Матфей Бедняк (Матта́ Эль-Мески́н).
Матфей Бедняк — один из духовных лидеров Коптской Церкви ХХ века. В 1949 г. он, преуспевающий фармацевт, услышал призыв Господа полностью посвятить свою жизнь Богу, и, пожив немного в монастыре, ушел в пустыню на 12 лет. Постепенно к нему присоединились и другие братья, а в 1969 г. тогдашний глава коптской Церкви призвал эту общину восстанавливать монастырь св. Макария, который впоследствии стал центром духовного возрождения всего Египта. О. Матфей широко известен как богослов и духовный наставник, был одним из кандидатов на престол Коптской Церкви.
Перевод подготовили студенты колледжа «Наследие»: Ольга Терпугова, Марина Коледа, Сергей Сарвадий. Ред. Владимир Стрелов. По изданию: Matthew the Poor, The Communion of Love. St. Vladimir’s Seminary Press, New York, 1984, ch. 1, How to Read the Bible.
Наше общение – с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом.
1 Ин. 1:3
Как христиане, мы ощущаем это общение в глубине нашего сердца, общение любви и жизни с Отцом и Сыном в Духе Святом.
о. Матфей Бедняк
Библия по отношению к читателю
Библия – совершенно особая книга. Все остальные книги написаны людьми. В Библии же не только отдельные высказывания и заповеди принадлежат Богу, но она вся целиком написана по Его божественному вдохновению. Можно сказать, что это книга Самого Бога, которая дана нам, чтобы вести нас в вечную жизнь.
Хотя беседы, истории, сюжеты и различные события Ветхого и Нового Заветов разворачиваются вокруг человека, на самом деле за всем этим стоит Бог, и через это Библия раскрывает Его для нас. Конечно, жизнь одного поколения, или содержание одной книги, или даже описание продолжительного периода истории не дадут нам увидеть всю картину целиком. Приходится рассказывать о пяти тысячах лет отношений Бога и Его народа, чтобы передать хотя бы в упрощенном виде представление о Боге, да и такой рассказ требует великих усилий библейских авторов. А все для того, чтобы никто не был лишен возможности узнать о Боге, в любую эпоху воспринять нечто, что удовлетворит его жажду. Когда это происходит, ищущий вдруг оказывается подхваченным таким потоком радости, что кажется: я наконец узнал Бога и полностью постиг Его.
Однако всякий, кто по дерзости ума попытается лишь своими силами преодолеть человеческую ограниченность и постичь образ Бога в полноте, обречён на неудачу. Такой человек теряет возможность понять даже самые простые вещи, соответствующие его мере. Ведь Бога, Чьи дни не имеют ни начала, ни конца, Кто есть само совершенство, познать неизмеримо трудно. Мы можем познавать Его – это правда, – но Его совершенство неизмеримо глубоко, как и все Его дела.
Библия не только знакомит нас с Богом, раскрывает Его, но и в то же время подготавливает нас, чтобы внутренне принять Его. Хотя внешне нам может казаться, что это мы прокладываем свой путь к Богу, по-настоящему это Бог приходит к нам, как Возлюбленный, как глубоко любящий Отец – и это так радостно, так удивительно! «Кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23). Вот почему Господь повелевает нам подготовить наши сердца к Его благословенному пришествию. «Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё: буду петь и славить» (Пс. 56:8).
Итак, мы видим, что вся Библия таинственным образом раскрывает для нас Бога, подготавливая к тому, чтобы принять Его в сердце, и с этого момента жить вместе с Ним. И это, в свою очередь, готовит нас к концу времён, когда Бог явится открыто, и мы встретимся с Ним лицом к лицу, чтобы жить с Ним вечно.
Читатель по отношению к Библии
Есть два способа чтения Библии.
Первый – когда человек читает, и своими силами, своим разумом «контролирует» текст, пытаясь подчинить смысл текста своему собственному пониманию, и затем сравнивает это с пониманием других людей.
Второй способ – когда человек ставит текст «выше» себя и пытается привести свой разум в подчинение его смыслу. Он даже ставит текст судьей над собой, считая его высшим критерием истины.
Первый способ подходит для чтения абсолютно любой книги, будь то научная работа или художественное произведение. Второй совершенно необходим для чтения Библии. Первый способ даёт человеку власть над миром, и эта роль для человека вполне естественна. Второй способ уступает власть Богу как премудрому и всемогущему Создателю.
Но если человек перепутает, каким способом что читать, он потеряет преимущества и того, и другого подхода. Если он читает научные или художественные книги так, как необходимо читать Евангелие, он умаляет себя, теряет способность научно познавать мир, а его достоинство по отношению к другим творениям уменьшается.
А если он читает Библию, как читают научную литературу, он начинает воспринимать Бога как кого-то незначительного; Божественное бытие кажется ему ограниченным, и изумление перед Ним угасает. У нас появляется ложное чувство превосходства по отношению к божественному – то самое запретное чувство, что овладело Адамом на заре истории.
Духовное понимание и рассудочное запоминание
Вот почему мы читаем Библию ради того, чтобы понять ее, а не для того, чтобы ее учить, изучать и исследовать. Библия дана нам для того, чтобы мы ее понимали, а не ради исследовательских целей. И сейчас будет уместно показать разницу между духовным пониманием и рассудочным запоминанием.
