Размышления отца Матфея Бедняка о плодах молитвы. Глава 4 из книги «Жизнь в православной молитве». На русском языке публикуется впервые. Все проповеди и статьи отца Матфея, переведенные нашими студентами можно найти здесь
Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него (Лк. 11:13)
Духовные дары христианской жизни весьма многочисленны. Некоторые из них — например, рождение свыше, искупление и прощение грехов, оправдание славой, освящение кровью Христа — являются общими для всех. Другие же являются личными — такие, как дар любви, смирения, благочестия, горения духа в постоянной близости к Господу и т.д. Однако сила и плоды этих даров не могут быть явлены иначе, как только через молитву.
Через молитву в нас начинает действовать Христос. Через молитву в наших делах и поступках является сила Его смерти и воскресения. Через молитву в наших словах и мыслях расточается сладкое благоухание Христово — оно же наполняет собой нашу тишину и безмолвие.
Христос искупил нас от греха, спас, даровал победу над злом — все эти Его труды не могут быть явлены в нас иначе, как только через жизнь в молитве. Равно и живое свидетельство о рождении свыше невозможно принести без такой жизни. Если мы живем без молитвы, все попытки обнаружить в человеческой природе это Божье действие оказываются лишь фальшивкой, теоретизированием, продуктом нашего собственного Я и самомнения. И тогда наш ветхий Адам остаётся прежним — со своими склонностями, страстями и поврежденной земной природой.
В таком случае мы должны принять эти требования к молитве и устремить к их исполнению наши сердца. Мы должны твёрдо решиться следовать им и приложить к тому всяческое старание. Да, это потребует от нас больших усилий и самоотдачи. Но чтó такое наши усилия?! Ведь нам откроются — а это непременно будет! — все духовные тайны Христа! Такие тайны, о которых раньше мы могли только слышать.
Так и происходит, когда молитва становится нашей главной задачей. Нашим главным занятием, которое важнее всех прочих попечений. Нашей обязанностью, которая бросает вызов всем прочим обязанностям. Нашим удовольствием, которое превосходит все прочие удовольствия. Тогда мы сможем молиться в любое время, в любых обстоятельствах, в любом месте и в любых условиях. Тогда мы сможем молиться в неутолимой жажде постоянного общения со Христом. И к этому нас будут побуждать Его слова, Его жизнь, Его действия и Его образ — ведь Он Сам сказал: “научитесь от Меня” (Мф. 11:29).
В любых обстоятельствах существует цель для всякого дела в нашей жизни. В конечном счете, все наши дела должны вести к тому, чтобы радовать Отца нашим послушанием Ему, которое мы осуществляем через Сына Его — Иисуса Христа. Это значит, что Христос должен наполнить наше сердце и всю нашу жизнь. Он всегда должен быть перед нашими духовными очами — когда мы спим и когда бодрствуем, в наших словах и в нашем молчании. Воистину, тогда Он будет Тем, Кто живёт в нас, и уже не сами мы живём. Именно тогда мы сможем почувствовать, как Христос рождается в нас. Мы поймём, что значит со дня на день меняться. Мы обновимся и станем новым творением, чтобы соответствовать Его образу и подобию и следовать Его воле. И тогда же мы увидим, как Он производит в нас всё, чего мы жаждем в духе. Он никогда не откажет нам ни в одном нашем желании или прошении, чего бы мы ни пожелали и ни попросили в молитве.
Постепенно мы станем ощущать, как меняется наша жизнь. Мы почувствуем, как пересыхают кровоточащие источники греха. Как внутри затихает всякое движение зла. Как новое ухо сотворяется в нас каждое утро, чтобы мы могли прийти к познанию тайн Евангелия. Дух откроет нашему сердцу эти тайны и даст проницательность и силу, чтобы понять боговдохновенную истину.
Чем больше мы наполняем нашу жизнь молитвой, тем больше сладости нам доставляет ощущение единства с Богом. Чем крепче наши сердца укореняются в желании сокровенной жизни со Христом, тем яснее мы чувствуем те вечные узы, которыми теперь мы связаны с Ним — узы, которые удерживают все наши чувства и мысли. Нашим исканиям прежде сопутствовали лишь слезы и сокрушение, а борения были пропитаны потом и скорбью — мы желали, чтобы наши мысли, слова, действия и страсти склонились перед волей Христа. Но теперь у нас всё это есть, словно мы во сне или видим чудесное видение. Теперь Господь ставит охрану к нашим устам и губам, и стражу к глазам нашим. Уши наши становятся словно врата божественной крепости, которые открываются лишь для того, что чисто. Сердце не желает более ничего — оно хочет только ублажать Бога и наслаждаться Его любовью.
По мере того, как человек наполняет свою жизнь молитвой, он внезапно обнаруживает, что на поле Евангелия, которое он терпеливо, ревностно и усердно вспахивал, спрятано бесценное сокровище. Если он настойчив в молитве, перед ним внезапно открывается множество духовных, душевных и материальных богатств, и они ещё больше убеждают его в том, что он воистину нашёл сокровище Евангелия. Теперь в этой великой радости он с легкостью готов продать всё, чтобы сохранить эти неописуемые дары Христа, превосходящие разум.
