечной жизни. И Иисус просит, чтобы теперь это пребывание было явлено в полноте. И подобно тому как Иисус совершает дело, порученное Ему Отцом — быть славой, явлением присутствия Бога на земле, Он хочет чтобы этой славой теперь были и Его ученики.
9 Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.
10 И всё Моё – Твоё, и Твоё – Моё; и Я прославился в них.
11 Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святой! соблюди их во имя Твоё, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.
12 Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твоё; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.
13 Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.
14 Я передал им слово Твоё; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира.
15 Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла.
16 Они не от мира, как и Я не от мира.
17 Освяти их истиною Твоею; слово Твоё есть истина.
18 Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир.
19 И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною.
20 Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их,
21 да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня.
22 И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.
23 Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня.
Миссия Иисуса совершена, вот-вот — и Иисус уйдет к Отцу? и Он волнуется за учеников. Тут как-то особенно проявляется Его любовь к ним. Мне кажется, тут можно увидеть важный переход. Если раньше залогом пребывания учеников в Боге был сам Иисус, теперь ответственность за это пребывание ложится на учеников. И тут, конечно, есть повод для волнения. Мир, находящийся под властью князя века сего, ранее воевал против Иисуса, теперь он будет воевать против учеников. Тут, как Иисус говорит в конце прошлой главы, важно мужество, а также еще несколько вещей. Это единство учеников, их пребывание друг в друге. Это их пребывание в миссии Иисуса. Миссии обращенной к людям. Через эту миссию ученики должны ощущать единство с Отцом и единство друг с другом. А через это единство доступ к благодати Бога, пребывание в благодати, которое будет проявляться как совершенная радость. Чувство принадлежности, уверенности и наполненности.
Следующее свойство, необходимое ученикам — это освященность. Святой, освященный, по значению слова — это отделенный, посвященный Богу. Это должно сохранить их от зла. Зло сильно, и только Бог может сохранить учеников от зла, но для этого нужно, чтобы они оставались с Богом. Хотя, похоже, что зло будет бить именно в эту связь, и Иисус переживает, устоят ли ученики. Но именно за них Он посвящает себя, чтобы пребывание в Боге, а через это пребывание и явление в мире Его славы и любви, было доступно ученикам. Причем не только через тех, кто непосредственно ходил с Иисусом во плоти, но и верующих по слову этих учеников.
Возможные темы для размышления:
Какова моя роль, что я должен делать, чтобы пребывать в Иисусе и Через него в Отце? Как через меня может являться Божья слава? Как я могу пребывать в единстве с другими учениками? Что значит, что я должен пребывать в Божьем освящении?
24 Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира.
25 Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня.
26 И Я открыл им имя Твоё и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них.
Мне кажется, что Иисус так переживает за нас, что даже берет на Себя и часть нашей ответственности. Да, пребывание в Боге имеет свои условия. Но Он хочет, чтобы это пребывание было не результатом этих условий, а Его свободным даром!
18:1 Сказав сие, Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошёл Сам и ученики Его.
2 Знал же это место и Иуда, предатель Его, потому что Иисус часто собирался там с учениками Своими.
3 Итак, Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием.
4 Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете?
5 Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его.
6 И когда сказал им: «это Я», – они отступили назад и пали на землю.
7 Опять спросил их: кого ищете? Они сказали: Иисуса Назорея.
8 Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут, –
9 да сбудется слово, реченное Им: «из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого».
10 Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх.
11 Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?
Иисус в саду, который знал и Иуда. Возможно, это было место отдыха и близости Иисуса со своими учениками, — прекрасное спокойное место. И вот в это место врываются силы зла. Иисус один выступает против сил зла, его задача сейчас — уберечь учеников. Он выступает один, спокойно, я бы даже сказал, уверенно. Выступает против всего того зла, которое разрывает этот мир — против лицемерия и предательства, против насилия и самосуда и разъяренной толпы, против злоупотребления властью светской и религиозной. Он выступает не для битвы, ведь князь мира уже осужден. Он делает попытку привести их в чувство простым, но сущностным вопросом. Он понимает, что победа совершится не властью и насилием, а через Его чашу, через победу жизни. «Это Я» или «Я есмь» тут, очень напоминает «Я сущий» в откровении Моисею.
Слава страданиям Твоим, Господи!
Тема для молитвы: ярость и жестокость толпы, линчевание, самосуд. Поразмышлять о людях, у которых предательство и лицемерие, подлость выбили почву из под ног, возможность жить и далее строить свою жизнь.
12 Тогда воины, и тысяченачальник, и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его,
13 и отвели Его сперва к Анне, ибо он был тесть Каиафе, который был на тот год первосвященником.
14 Это был Каиафа, который подал совет Иудеям, что лучше одному человеку умереть за народ.
15 За Иисусом следовали Симон Петр и другой ученик; ученик же сей был знаком первосвященнику и вошёл с Иисусом во двор первосвященнический.
16 А Петр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввёл Петра.
17 Тут раба придверница говорит Петру: и ты не из учеников ли Этого Человека? Он сказал: нет.
18 Между тем рабы и служители, разведя огонь, потому что было холодно, стояли и грелись. Петр также стоял с ними и грелся.
19 Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его.
20 Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего.
21 Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил.
22 Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику?
23 Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?
24 Анна послал Его, связанного, к первосвященнику Каиафе.
25 Симон же Петр стоял и грелся. Тут сказали ему: не из учеников ли Его и ты? Он отрекся и сказал: нет.