В центре духовного понимания – божественная истина, которая должна быть принята человеком. Она раскрывается не сразу, но, появившись на горизонте понимания, растет, пока не заполнит собою всё. Если ум добровольно подчиняется этой истине, она продолжает проникать все глубже, и ум может развиваться вместе с ней бесконечно. Апостол Павел молился о том, чтобы его читатели могли «уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы …исполниться всею полнотою Божиею» (Еф. 3:19). Из этого стиха понятно, что знание Бога, Его любви и божественных предметов неизмеримо выше обычного человеческого познания. Поэтому бесполезно и глупо «изучать и исследовать» человеческими средствами то, что относится к Богу, в надежде постичь это и подчинить интеллекту. Напротив, это мы должны склониться перед Божьей любовью, чтобы наш ум мог открыться божественной истине. Только тогда мы будем готовы принять это превосходящее разумение, «чтобы вы, укоренённые и утверждённые в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что́ широта и долгота, и глубина и высота» (Еф. 3:18).
Для человека, опирающегося на свои интеллектуальные силы, будет естественно двигаться от подчинения истине (через понимание) к власти над ней, к обладанию ею. Разум шаг за шагом исследует истину, пока не окажется на одном уровне с ней. Затем мало-помалу он возвышается над ней до тех пор, пока не сможет полностью контролировать её. По собственному желанию он может вызывать истину из памяти, повторять ее, — как будто истина принадлежит ему. Таким образом, интеллектуальное запоминание – это процесс вычленения истины, её обобщения, поиска наиболее точного её определения, чтобы разум смог впитать её и убрать «на хранение».
Как мы видим, это процесс, обратный духовному пониманию. Духовное понимание расширяется по мере познания истины, и истина, в свою очередь, раскрывается во «всю полноту Божию» (Еф. 3:19), до бесконечности. Умственное запоминание ограничивает божественную истину, лишает её силы и глубины. Поэтому оно не подходит для чтения Библии и приносит лишь минимальные результаты.
Духовное запоминание
Но есть ещё один способ запомнить слово Божие. С его помощью мы можем вспомнить и осмыслить текст, — хотя это будет не так и не тогда, как нам захочется, а, скорее, тогда и так, как захочет Бог. Это духовное запоминание, и Бог дарует его через Своего Духа тем, кто понимает Его слова: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам» (Ин. 14:26).
Бог даёт духовное понимание тем, кто искренне и честно просит о том, чтобы узнать Его, и через это их разум открывается к пониманию (см. Лк. 24:45). Также и духовное запоминание даётся тем, кого Бог удостоил быть Своими свидетелями. Когда Дух Святой приводит нам на память определённые слова, Он не просто напоминает нам текст библейского стиха: Он раскрывает его широту и глубину, даёт мудрость, которой невозможно противостоять, и духовную силу, чтобы показать все славу и силу Божию, присутствующую в слове. А вместе посылается и уязвляющий сердце дух укорения[1].
Таким образом, существует огромная разница между механическим запоминанием и напоминаниями от Святого Духа.
Впрочем, мы и сами должны быть готовы к духовному памятованию, сердце следует держать в постоянном осознании Слова Божия. Это достигается через частое размышление над словом, и сохранение его в сердце (чему способствуют любовь и восторг, которые рождаются в процессе чтения). «Обретены слова Твои, и я съел их» (Иер. 15:16), и они были «лучше мёда устам моим» (Пс. 118:103). Мы можем постоянно повторять себе: «и о законе Его размышляет он день и ночь» (Пс. 1:2), и каждый раз, когда находим ценное слово, мы можем запечатлеть его в сердце: «В сердце моем сокрыл я слово Твоё, чтобы не грешить пред Тобою» (Пс. 118:11). Ведь и Бог наставляет нас говорить о словах сих «сидя в доме твоём и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими» (Втор. 6:7, 8).
Есть люди, которые повторяют слово Божие и размышляют над ним, потому что оно сладостно и полезно душе, радует их сердце и успокаивает дух. И есть те, кто размышляет над словом, чтобы потом цитировать его перед другими, выступая в роли учителя и искусного служителя Евангелия. Между первыми и вторыми есть огромная разница. В первых слово пребывает, потому что оно воспитывает сердце и помогает строить отношения с Богом. У вторых слово просто переходит в память ума, становится лишь средством для построения отношений с другими людьми. Таким образом, если человек пытается читать Библию и запоминать ее, чтобы учить других и свидетельствовать на словах, но прежде сам не покорился божественной истине, не живёт по ней и не открывает свой разум для духовного понимания, — то он получает лишь знания, а свидетельство его останется бесплодным. Неважно, сколько библейских стихов и богословских построений он приведет, пусть даже это будет сделано с величайшим искусством, – Дух оставит его. Худший способ пользоваться Библией – это пользоваться ей как источником цитат для подтверждения чего-то иного.
Духовное понимание изречений, заповедей и поучений Божиих – это наша дверь в тайну Евангелия: «Вам дано знать тайны Царствия Божия» (Лк. 8:10). И признаком такого духовного понимания является то, что внутри себя мы ощущаем неиссякаемый источник духовных прозрений о слове Божием, и видим внутреннюю связь духовных истин между собой. У нас появляется способность соотносить один отрывок с другими, ощущать гармонию, так что Евангелие начинает восприниматься как единое целое.
