Сегодня нам предстоит прочесть последнюю главу из Евангелия от Иоанна. Благодарю Вас за то, что читали эти строки вместе со мной и были свидетелями моих размышлений. Прошу прощения, если какие-то мои мысли показались для Вас неподобающими, или что-то важное я упустил. Надеюсь, удивительные строки Евангелия от Иоанна поддержали Вас на пути с Богом и углубили понимание основ христианства.
Буду благодарен за обратную связь!
Надеюсь увидеться с теми, кто захочет поступить в колледж «Наследие».
Молодежь московского региона приглашаю в Патриарший центр духовного развития детей и молодежи и Добровольческое движение «Даниловцы».
Может быть, для кого-то из вас будет интересен проект дистанционной катехизации Православный интернет-курс. Это лучший способ дистанционно систематизировать представления о вере, сопоставить веру с жизнью. Рекомендуйте ПИК своим друзьям и знакомым!
Желаю Вам радости и наполненности от жизни со Христом. В добрый путь,
Ваш во Христе,
Дмитрий Иванин
21:1 После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так:
2 были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его.
3 Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего.
4 А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус.
5 Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет.
6 Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить [сети] от множества рыбы.
Евангелие от Иоанна заканчивается там, где и начиналось – в Галилее. Месте, где больше всего проповедовал Христос, где больше всего Его проповедь принимали. Но главное, окрестности галилейского озера – это места, где Иисус учил своих ближайших учеников быть с Ним и в Нем, где вместе они переживали самые близкие моменты. Кажется, что удивительные истории закончились, и все снова вернулось на круги своя. Похоже, что Петр и ученики не понимают, что делать дальше, и утешаются в привычном труде. У них уже есть опыт пребывания в Иисусе, поэтому и простая трудовая жизнь кажется им духовной, даже священной.
Евангелие от Иоанна заканчивается там, где и начиналось – в Галилее. Месте, где больше всего проповедовал Христос, где больше всего Его проповедь принимали, но главное окрестности галилейского озера – это места, где Иисус учил своих ближайших учеников быть с Ним и в Нем, вместе они переживали самые близкие моменты. Кажется, что удивительные истории закончились и все снова вернулось на круги своя. Похоже, что Петр и ученики не понимают, что делать дальше и утешаются в привычном труде. У них уже есть опыт пребывания в Иисусе, поэтому и простая трудовая жизнь кажется им духовной, даже священной. И в этой жизни им открывается Христос. В благословении их труда, в послушании ему, в их общине, в простой дружеской трапезе.
7 Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, — ибо он был наг, — и бросился в море.
8 А другие ученики приплыли в лодке, — ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, — таща сеть с рыбою.
9 Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб.
10 Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали.
11 Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, [которых было] сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть.
Эта история полна и красивейших символов, и глубокого пророческого опыт. Бытовало мнение, что 153 — это число известных народов, населявших в то время землю. Ученики снова призваны быть «ловцами человеков», но это возможно, только когда с ними Иисус, и они находятся в послушании Ему.
12 Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты?, зная, что это Господь.
13 Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу.
14 Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых.
И снова мы видим образ трапезы как места общения Иисуса и учеников, снова видим хлеб и рыбу, которых когда-то для миссии Иисуса, точнее, реализации Его любви и заботы, предоставили люди. Иисус же показал, как жертвенность, вера и взаимное служение приводят к чуду, к такому умножению, что все насыщаются, и даже остается с избытком. Это ли не образ Церкви?!
15 Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? [Петр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. [Иисус] говорит ему: паси агнцев Моих.
В греческом тексте используются разные глаголы любви. Агапао – это любить жертвенно, быть верным Завету, как верен Сам Бог. Филео – это просто быть другом.
Иисус говорит: любишь ли Меня в высшем смысле, и больше, чем другие? Но при этом обращается к нему не новым именем, Петр, а по-старому, до призвания в ученики, Симон Ионин.
Когда-то Петр уже говорил, что если и все оставят Иисуса, то он не оставит. И, конечно, этот опыт глубоко ранил Петра, он вряд ли был бы способен на служение в таком состоянии. Возможно, Иисус показывает, что Он хочет исцеления Петра и готов исправить эту историю, дать все начать сначала. И Петр усвоил урок — он скромно отвечает: Ты знаешь, что я Тебе друг.
16 Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? [Петр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. [Иисус] говорит ему: паси овец Моих.
Второй раз Иисус уже не предлагает Петру сравнивать себя с кем-либо. И снова Петр слышит: заботься о Моем стаде.
17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
В третий раз Иисус меняет глагол и спрашивает: а друг ли ты Мне. И тут Петр плачет. Ты все знаешь. Ты знаешь, что друг.
Трижды Петр отрекся. Трижды ему дано исповедать свою верность Иисусу. После этого он полностью восстановлен.
18 Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.
19 Сказал же это, давая разуметь, какою смертью [Петр] прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.
20 Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?
21 Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?
22 Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе [до того]? ты иди за Мною.
23 И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе [до того]?
24 Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.
25 Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.
Мне кажется, что вся эта глава не только про Иисуса и учеников. Она о Церкви. При этом, Иисус тут не говорит ни слова » по делу» — не дает наставлений или заповедей. Это духовное завещание Иисуса и, скорее всего, духовное завещание, опыт Церкви самого Иоанна.
Церковь – это лодка, где собраны ученики. Лодка бесплодна без Иисуса, даже если выполняет заповеданную им миссию. В общине учеников важно единство, важна любовь. И в ней у каждого есть своя роль и свой талант. Петр – лидер, решительный и действенный, но узнать Иисуса помогает именно Иоанн. Иоанн – любимый ученик, он любит Иисуса, ему поручена Пресвятая Богородица. Любовь учеников к Иисусу и друг-другу позволяет Церкви пребывать в Иисусе, быть Его свидетелем, быть и в истине и пребывать. Любовь к Иисусу и его общине — вот то что должно пребывать в Церкви.
Именно любовь к Иисусу открывает путь для Петра. Петр восстанавливается в своей роли Кифы – камня, опоры Церкви. Иисус восстанавливает и прежние отношения с Петром, и его особую миссию. Петр призван идти за Иисусом, жить Его жизнью. Петр прошел нелегкий путь, и именно этот путь, теперь с опытом большого смирения, дает ему возможность любить и с любовью пасти стадо.
Возможные темы для размышления: Какую сторону учения о Церкви раскрывает эта глава? Почему она поставлена самой последней? Почему кажется такой важной для Иоанна? Как все это связано со свидетельством и истинной?
Иногда кажется, что всего этого возвышенного и красивого трудно увидеть в окружающей меня Церкви, но какое духовное завещание для себя я могу вынести из этой главы? Как изменилось мое понимание Церковной жизни после прочтения Евангелия от Иоанна?