26 Один из рабов первосвященнических, родственник тому, которому Петр отсек ухо, говорит: не я ли видел тебя с Ним в саду?
27 Петр опять отрекся; и тотчас запел петух.
Иоанн как-то очень кратко останавливается на суде у Анны. Как будто не верит, что тут может быть что-то важное. Иисус всегда говорил открыто, учил в синагогах и в Храме, куда ходили все евреи — не нужно искать какой-то сокрытый смысл, если хочешь понять, рассудить, важно воспринимать учение Иисуса в непосредственной действительности, в простоте — только тогда возможно свободное решение, внутренняя честность. А тут решение уже принято, Каиафа уже озвучил решение, под которое теперь надо просто «подвести базу». Такие решения сразу ощущаются — в них нет истины, в них не на что реагировать. Как легко утрачивается доверие к авторитету, когда он теряет принадлежность к Истине!
Интересно, что история суда перемежается с историей отречения Петра, как-будто Иоанн хочет провести параллель, высветить что-то важное. Разве Петр перестал любить Иисуса? Не похоже, он ошеломлен, потерял твердую почву, не понимает, на что опереться. И в тоже время все равно хочет быть ближе к Иисусу. Но такая близость, смешанная с осторожностью, не приносит пользы. Похоже Петр перестал пребывать в Иисусе, иметь с ним единство и утратил основание для доверия. И здесь мне видится нечто большее, чем просто история падения Петра — кажется Иисус совсем не осуждает его, даже наоборот: Он предупреждал, чтоб это не было для того сюрпризом. У Петра есть все основания потерять понимание ситуации, однозначность позиции — ведь совсем недавно он был готов драться за Иисуса в саду, но Иисус запрещает ему. Как же тогда себя вести? Вспомним прошлую главу, похоже, в этой ситуации Петр потерял и единство с другими учениками, и освящение и пребывание в Боге. Но Иисус не осуждает Его — Петр и так примет страшное для него наказание (последствие) в невозможности попрощаться, быть в близости с Иисусом в последние для Него мгновения. История Петра — это еще одно наставление, урок для учеников. Вот что происходит, когда теряются сущностные вещи, человек растерян и не знает за что уцепиться. Теряются целостность и направленность. И в этот трудный момент самое ужасное не то, что человек находится в растерянности горе, а то, что в таком состоянии теряется доступ к источнику, который и призван сохранить стабильность и указать путь куда дальше, вокруг чего нужно начать собирать себя заново. Теряется то самое пребывание со Христом. И тогда зло легко находит путь. Какая горькая правда, как часто желание сохранить дистанцию, двойственность внутреннего фундамента, потеря искренности, приводит к потере единства с Богом, а значит и защиты от зла. Как часто отсутствие однозначного решения и верности ему, даже при желании быть близко, идти чуть поодаль, «сохранить лицо», приводит к невозможности встречи и пребывания с Богом, а значит, оставляет незапертой дверь через которую не только утекает сила, но и просачивается зло. Знакомо ли Вам то, о чем я пишу? происходило ли в Вашей жизни нечто подобное?
Слава страданиям Твоим, Господи. Тема для молитвы: заключенные, находящиеся под следствием долгие сроки, несправедливо осужденные, по заказу, для плана, из мести. о коррумпированности судей и всей системы. О людях, которым не хватает смелости, которые не могут принять решение, о тех, кто страдает от непродуктивного чувства вины. О крепости христиан, единстве и возможности обсуждать и делиться духовными проблемами.
28 От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху.
29 Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего?
30 Они сказали ему в ответ: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе.
31 Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого, –
32 да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрёт.
33 Тогда Пилат опять вошёл в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский?
34 Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это или другие сказали тебе о Мне?
35 Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал?
36 Иисус отвечал: Царство Моё не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Моё, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Моё не отсюда.
37 Пилат сказал Ему: итак, Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.
38 Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нём.
39 Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?
40 Тогда опять закричали все, говоря: не Его, но Варавву. Варавва же был разбойник.
История Пилата еще будет развиваться, но пока что можно в ней заметить? Пилат представляет совершенно другой суд. Ему как раз совсем не важно личное отношение — ему важен закон. По закону он ничего достойного смерти в Иисусе не находит. Но важно тут, как мне кажется, что претит личное отношение к ситуации, он не хочет вникать, делать работу сердца. Он предвзят по-своему — ему это дело кажется совсем неважным. Он уклоняется от приглашения в поиск, в личные отношения, когда Иисус спрашивает его: » От себя ли ты говоришь?». Кажется, он устал и разочарован, он уже выбрал свое представление о мире и основание для своего отношения — «Что есть истина»? Конечно у Пилата, сделавшего и военную, и политическую карьеру, прекрасно знавшего жизнь императорского двора, как делаются дела в римской империи, есть все основания делать свои выводы. Но важно тут как раз, что те выводы о мире, которые он сделал, хотя и помогают ему жить и даже чувствовать себя в относительной безопасности, но в то же время закрывают дверь для истины и надежды.
Тема для размышления: Как бы я мог для себя сформулировать, в чем опасность состояния Петра, и в чем Пилата? Как это может быть выражено в категориях современной жизни?
Слава страданиям Твоим, Господи. Тема для молитвы: О людях внутренне выгоревших и разочаровавшихся, ставших циниками. О людях, потерявших способность к личностному общению, заинтересованности в других, тех, кто презрительно относится к другим.