Но не только те, кто провёл за чтением Библии долгие годы, достигают такого восприятия. Бывает, что такое понимание даётся человеку всего лишь после нескольких месяцев, так что, используя лишь немногие знакомые ему стихи, человек начинает ревностно свидетельствовать о Боге с такой искренностью и силой, что это привлекает сердца других к Богу. Такому человеку достаточно лишь однажды прочитать стих, чтобы он неизгладимо отпечатлелся в его сердце, ибо слово Божие духовно. Оно в некотором смысле само есть Дух, как говорит Господь: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин. 6:63).
Практическое введение в понимание Евангелия
Невозможно войти в Евангелие, используя рассудочные средства познания, потому что Евангелие духовно. Нужно прежде покориться ему и жить им Духом Святым, — только тогда оно становится понятным. Если человек, живущий вне Евангельского пути, попытается понять его, он преткнется и падёт. А если он посмеет учить Евангелию, то станет камнем преткновения для тех, кто за ним последует. Но если у человека есть подлинная, ревностная, пламенная любовь и полное послушание Богу, и он в точности выполняет хотя бы одну из евангельских заповедей, — то он входит в тайну Евангелия, даже не осознавая этого.
Когда мы начинаем жить по Евангелию, первое, что мы обнаруживаем, – это то, что Бог верен в исполнении Своих обещаний, мы это ощущаем в собственной душе. От этого в нас рождается жажда получить искру живой веры, которая вселяется в сердце и возжигает там великий огонь любви Божией и трепета перед Ним. Мы приобретаем все больше духовной опытности, и наше понимание Евангелия углубляется в зависимости от того, насколько верно и точно мы исполняем евангельские заповеди.
Когда мы готовы искренне и смиренно стать послушными Богу, это можно считать началом подлинного пути познания Бога. Но такое послушание рождается только в сердце, которое не осквернено лукавством, лицемерием, стремлением порисоваться перед другими, получить от них одобрение, или добиться определенных результатов. Наши намерения проверяются искушениями, когда мы стараемся исполнять заповеди, и помощь приходит в соответствии со степенью нашей веры и настойчивости. И, когда мы получаем помощь, наше доверие возрастает, а знание Бога и путей Его становится твёрже.
Подводя итог сказанному, духовное понимание Евангелия и Бога является результатом того, что у нас формируются отношения с Богом через послушание Его заповедям. Это не просто понимание текстов и стихов, но понимание силы слова и знание бьющей из него жизни, — и это основано на опыте, доверии, очевидных свидетельствах и непоколебимой вере в Бога.
Замечательный пример чтения и понимания Евангелия
Величайшая заповедь, в которой мы можем ощутить действие промысла Божьего и через исполнение которой мы можем стяжать духовную силу, открывающую нам тайны Библии и освещающую наш дальнейший путь, — это оставить всё и следовать за Христом. В нее вмещается всё Евангелие! Именно этот стих услышал святой Антоний. Глубоко тронутый этим словом, он исполнил его в точности и со всей решимостью, и через это приобрел жизнь, соответствующую Евангелию, понимание и знание Библии, поражавшие учёных и богословов, как мы знаем от свт. Афанасия Великого, — и это несмотря на то, что преп. Антоний не умел ни читать, ни писать.
Многие из отцов следовали тем же путём, и такие же удивительные изменения происходили в них. Они достигли высот познания Библии и Бога, стяжали искусство духовного руководства, хотя сами были неграмотны. Среди них были великие аскеты Памва и Пафнутий, ученик Макария Великого, о котором Палладий говорит, что у него был дар знания и искусного толкования священных книг, хотя сам он не умел читать и писать.
И многие другие жившие в миру мужчины и женщины, образованные и необразованные, вошли в тайну Евангелия через одну из заповедей, например, через добровольную бедность и простоту жизни, через доверие Богу, отказ от надежды на богатство, когда вера в Бога становится выше всех иных соображений. Через это они вкусили чудеса Божьи, и Бог открыл им ум для познания тайны Своего промысла. Они постигли слова Божьи, ибо опытно прожили и исполнили их. Благодаря этому они смогли благовествовать с большой верой и мужеством.
Иные вошли в тайну Евангелия через отказ от удовольствий мира и пустого времяпрепровождения. Они ощутили силу слова Божьего и нашли в нем великое утешение и радость. Им открылось, как человек может более жить словом Божиим, чем едой или лекарствами. Они познали Бога и вкусили Его, и Его слово просветило их сердца.
Третьи вошли в тайну Евангелия через жертву, отдавая деньги, силы или время на служение бедным, обездоленным, страдающим, угнетённым горем. Не афишируя это, они решительно отдавали всё, чем владели, и терпели все, что могли понести. Они познали Евангелие и заповеди Господни, приняли и поняли их, но это понимание сильно отличается от того, что рождается посредством размышлений о красоте слов или выяснения их смысла. Это, скорее, то понимание, которое проистекает из опыта и становится жизнью вечной, поскольку так и создаются живые отношения со Христом.
Академическое и практическое размышление
Размышлять над Евангелием можно в академическом, научном ключе, или практически.
Академическое размышление имеет дело с идеями, которые возникают в результате изучения, исследования стихов, выяснения их смысла и взаимосвязи. Читатель делает выводы путём логических построений и дедукции.