Возможно, из страстей и славы мира сего что-то льнёт к нашему сердцу, разуму и плоти. Ценность всего этого в наших глазах внезапно падает до нуля. Будь то богатство, знания, почёт, слава, популярность, сила, власть, удовольствия — всё это становится, как пригоршня пыли, как грязь, от которой хочется избавиться. Даже собственное Я становится для человека ничем.
Тайна молитвенных плодов открывается в словах Христа, когда Он призывает нас молиться. “Должно [вам] всегда молиться и не унывать” (Лк. 18:1). “Бодрствуйте и молитесь” (Мф. 26:41). “Всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите” (Мф. 21:22).
В молитве встречаются две воли — личная воля Бога и наша. Воля Христа сосредоточена только на нашем спасении, обновлении и избавлении. Ничто не может воспрепятствовать осуществлению Его воли кроме нашего нежелания молиться. Все больные, слепые, хромые и расслабленные, кто молился и просил Христа исцелить их — все получили от Него исцеление. Ни разу Христос не изгонял тех, кто верил в Него и просил Его о чем-либо. Именно такова воля Христа — Он всегда желает и имеет совершенную власть спасти всех, кто в вере приступает к Нему с молитвой. В молитве наша воля становится подобна воле Христа. В молитве мы получаем Его Дух и сообразуемся с Его волей. И тогда сила Его пребывает на нас.
Без молитвы человек не может узнать волю Христа о нём. Так же и Дух не приемлет знания воли человека, кроме как через молитву. “Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом” (Флп. 4:6).
По этой причине, кто не молится, тот пусть ничего и не ожидает от Бога — ни спасения, ни обновления, ни водительства, ни славы. Всё будет ровно наоборот. Такой человек будет предаваться прихотям и фантазиям собственного разума. Он будет действовать по воле собственного Я. Он будет руководствуется лишь собственными измышлениями. Он словно отвергает всякое участие Господа Иисуса в своей жизни, словно скрывается от Духа Божия. Человек, который не молится, вполне доволен своим состоянием. Он желает оставаться таким же и не хочет ни меняться, ни обновляться, ни спасаться. Жизнь его незаметно меняется от плохого к худшему. Его духовность тает день ото дня. Цепи, которые связывают его с землёй и плотью, становятся крепче, а он даже не знает об этом. Его собственное Я остаётся источником всех его желаний и стремлений.
Что касается его отношений со Христом, то они остаются очень поверхностными, внешними. В них нет силы, чтобы что-то изменить или исправить. Опасность отвергнуть Христа даже во время опасности, искушения, болезни или нищеты становится реальной.
Поэтому человек, который не молится, никогда не сможет измениться или обновиться, а кто не меняется и не обновляется, у того не может быть подлинных живых отношений со Христом. Он может очень активно служить Богу, но такое служение скорее напоминает не молодую ветвь, а нарост на стволе дерева, который, в конце концов, отвалится, не принеся никакого плода.
Мы не сводим Христа к себе с небес нашими молитвами. Наоборот, мы открываем Его внутри нас самих. Ведь Христос был рад обитать с нами, был рад водвориться в обновленном человечестве в таинстве крещения. Он берёт на Себя инициативу и предлагает Себя ради спасения нашей жизни по Своей высшей любви и милости. В молитве мы обнаруживаем, что Он уже внутри нас. Он стоит перед дверью нашего сердца и всё время стучит, пока мы не откроем Ему. Если мы ответим, Он войдёт в нашу жизнь и немедленно начнёт действовать — Он воскресит нас из мертвых и выведет прочь из мира тьмы.
Новый человек, сотворённый по подобию Христа, не может жить, возрастать и крепнуть, если не водворится Христос в самом его сердце. Чтобы это произошло, необходимы молитва, вера и личная воля. “Верою вселиться Христу в сердца ваши” (Еф. 3:17). Христос — это Слово жизни, которое человек может принять в своё сердце через молитву и Евангелие.
Сам Христос — это вечная жизнь, которая становится истинным Царством внутри человека. Это происходит, когда человек принимает Иисуса Христа в своё сердце в молитве и в таинстве Тела и Крови.
Христос — это истинный свет, который просвещает разум человека. Это происходит, когда человек в молитве принимает решение жить по истине и заповедям Христа.
Христос победил дьявола, древнего змея. Поэтому Он может сокрушить его главу, разрушить его планы и помешать ему соблазнить человека. Но это происходит лишь в молитве. Потому что теперь лишь в молитве осуществляется настоящая, постоянная, близкая связь между людьми и Христом.
Поэтому без молитвенной жизни со Христом не может быть ни вечной жизни, ни Царства, ни света, ни победы над дьяволом.
