Размышления отца Матфея Бедняка о том, как важно молиться. Глава 3 из книги «Жизнь в православной молитве». На русском языке публикуется впервые. Все проповеди и статьи отца Матфея, переведенные нашими студентами можно найти здесь
Без Меня не можете делать ничего. (Ин. 15:5)
Молитесь, чтобы не впасть в искушение. (Лк. 22:40)
Призови Меня в день скорби, и Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня. (Пс. 49:15)
Ибо таких поклонников Отец ищет Себе. (Ин. 4:23)
Внутренняя связь с Богом и стремление говорить с Ним, заложенные в нашей душе, являются важными составляющими человеческого существа. Равным образом служение и восхваление являются важными составляющими природы ангелов. Дерево, которому положено приносить плод по роду своему, приносит его в назначенное время. Так же и человек приносит в назначенное время добрые плоды, если откликается в те моменты, когда душу его наполняет дух поклонения.
Дерево выглядит привлекательным и радует взгляд садовника, если приносит ожидаемый плод. Так же и человек, который молится в благоприятное для того время, угождает Господу. Посмотри, ведь и садовник, когда сажает дерево, а затем поливает и заботится о нём, в конце концов надеется получить плоды. Плоды становятся теми отношениями, которые связывают дерево с садовником, с его сердцем и мыслями. И плоды же представляют собой главную цель, которая сподвигает садовника заботиться о дереве и держать его в своем саду.
Молитва во многом действует сходным образом. Бог — добрый виноградарь, Который заплатил за нас Своей кровью и приобрёл нас для Своего виноградника. Он насадил нас в Своём Царстве, и теперь ожидает от нас плодов. Ради этой высшей цели Он претерпел лишения и страдания на кресте. Спелый плод той крови, которую Он пролил за нас, и наш осознанный ответ на труды Его любви и страданий — это и есть наша молитва.
Но неужели молитва так жизненно необходима для нашего существования в мире сем?
Для начала нужно вспомнить, что мир, в котором мы сейчас живем — это мир падший. Он поклоняется идолам — деньгам, власти и чувственным удовольствиям. Это мир, от которого отнят страх Божий. Безумная погоня за богатством, приобретение высоких должностей посредством власти, хитрости, коварства и взяток, самооправдание путем лжи, установление собственного превосходства ценой угнетения и насилия над другими — сегодня всё это стало обычным делом. Такова ситуация и в мире, и в Церкви.
Теперь поговорим о том, как нам в этом мире “спасаться”. Этот вопрос становится серьезной проблемой, требующей больших усилий и выхода из окружающей нас развращенной среды. Поэтому необходимо искать прибежище в молитве. Молитва — первое и единственное наше оружие. Сегодня более, чем когда-либо, молитва становится жизненно необходима. От нее зависит спасение нашей души или ее потеря. В наше время человек может вообще жить без Бога, при этом не привлекая всеобщего внимания. Его даже будут хвалить и ставить в пример! Посреди мира сего, наполненного безверием, грехом и неправдой, молитва становится напоминанием для каждого из нас, что у нас есть Бог живой, Царство, уготованное нам, иная слава жизни грядущей и суд, который нам предстоит принять.
Молитва изо дня в день напоминает нам, что мы не от мира сего. Мы дети света. Молитва напоминает о том, что мы не можем иметь ничего общего с похотьми, распущенностью, похабщиной и непристойностью этого мира.
Молитва удерживает наши сердца от неправедных желаний. Она хранит стопы наши от блуждания по путям греха и язык наш от лжи и лести. Молитва обеспечивает нас глубоким пониманием происходящего, благодаря чему мы можем уклониться от участия в делах греха, от потворства непристойному поведению, от одобрения беззаконных и безнравственных поступков.
Молитва каждый день дарит нам новый сердечный покой взамен того, который мы теряем, когда в мире сем сталкиваемся с испытаниями и несправедливостью. Если бы не милость Божья, вся наша жизнь была бы отравлена тревогой и страданием.
Молитва — это внутренний свет, который делает явными падения и ошибки нашей повседневной жизни. Это спасает нас от погружения в бездны ада.
Но Бог ищет не просто верующих. Строго говоря, Он ищет истинных поклонников, которые будут поклоняться Ему в духе и истине (Ин. 4:23,24). Здесь Господь обращает внимание на то, как подобает молиться и какую молитву признаёт Отец. Ибо Бог есть истина, и лишь молитву в истине Он принимает. Молящийся таким образом хорошо знает Его и безусловно верит в Него. Бог есть Дух, и Он принимает лишь молитву в духе. Молящийся таким образом знает, что такое жизнь вечная и подчиняется Духу Божьему. Поэтому молитва, которая творится в духе и истине, это единственная приемлемая для Бога молитва. В этом случае она становится выражением подлинных духовных отношений с Ним. По сути, в этом определении кратко излагается всё богословие настоящей молитвы или молитвы в духе.