Практическое размышление приходит через вдохновение, которое душа воспринимает в результате опыта, испытаний, борьбы с истиной и за истину, когда она следует евангельским заповедям. Все это дополняется просвещением и внушениями Духа. Они даются тогда, когда приходит для этого время; при этом возможно, что у нас вовсе и не было предшествующих знаний о том, что нам открылось.
Академическое изучение возбуждает разум, но не трогает дух. Оно заставляет слушателя желать истины, но не показывает, как войти в неё. Оно дает нам представление о Боге, но не в силах помочь встретиться с Ним. Академическое размышление само по себе полезно, но без практического применения оно ведет лишь к формальному богопочитанию и к ложному, чисто интеллектуальному отношению к Евангелию. «Люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мк. 7: 6).
К сожалению, сейчас именно этот тип чтения, понимания, объяснения и научения преобладает как в нашей Церкви, так и во всём мире. Евангелие сведено к тому, чтобы служить лишь источником цитат и доказательств. А идеи, которые в нём содержатся, стали тезисами для проповедей и научных статей. Изучение Евангелия стало надёжным путем для достижения известности, учёных степеней, славы в глазах мира сего, — и это несмотря на то, что в своей основе Евангелие и евангельская истина враждебны популярности и ложному мирскому знанию, враждебны славе этого мира.
Церковь многое теряет, когда отказывается от практического подхода в изучения Библии и низводит его до уровня академической дисциплины.
Что касается практического размышления над Библией, то здесь Божественная истина приобретается, или, лучше сказать, даруется через послушание заповедям, которые исполняются втайне, и сердце с верою льнет к Богу в подобающем трепете и подлинном смирении. Это становится основой для живой и надежной связи с Богом.
Благодаря практическому размышлению внутренняя жизнь человека с Богом выстраивается так, что его слова, мысли и духовные советы осеменяются, наполняются божественной силой. Буквально через одно единственное слово он может донести истину до слушателя, — как это делали Отцы, которые проживали Евангелие всем своим сердцем, разумом и силами. Пусть их речь не блистала красноречием или обилием высоких размышлений, но они передавали другим тайны Божии, и могли пробудить в своих слушателях новую жизнь.
В историях об отцах-аскетах четвертого и позднейших веков постоянно встречается следующий образ наставления. Молодой монах приходит к опытному отцу и говорит: «Скажи слово, чтобы жива была душа моя». Старец отвечает ему довольно кратко, но благодаря его личному опыту и благодати, сопутствующей слову, это краткое наставление дает молодому монаху достаточно сил, чтобы жить и преодолевать все трудности, с которыми он сталкивался. Это самая верная иллюстрация того, как следовало бы понимать и проповедовать Евангелие. Как подходят сейчас нам слова Господа: «Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» (Ин. 13:17).
Простая жизнь на практике и её сила
Когда мы обращаемся к первым дням жизни Церкви, нас поражает ее сила, в особенности, только что основанных молодых христианских общин. Их членами были простые и малообразованные люди, — рукописи были доступны очень немногим. Они только пришли вере во Христа, и языческое прошлое по-прежнему могло оказывать на них глубокое влияние. Но, несмотря на это, их духовная жизнь, проявления веры, любви и ревности остаются прекрасным примером живой жизни по заповедям Евангелия. Это пример понимания на практике, что значит вечная жизнь, Царство Божие, жизнь по вере, умирание для мира, верность Христу, ожидание Его второго пришествия, и вера в воскресение. Даже сегодня мы всё ещё опираемся на их веру и предание. Однако мы с трудом понимаем обращенные к ним послания, которые они не только понимали с лёгкостью, но и жили в соответствии с ними.
Секрет в том, что эти люди старались жить тем, что они слышали. Всякую заповедь, которая ложилась на их верное сердце, они были готовы искренне исполнить. Все слова Христа глубоко входили в ткань их повседневной жизни. Всё Евангелие переводилось на язык жизни и труда.
Эти простые люди понимали Евангелие. Они понимали, что это жизнь, которой надо жить, а не принципы, о которых можно просто рассуждать. Они отказывались понимать Евангелие только на теоретическом уровне. Даже сегодня верные ученики Христа всё ещё черпают жизнь для себя из живого источника опыта этих христиан первого века.
Эти ранние общины, горящие любовью ко Христу, не имели символа веры, святоотеческих трудов и глубокой экзегетики, но те несколько слов Христа, которые достигли их слуха, немедленно стали их символом веры. Для этих людей Его слова не требовали объяснения, научения и истолкования, но их нужно было, как им представлялось, прочувствовать и прожить. Через собственный опыт они открывали силу этих слов и постигали содержащиеся в них тайны. И так их ревность, любовь и вера во Христа и Евангелие могли возрастать.
Когда они слышали «Блаженны нищие духом», они продавали всё своё имущество и приносили деньги к ногам Апостолов.
Когда они слышали «Блаженны плачущие ныне», они презирали усталость и страдания в служении Господу.
Когда они слышали «Блаженны изгнанные за правду», они были готовы терпеть жесточайшие унижения, оскорбления и нападки.
Когда они слышали «Бдите и молитесь», они собирались в катакомбах, чтобы всю ночь бодрствовать и молиться.
Когда они слышали «Любите врагов ваших», они не оказывали сопротивления своим гонителям, ни активного, ни даже пассивного[2], но склоняли свою шею перед мечом в смирении и послушании, чтобы прославить слова Христа.
