Мф. 2:13-23
13 Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. 14 Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, 15 и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.
16 Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. 17 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: 18 глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.
19 По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте
20 и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. 21 Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.
22 Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские 23 и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.
- Вам случалось срочно переезжать куда-то с детьми? Как вы ощущали себя? Какие примеры из истории вам приходят в связи с этим?
- Как вы думаете, что могло приходить на память древнему читателю из евреев, когда он слышал:
- имя Иосиф,
- путешествие в Египет,
- гибель младенцев,
- выход из Египта в землю Израилеву?
- В чем события и герои древних историй параллельны или отличны от Евангельской истории?
- О чем вам говорит 15 стих?
- ст.16-18. Матфей не говорит, что стало с этими младенцами. По толкованию Златоуста, это первые мученики, но почему им уготована такая судьба – только Бог знает. Похоже, для евангелиста важнее другое: власти этого мира не только не готовы принять Христа, но отвечают Ему ожесточением. Позднее этот мотив будет развиваться в Откр.
- Но только ли о властях идет речь? Похоже, что весь наш мир погряз в грехе, страдании – и ему и сейчас также нужен Спаситель. Не бывают ли и обычные люди в чем-то похожи на Ирода, стремясь сохранить власть над своей жизнью, пропитанной грехом, только чтобы не впустить туда Христа?
- Цитата из Иеремии, меж тем, содержит не только печаль; более широкий контекст обещает надежду и спасение ( см. Иер. 31:15-35, особ. ст. 22 как возм. пророчество о Марии и 31-35 о заключении Нового завета!).
- Как должен был ощущать себя в этих ситуациях Иосиф? Какова его роль в жизни Иисуса? Подумайте о своих родителях. Какова их роль в заботе о вас, вашем возрастании?
- Как бы вы описали Иосифа, главные его качества? В чем вы похожи или не похожи на него?
- «Назорей» можно понять трояко:
- наречется «нецер», т.е. отрасль Иессея, отца Давида (см. Ис. 11:1),
- наречется назореем, спасающим Израиль (как в Суд. 13:5) и чистым, отделенным от всякого греха (см. Числ. 6:1-21),
- «нецер» также может означать «освящение» первосвященника (см. Лев. 21:12).
- Как это помогает вам в понимании того, кем является Иисус?
- Что вы можете сказать о Боге из этого отрывка?
- Меня тронуло размышление одного из современных комментаторов: «Когда мы встречаемся с пострадавшими людьми, несчастьем и смертью, мы должны вспомнить об этой Евангельской истории. В наших силах – молиться и помогать. Если мы служим Иисусу, это не может нас не касаться».
- PS. Исследователи спорят об историчности данного отрывка, прежде всего, из-за того, что его трудно согласовать с повествованием Луки. Вместо того, чтобы концентрироваться на этом вопросе (есть аргументы как в ту, так и другую сторону), лучше попробовать понять, что хотел нам сказать Матфей этим текстом.
Чтобы не пропустили! Ночное открытие (когда готовил эти материалы). Когда Матфей 2:18 цитирует Иеремию, 31:15, про плач Рахили, он говорит о нечто ГОРАЗДО большем, потому что он нам только дает намек, чтобы мы дочитали текст до конца. А если мы прочтем эту главу хотя бы до 35 стиха, мы увидим:
а) что речь идет не о плаче, а о надежде (!) освобождения,
б) что в этой главе можно усмотреть пророчество о матери Иисуса (31:22, жена спасет мужа!!),
в) что в этой главе говорится о (!!!) заключении Нового Завета (31:31-35).
Поражаюсь литературному гению Матфея! Такое можно написать только Духом!
Читая цитаты из Ветхого Завета в Евангелии, не ленитесь посмотреть их контекст!
В докладе на конференции по Марку проф. Мюсснер доказывал, что уже в Мк. 1:3 зашито все Евангелие от Марка, потому что это цитата из Ис. 40, а в дальнейших главах речь пойдет как раз о грядущем Отроке Господнем, которого никто не узнает, но который совершит искупление грехов — и это соответствует плану Марка. У него были и др. аргументы в связи с использованием архе в греч.историях. Я ему не вполне поверил, но вот на этой цитате Матфея убеждаюсь, что Мюсснер мог быть очень даже прав!