В небольшом очерке К.Метена размышляет о том, каково м.б.отношение к Закону у христиан. Это, скорее, приглашение к разговору. Отчасти написанное близко к тому, что говорит В.В.Сорокин о внутренней Торе. В нашем курсе мы будем подробно говорить о Законе и свободе в контексте послания к Галатам.
Закон не приближает к Богу и не делает совершенным [Рим 3:20; Евр 7:19] – это несомненно. Тем не менее, беззаконник осужден Богом. В чем тут «фокус»? – А в том, что сама по себе безупречность перед законом может быть только внешней, поверхностной. Бог же ищет в нас внутренней праведности, когда «дело закона написано на сердце» праведника (Рим 2:14-15). Бог ищет именно такой – глубокой, внутренней праведности.
Но если закон не приближает к Богу, может он вовсе и не нужен? – Такой неверный вывод сделали многие апологеты безграничной «свободы», да еще и приписав эту мысль Павлу. И по сей день находятся те, кто поступающих по закону обвиняют в фарисействе, законничестве и т.д. Справедливо ли такое пренебрежительное отношение к закону?
Отнюдь! Закон установлен Богом. С какой же целью? – Да, закон бессилен приблизить нас к Богу, но его цель – предотвратить увеличение зла как в мире, так и в наших собственных душах. Закон не делает праведником, но он «преграда» на пути греха. И именно с этой целью он необходим, в т.ч., и в христианском обществе. «Закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению, по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено» (1Тим 1:9-11). Но много ли среди нас праведников? Давайте попробуем протестировать себя. Многие обращают внимание на «грязные» грехи и говорят: «ну, это не про меня» (хотя многие ли из нас никогда не впадали в блуд?). При этом мы не обращаем внимание, что закон дан и для обуздания такого распространенного в нашем обществе греха, как непокорность. А человекоубийство? Наше общество не прошло на него тест: едва отменили запрет на убийство ребенка во чреве матери (мол, ее личное дело), и почти в каждый дом, в каждую семью вошли лица, обагрившие свои руки кровью собственных нерожденных детей. Поистине, «законом познается грех» (Рим 3:20). Его цель – указать и выявить в нашем самосознании ту глубину и бездну ада, которую мы не осознаем как беззаконие пред Богом, покуда закон Божий не ткнет нас пальцем и не укажет нам, что наш поступок – греховный. Павел нас серьезно предупреждает, чтобы мы не думали, что грех возникает только тогда, когда есть закон. Греху существует и тогда, когда мы не имеем закона, но чаще всего в таком случае грех нами не осознается. А неосознанный грех к чему ведет? К тому, что мы воспринимаем грех как норму: «Что же скажем? Неужели [от] закона грех? Никак! Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай» (Рим 7:7). Т.е. закон указал мне на то, что мои желания и поступки – греховны. Но без осознания своих грехов мы никогда не сможем не только войти в Царство Божьей Правды и Истины, но даже исправить свою жизнь чисто на «внешнем», социальном, гражданском уровне. Закон не может нас заставить любить и делать добро (это должно родиться в сердце), но он хотя бы запрещает делать зло. А это уже для нас, грешников, очень много значит!
Недавно, на одном протестантском собрании в Харькове я услышал очень честную и очень трезвую проповедь пастора: «Братья! Мы много говорим о свободе, настолько много, что часто забываем важность закона. Мол, твори, чему тебя учит сердце. Я скажу вам честно: если бы не было закона и я бы творил все то, чего хочет мое сердце – в мире было бы намного больше зла, чем есть в наличии. В своем сердце очень часто я нахожу поистине инфернальные желания. А разум мой, будучи воспитан в современном светском обществе, убеждает меня, что все эти желания отнюдь не грех, не зло, а вполне себе легитимные желания человеческой природы. И только закон Бога дает мне понять подлинную суть этих желаний. И я благодарен Богу, что Он не оставил меня один на один с моими сомнениями, желаниями, инстинктами и с моей очень сговорчивой совестью. Он поставил надо мною стражника – Закон Свой».
Не нам ратовать за отмену «законничества», мы еще не созрели до такого состояния духовной свободы, когда дело законы и любви написано в наших сердцах.
© Косьма Метена