Именно это для них было смыслом чтения и понимания Евангелия. В них родились голод и жажда по Божией праведности, и поэтому в них особенно действовал Дух Святой. Он давал силу их словам, укреплял сердца, поддерживал в слабости, вёл в темноте, утешал в скорби, сопровождал их до тех пор, пока они с великой славой не предавали свой дух в руки Создателя.
Читать и применять – или просто читать
Чтение не принесет нам пользы, понимание останется бессильным, а запоминание будет просто повторением пустых слов, — до тех пор, пока мы не начнем исполнять заповедь, и слово не станет законом нашей жизни – чего бы это не потребовало с нашей стороны: перенесения трудностей, поношений, самопожертвования. Господь Иисус говорит даже больше: тот, кто читает и понимает Его слова, но не повинуется им, потерпит крушение и понесёт большие потери, подобно человеку, построившему дом на песке. «А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7:26-27).
Возможно, вы согласитесь со мной, что лучше бы ему ничего не строить, не слышать, не изучать и не знать.
Такова была жизнь фарисеев и саддукеев. Они хотели постоянно исполнять Закон, искусно объясняли и толковали заповеди, педантично исследовали законы, — но при этом они уклонились от истины и простоты в Духе, и плодом это были мертвые дела и жизнь как в духовной пустыне. «И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как
самого себя». Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить» (Лк. 10:25-28).
Господь сравнивает тех, кто слышит слово и исполняет его, с теми, кто строит дома на камне, скале. Иными словами, сила слова полностью зависит от того, как оно исполняется, и особенно явно нам дается познать силу и помощь Божию в трудностях и опасных ситуациях. Здесь столь же важны таинственная помощь от Духа Святого и искреннее послушание евангельским заповедям. Слово в устах человека, если он действительно живёт им, похоже на дом, построенный на камне; такой человек тверд и ничего не страшится. «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне» (Мф. 7:24-25).
Хочется сказать – и, возможно, вы присоединитесь к этому: «О, если бы и мой дом был построен на камне! Вот бы и мне читать, понимать и знать Евангелие для того, чтобы жить им, а не ради досужих разговоров, проповедей, обсуждений и размышлений!»
Прискорбный пример великого знания без действия
Валаам, будучи провидцем, мог предвидеть будущее и обладал пророческим даром. Он мог бы слышать и говорить о великих делах Божиих. Но он был отвергнут Богом, и его пример – страшное предупреждение тем, кто говорит слово Божие, кто способен открывать тайны и изрекать истинные пророчества, кто произносит благословения и приносит жертвы, как Валаам, — но чье сердце нечисто и втайне далеко от Бога. Прислушайтесь к тому, что Валаам говорит о себе: «Говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, говорит слышащий слова Божии, имеющий ведение от Всевышнего, который видит видения Всемогущего, падает, но открыты очи его» (Числ. 24:15-16). Увы, всех этих даров было недостаточно, чтобы отвратить сердце Валаама от жизни во зле. Как свидетельствуют святые апостолы в Послании Иуды, во Втором послании Петра и в Откровении Иоанна, Валаам впал в серьёзное прегрешение. Хотя видимым образом он и благословил народ Божий, втайне он действовал против него, подавая злые советы и получая награду за этот грех.
Валаам достиг высочайшего уровня знания и понимания, доступных духовному человеку, ему были открыты видения и давались пророчества. Но он вел себя ничуть не лучше, чем самые злые и коварные люди. Его пример ясно показывает: если человек знает духовные вещи и учит им, поднимаясь даже до пророческого уровня, но этому не сопутствует жизнь в святости, целостное и богобоязненное поведение, — то это не спасает от проклятия и смерти, которыми завершилась жизнь Валаама.
«Итак, наблюдайте, как вы слушаете »
Перед тем как читать Библию или слушать слово Божье, загляните внутрь себя, есть ли в вас место для слова Божия. Здесь мы возвращаемся к излюбленной притче о сеятеле:
«…а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» (Лк. 8: 12-15).
«Итак, наблюдайте, как вы слушаете» (Лк: 8, 18).
В отношении к Евангелию люди делятся на четыре категории. Это не нужно подробно объяснять, потому что Господь Иисус Сам изъяснил это. Давайте же посмотрим, как, по слову Господа, нам должно слушать. Можно ли слушать сердцем, которое привыкло весь день проводить у дороги? Подойдет ли для слушания слова сердце, в котором нет глубины, потому что ему страшно остаться наедине с собой и исследовать свою жизнь? Или сердце, для которого деньги – лучшая страховка на черный день? Сердце, постоянно обременённое какими-то заботами, в большинстве случаев воображаемыми?
Наблюдайте, как вы слушаете Евангелие. Кажется, Господь хочет сказать, что мы слушаем, скорее, сердцем, чем ушами, и что внутренняя жизнь влияет на слово Божье, либо уничтожая, либо взращивая его, чтобы оно могло раскрыться, как прекрасный цветок. Так что, если кто-то хочет хорошо расслышать слово, понять его, крепко удержать в честном и добром сердце, тот должен внутренне подготовиться, подготовить свое сердце – верностью Богу, собственным словам и обетам, — чтобы слово могло надёжно укорениться. Никто не сможет понять, что он слышит в слове Божием, если он не будет до конца честен перед Богом и не будет готов подчинить (предать) Богу всю свою жизнь: все, за что он ответствен, свои интересы, средства, мысли о будущем, свое достоинство, — положив их к ногам Господа.