Более того, слова Христа о том, что Бог “ищет” таких поклонников или молящихся, открывают нам взгляд на ценность и необходимость молитвы с точки зрения Бога: Бог ищет (Ин. 4:23). Слово “ищет” подразумевает, что Бог ждёт молитвы от человека и участвует в ней, обеспечивая нас обстоятельствами и возможностями для её воплощения. Это выглядит так, будто в глазах Божьих существование человечества определяется исключительно существованием тех, кто поклоняется Ему в духе и истине! Подлинная молитва в данном случае оказывается единственным каналом связи между людьми и Богом. А без молитвы человек теряет смысл своего существования и ту цель, ради которой он был сотворен.
Ах, надо бы нам постоянно вспоминать о том, что Бог всегда ищет нашего поклонения! Он словно ждёт с нетерпением часа нашей молитвы.
Изречения Отцов о необходимости молитвы
11 Не нужны Богу наши молитвы! Он знает, и прежде прошения нашего, в чем мы нуждаемся; Он, Премилосердый, и на непросящих у Него изливает обильные щедроты. Нам необходима молитва: она усвояет человека Богу. (свт. Игнатий Брянчанинов, Аскетические опыты, 1.12)
12 Добродетели стяжаются молитвой. Молитва хранит воздержание, усмиряет гнев, обуздывает гордыню и зависть, низводит в душу Духа Святого и возводит человека на небо. (преп. Ефрем Сирин) [1]
13 Кто непрестанно опирается о жезл молитвы, тот не преткнется. А если бы это и случилось, то не падет совершенно. Ибо молитвой мы благочестиво понуждаем [2] Бога (см. Лк. 18:5). (преп. Иоанн Лествичник, Лествица или Скрижали духовные, 28.60)
14 Молитва ободряет совесть, наделяет разум силой, укрепляет надежду, возжигает уверенность. Именно так человек становится способен противостоять скорби и злу мира сего, ибо, когда он сравнивает их со славными вещами, которые ему предстоит унаследовать, он может перенести многие мучения и всякого рода страдания. (преп. Исаак Сирин, Четыре книги преподобного Исаака, епископа Ниневииского, 1.118) [3]
15 Совершенная молитва возводит человека на небеса. За ничто почитает она любовь мира сего. Молитвой мы привлекаем к себе ту благодать, которая зовется Царством Небесным, и как только ощутим, что она действительно существует, мы забываем землю и все, что земле принадлежит. А всё, что помним мы — лишь невидимый, могущественный Помощник наш. (преп. Исаак Сирин, Четыре книги, 1.119–122)
16 Посредством слов нам открываются тайны, ибо молитва приближает ум к Богу. (преп. Исаак Сирин, Четыре книги, 1.134,135)
17 Не по нашим просьбам Бог раздает Свои дары и благословения. Нет, но просьбы и прошения наши Он обращает в ступени, ведущие разум наш к созерцанию Его вечности, чтобы, через них, мы могли осознать, сколь много Он заботится о нас. (преп. Исаак Сирин, Четыре книги, 1.144,145)
18 Молитва, не сопровождаемая возвышенными и благочестивыми мыслями, есть не что иное, как незрелые слова, не имеющие силы пред Богом. Но молитва в сочетании с добродетельной жизнью превращается в пламя огня, ибо сильна молитва праведника. Сила молитвы заключается не в ее словах, а в праведности: Моисей, Иисус Навин и Елисей творили чудеса и без молитвы [но это исключение, оно для тех, кто достиг ступени пророчества и чудотворения]. (преп. Исаак Сирин, Четыре книги, 2.40–42)
19 Молитва превыше всех остальных добродетелей. (преп. Исаак Сирин, Четыре книги, 2.44)
Примечания
[1] Мне не удалось установить, какое сочинение преп. Ефрема Сирина цитирует отец Матфей — прим. пер.
[2] Коррект. русск. пер. — моя. Русск. пер. двусмысленен, однако ссылка на Писание (Лк. 18:5) подразумевает, что именно молящийся понуждает Бога, а не наоборот.
[3] Четыре книги преподобного Исаака Сирина, епископа Ниневийского — копия арабск. рукописи из собрания отца Мины аль-Барамуси (патриарха Кирилла VI, 1959–1971). Номера параграфов даны в соответствии с текстом книги о. Матфея. Русский перевод отсутствует. Здесь и далее пер. с англ. — мой.
Благодарю за возможность знакомиться с трудами отца Матфея!!!