Молитва — это действенная сила. Она соединяет нас со Христом, Который на самом деле пребывает внутри нас. Он источник всякой силы, благословения и жизни: “[Он] сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением” (1 Кор. 1:30). Кто не прибегает к силе молитвы, тот никогда не сможет соединиться со Христом, Который внутрь него есть. Такой человек останется чужд Божьей мудрости. Он окажется непричастным Его праведности, освящения и искупления. Как бы мы ни старались познать Христа, без молитвы мы будем знать о Нем лишь то, что Он спас человечество и искупил всех людей, что Он освящает святых и оправдывает грешников. Но сами мы останемся лишёнными всех этих даров Его и славы. Мы не сможем принять их до тех пор, пока не примем Христа через молитву в нашу жизнь. Мы сперва должны устроить обитель Ему в сердце своём, чтобы Он мог пребывать в нас. И тогда Он всё разделит с нами и возьмет в управление всякое наше дело.
Христос никогда не соединится с мыслями, чувствами, волей и ощущениями человека до тех пор, пока не соединиться с его душой. Поэтому человек должен сначала открыть Богу в молитве всё своё существо, чтобы Христос мог пребывать во глубине его души. Бог сотворил эту душу по Своему собственному образу для Себя, чтобы иметь возможность полностью владеть и управлять ею. Именно поэтому Он и может владеть нашей жизнью и направлять наши мысли, чувства, волю и ощущения.
Если человек часто прибегает к молитве и в молитве изливает себя Богу, то тогда Христос начинает царствовать в его душе — Он становится истинным центром её существа и всякого внутреннего движения. И тогда человек больше нигде не сможет обрести покой, кроме как во Христе, когда образ будет пребывать в своём собственном подобии. Поскольку наша душа была сотворена для бессмертия, она, соединившись со Христом, обретёт в Нем свою высшую радость. И тогда Он в Своём бытии исполнит совершенством бытие и бессмертие нашей души.
Изречения Отцов о плодах молитвы
20 Потому прежде всего с сердечным усилием и верою надлежит нам просить у Бога, чтобы дал нам обрести богатство Его, истинное сокровище — Христа в сердцах своих, в силе и действенности Духа. И таким образом, обретши сперва в себе самих Господа, как наши личные пользу, спасение и вечную жизнь, потом уже — насколько возможно и достижимо — будем пользовать и других, черпая во Христе, нашем внутреннем сокровище, всякое благо духовных наставлений, и изъясняя тайны небесные.
Ибо так доброта Отца благостно пожелала пребывать во всяком верующем, просящем Его об этом. Христос говорит: “Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его, и явлюся ему Сам” (Ин. 14:21). И еще: “Я и Отец Мой придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23).
Так решила беспредельная доброта Отца. Так благостно пожелала непостижимая любовь Христа. Так обещала несказáнная благость Духа. Слава несказáнному милосердию Святой Троицы!
Кто сподобился стать чадами Божиими и родиться свыше от Духа Святого, и кто имеет в себе Христа, просвещающего и дарующего им покой, те имеют водительство Духа многообразными и различными способами, и благодать невидимо действует в сердце их и дарит им духовный покой. (преп. Макарий Великий, Духовные беседы, 18.6,7) [1]
21 Если кто не имеет у себя Божественной и небесной ризы, то есть силы Духа — как сказано: “Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его” (Рим. 8:9) — тот да плачет и умоляет Господа, чтобы мог он принять сию с неба подаваемую ему духовную ризу. Да умоляет он, лишенный всякой Божественной действенности, чтобы облечь ею душу. Потому что, кто не облечен в ризу Духа, тот покрыт великим стыдом “постыдных страстей” (Рим. 1:26)…
Самый первый человек, увидев себя нагим, исполнился стыда. Столько бесчестия в наготе! Если же и телесная нагота подвергает такому стыду, то насколько большим покрывается стыдом та душа, которая обнажена от Божественной силы, и которая не имеет на себе и не облечена в несказáнную и нетленную духовную ризу – самого Господа Иисуса Христа? Не покрыта ли душа эта поистине большим стыдом и бесчестием “постыдных страстей”?..
Посему, будем просить и молить Бога, чтобы облечься нам в “ризу спасения” (Ис. 61:10), в Господа нашего Иисуса Христа, в неизреченный свет, которого облеченные в Него души не совлекутся во веки…
Если же Господь, пришедши на землю, имел попечение о тленных телах, то не тем ли более имеет попечение о душе бессмертной, сотворенной по образу Его?..
Посему, уверуем в Него и истинно приступим к Нему, чтобы вскоре привел нас к полному и истинному исцелению. Ибо просящим у Него Он обещал дать Духа Святаго, и стучащим в дверь обещал отворить, и ищущим обещал, что они обретут Его (Лк. 11:9–13, Мф. 7:7). И Он, обещавший, не может солгать (Тит. 1:2). Ему слава и держава во веки! Аминь. (преп. Макарий Великий, Духовные беседы, 20.1–3,8) [2]
Примечания
[1] Коррект. по англ. тексту — моя. Расхождение с русск. пер. незначительные, но в данном месте идея о том, что Христос пребывает внутрь нас, практически теряется за архаичным языком и высоким стилем русск. пер.
[2] Коррект. по англ. тексту — моя. Расхождение с русск. пер. незначительные.