Ибо, если ты боишься будущего, как ты поймешь, когда Господь говорит: «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне» и «не заботьтесь для души вашей» (Мф. 6:34, 25)? Как, заботясь о почестях, можно понять крест? Как, боясь болезни и смерти, можно понять воскресение?
Каждый, кто спрашивает, как читать Евангелие, по сути, спрашивает о том, как наследовать вечную жизнь, а любой, кто ищет ее, должен сначала четко определиться в своем отношении к жизни нынешней!
Искушение забывчивостью
Никто не описал это искушение лучше, чем Иаков, брат Господень. Человека, который слышит слово Евангелия и забывает его, он уподобляет тому, кто рассмотрел своё лицо в зеркале и сразу же забыл, как выглядит. Действительно, тот, кто пренебрегает услышанным словом, немедленно теряет здравое самовосприятие.
Есть люди, которые слушают Евангелие, принимают слово и хранят его в сердце. Они постоянно помнят полученное наставление, держат его перед собой как зеркало, чтобы непрестанно исправлять по нему свои слова, мысли и поступки.
Другие же слушают Евангелие, но внутри у них не остаётся ни слова из того, что они услышали. Их сердце забывчиво и безответственно. Они озабочены делами, которые для них важнее Евангелия и вечной жизни, — например, работой, переживаемыми трудностями, удовольствиями и заботами, которые могут даже казаться богоугодными. А иногда в сердце вообще ничего нет, и это тоже большая беда: пока человек читает Евангелие, он переживает, вздыхает и даже плачет, но потом увлекается обычными делами и забывает свои вздохи и слезы. Такой человек может думать, что не властен над своей забывчивостью, — но это психологическая уловка. Правда в том, что душа хочет забыть Евангелие, потому что оно человеку не нравится.
Можно ежедневно читать Евангелие, и при этом чувствовать непреодолимую пропасть между тем, о чем читаешь, и тем, как живешь. Эта пропасть возникает из-за забывчивости. Время проходит, а чтение Евангелия не становится более сильным и действенным, жизнь не только не меняется, но нет даже и намека на движение вперёд.
Такую забывчивость апостол Иаков считает самообманом.
«… в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души. Будьте же исполнители слова, а не слушатели только, обманывающие самих себя. Ибо кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел – и тотчас забыл, каков он» (Иак. 1: 21-24).
Необрезанные уши
Это важное определение духовной жизни использовал святой первомученик Стефан по отношению к людям, собравшимся судить его. Он видел, как они, желая достичь собственных целей, противятся Святому Духу.
«Вы, жестковыйные, необрезанные сердцем и ушами, вы всегда противитесь Святому Духу» (Деян. 1:51).
Святой Дух говорит с нами через Евангелие, но Его голос можно услышать только обрезанным ухом, ухом, с которого сняли крайнюю плоть. Святой Стефан под крайней плотью подразумевает недостаточную покорность Богу, сердце, которое слишком далеко от Бога для того, чтобы слышать Его голос. Люди с необрезанным сердцем и ушами – чужие народу Божию, те, кого Писание называет пришельцами (Числ. 11:4). Они не понимают заповедей Бога и не соблюдают их, потому что считают, что не обязаны подчиняться.
Те, чьи уши не обрезаны, не только не слышат Духа, но и не чувствуют Его побуждений, и не реагируют на Него, потому что они сами отказались быть покорными Духу. Их отказ был продиктован страхом. Они боятся, что Дух попросит их отказаться от чего-то полезного, приятного или важного — от собственности, должности, отношений или принципов. Они не хотят ничего терять, поэтому они боятся Духа, как бы Он не попросил их действовать против самих себя, любимых, или против мира, от которого они привыкли получать лишь удовольствия. Люди с необрезанными ушами – те, кто не обрезал крайнюю плоть своей самости, своей любви к миру. Они и в принципе не готовы чем-то жертвовать, и тем более не готовы жертвовать всем ради Бога. Они слышат Святого Духа, но не обращают на Него внимания, каждый раз стараясь заглушить голос совести. Они посчитали для себя необязательным слушать голос Божий.
Об этом ранее описал пророк Исаия, и довольно ясно говорил Сам Господь:
«… они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют… Ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Мф. 13: 13-15; ср. Ис. 6: 9).
В этих словах Господь обнажил намерения Своих слушателей. Внешне казалось, что они читают и слушают заповеди Божьи, но на самом деле они не хотели подвергаться их влиянию. И они закрыли глаза и уши, чтобы не видеть и не слышать. Господь показывает и причину этого: они боятся, что голос Божий прозвучит так ясно, и обличение от Святого Духа будет настолько убедительным, что им придётся отречься от ложных взглядов, накопленного имущества, планов на будущее, греховных отношений. А ведь ради всего этого они продали душу, и не только душу, но и вечную жизнь, и даже Самого Бога… Они, как и многие из нас, не отказывались читать или слушать Евангелие. Но дойдя до некоторых отрывков, стихов или заповедей, смущались, бегло их просматривали, закрывали глаза, убегая в тревоге от голоса Святого Духа. Вот где проявляет себя необрезанное ухо! Встревоженное голосом Бога, оно избегает его, как аспид, который затыкает уши свои, чтобы не слышать голоса заклинателя и не покориться ему. «О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине?» (Гал. 3: 1).
Давайте же сейчас остановимся и вместе вернёмся к этим отрывкам, стихам и заповедям, которых мы из страха до сих пор сознательно избегали. Упрямое сердце протестует, трепещет, бьется, может и заболеть, ведь мы знаем, что противимся Святому Духу и подвергаем себя опасности смерти и отчуждения от Бога. Исправим же немедля своё отношение к голосу Божию! Возможно, именно сейчас надо взять свою самость приступом, разбить её упрямство и гордыню, отсечь услаждения и страхи — и обратиться, чтобы следовать голосу Божьему. «Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» (Откр. 2: 5).
Возможно, вам страшно встретиться лицом к лицу со своим стремлением к величию и первенству, с собственной нечистотой, с враждебностью, злобой и ненавистью по отношению к тем, кто угрожает вашим интересам. Страшно встретиться со своим предательством, или жестокостью, несправедливостью и пристрастным отношением, со своей нечестностью, воровством, неправедным обогащением, корыстолюбием, ложью, неверием в Бога и надеждой на деньги, с желанием гарантированной безопасности … И, даже более того, вам может быть страшно, потому что вы всем своим существом бежите от лица Божия. У вас нет твёрдой почвы под ногами, и вы пытаетесь скрыть своё лицо от Сидящего на престоле, закрывая глаза, чтобы не видеть (ср. Лк. 8:10). В таком состоянии читать Евангелие бесполезно, а слышать его – только в осуждение.
Но у обрезанного уха, которому удалили крайнюю плоть, больше нет препятствий, чтобы слышать глас Божий. Оно подобно уху юного Самуила, жившего в чистоте и смирении при Скинии: «Говори, (Господи,) ибо слышит раб Твой» (1 Царств 3:10). Такое ухо открыто авторитету Евангелия и с радостью покоряется голосу Божию, внимательно прислушивается к Его зову и отзывается независимо от того, что от него потребуют. Люди с обрезанными ушами мужественны и могут действовать против самих себя, подчиняясь голосу Всемогущего. Сердце, готовое к великим Божиим требованиям, слышит все интонации Его голоса и не пропускает ни единого слова.
Теперь, если после всего этого вы спросите: «Где же мне раздобыть такие уши, чтобы услышать глас Божий?», я отвечу: «Сначала приготовьтесь к тому, чтобы принять Его требования, просьбы и указания, и сердцем будьте готовы выполнить их, невзирая на цену. И тогда сразу же ваше ухо услышит голос Всемогущего Бога!
«…Каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся. Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился…» (Ис. 50: 4,5).
Голос Сына Божия
«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20).
Господь не только стучит в дверь сердца. Он зовёт Своих овец по имени, чтобы мы услышали и впустили Его в свою жизнь, чтобы Он разделил с нами трапезу наших слёз, а затем Свой брачный пир.
Нам не нужно уходить на поиски Бога, как если бы Он прятался где-то далеко. Мы просто истощили бы себя этим поиском, фантазиями, размышлениями, изучением книг. А Бог все время стоит перед нами, у двери сердца, никогда не уходя. Стук в дверь – это Его слова. Он не перестаёт стучать во все дни нашей жизни, чтобы дух мог проснуться от сна и различить голос своего Возлюбленного.
Для того чтобы Господь пришёл к нам, не нужны горячие просьбы, слёзы и эмоциональные мольбы, потому что Он всегда рядом и стучит даже сейчас. Он не прекратит, потому что хочет войти в нашу жизнь. С нами Он находит Своё отдохновение, и Его величайшая радость – разделить с нами наш крест и нашу тёмную ночь, ибо Он всё ещё любит крест.
Но это мы не ценим Его голос, ошибочно не придаём ему значения и пренебрегаем им.
Мария Магдалина подверглась такому же искушению, когда плакала у Гроба. Она приняла стоящего перед ней Господа за садовника и стала умолять его отдать тело Иисуса. Когда Господь потерял терпение, Он назвал её по имени, и она тут же узнала Его. Как часто мы стояли и плакали, глядя далеко в небеса, потому что думали, что Господь Иисус там живёт! А Он здесь, и стоит перед нами. Лишь недостаточная восприимчивость сердца мешает нам встретить Его! Как часто мы стояли перед Ним в молитве, умоляя Его говорить с нами, надеясь, что мы сможем Его услышать, но безуспешно! А Он не перестаёт звать нас по имени. Ничто не мешает нам услышать Его голос, кроме нашей поглощённости ежедневными заботами.
Наша ошибка заключается в том, что мы хотели бы видеть Его в каждом событии из тех, что заполняют наш день. Но на самом деле Господь присутствует за гранью всего этого, за гранью времени и событий, которыми Он управляет по Своему мудрому замыслу. Внимательная и простая душа замечает, как Бог прикосновением Своей руки пишет историю её спасения сквозь годы и череду событий. Наши успехи и наши неудачи, управляемые Всемогущим, содействуют нашему спасению. Временные потери – это не духовные потери. Горе, печаль и боль – это язык божественного Провидения, его секретный код. Если расшифровать его в Духе, окажется, что он несёт в себе воскресение, радость и жизнь вечную.
Другая наша ошибка в том, что в том, что мы хотели бы слышать Его нашим человеческим ухом, чтобы Он говорил по-человечески как обычный человек. Но голос Сына Божьего не может быть столь ограничен. Это сила, которая возбуждает душу, возвышает её, и обновляет. Этот голос несет в себе глубокий непостижимый мир. Это покой и утешение. Это сама жизнь в её бесконечной широте и высоте. Где же те слова, которыми можно выразить Его язык и голос?
Бог говорит, и каждый может услышать Его голос, понять и ответить, как если бы его лично позвали по имени. Его голос – голос всех веков, он не затихает, не исчезает на ветру, ничем не ограничен, не возвращается к Нему без ответа. Придёт время, когда Он позовёт, и все Его творение восстанет от смерти.
“Если кто услышит глас Мой…“ Но никто не может услышать голос Сына Божьего, кроме того, кто духом возрос до того уровня, когда Бог может обращаться к нему и руководить им. Это уровень Царства, жизни с Богом, уровень выше будничного. Именно здесь человек может получить от Бога руководство к своей жизни и замысел спасения — через будничные события, и даже с их помощью. Никто не может слышать голос Бога, кроме тех, кто открывает свое сердце и ум, чтобы понять язык Бога. А в Его языке все слова и интонации состоят из любви, нежности, мира, доброты, постоянной отеческой заботы, — независимо от того, насколько жестокой может казаться жизнь и её обстоятельства.
Если ваш духовный слух достаточно натренирован, и среди повседневных событий вы умеете различать знаки божественного послания, вы услышите, как рука Господня стучит в дверь, пока вы читаете слова. Он будет стучать в дверь то тихо, то громко, и вы услышите Его голос как в шуме и буре, так и в веянии тихого ветра. Он призывает вас открыть Ему дверь, чтобы участвовать в таинстве Его брачного пира, после того, как Он разделит с вами хлеб ваших слёз.
Господь рядом. Он смиренен, и Его голос тих, – тише, чем голос человека, но глубже, чем сама вечность.
Благоговейное чтение и слушание Евангелия
Человек, который жив для Бога, не допустит, чтобы слово Евангелия ускользнуло от него или забылось. Он относится к Слову с почтением, благоговением и трепетом. Слово для него — будто некая царская корона, которая венчает его главу и правит всей его жизнью.
Благочестивые люди внимают Евангелию так, что их усердие очевидно. Они выглядят так, будто приступили к Присутствию Божию, или стоят у алтаря, чтобы принять Тело и Кровь Господа. Они не просто воспитали в себе привычку почитания Евангелия, и тем более не делают благочестивый вид, как лицемеры. От Евангелия они действительно восходят от силы в силу, как если бы непосредственно слышали голос Самого Бога.
В ранней Церкви такое отношение к Евангелию было естественным, всем очевидным, и до сих пор к чтению и слушанию Евангелия Церковь относится с такой же ревностью, благоговением и почитанием. В предании Церкви сохранились некоторые важные особенности такого отношения. Например, перед чтением Евангелия в церкви священник всегда произносит особую молитву о том, чтобы он и прихожане были достойны услышать Святое Евангелие. Перед началом чтения диакон призывает все собрание стать в страхе Божием, чтобы услышать Евангелие, и вся община отвечает на его призыв и славит Бога. Кроме того, в коптской церкви священник снимает обувь перед чтением Евангелия, так как он будет стоять в присутствии Бога. Затем, после чтения, прихожане с радостью и слезами подходят, чтобы поцеловать Евангелие, пока священник держит его открытым. В ранней Церкви люди так поступали по усердию, благоговению и любви к Евангелию, и этот обычай закрепился в Церкви как обряд.
Кто ощутил силу Евангелия в своей жизни, не считает это излишним, а стремится даже еще сильнее выразить своё почитание Слова.
Есть те, кто всегда постится перед чтением Евангелия.
Есть те, кто встаёт на колени, когда читает Евангелие в одиночестве.
Есть те, кто всегда читают его с плачем и слезами.
Бог чаше всего передает нам Свои наставления, когда мы читаем и слушаем Евангелие, пребывая в смирении и молясь с открытым сердцем.
[1] Смысл этой фразы можно объяснить следующим образом. Откровение того, каков истинный, духовный смысл слова Божьего, является даром, который насыщает нас и обоживает, благодаря тому, что истине причастен Сам Бог. Вместе с тем, в свете божественной истины с особой остротой перед нами встаёт осознание нашей тварной ограниченности и несоответствия этой истине. Так происходит потому, что Дух благодати – это не только Дух славы и мудрости, но и Дух смирения, отражающий смирение Бога. На фоне Божьего величия мы непроизвольно видим, как в зеркале, нашу незначительность, которая в свете истины предстаёт перед нами с бесспорной очевидностью. Так Бог нежно и мягко уязвляет сердце, побуждая его двигаться к совершенству.
[2] В англ. тексте неясно: positive or negative.
PS Если вам будет интересно, посмотрите видео с о. Матфеем о духовном понимании
Вероятно, вам также будут интересны материалы И.Я.Грица, В.В.Сорокина, А.И.Черняка, В.С.Стрелова, рассылка «Как читать Библию» и материалы о молитвенных чтениях