Размышления отца Матфея Бедняка о прославлении Бога в молитве. Глава 2 из книги «Жизнь в православной молитве». На русском языке публикуется впервые. Все проповеди и статьи отца Матфея, переведенные нашими студентами можно найти здесь
Много может усиленная молитва праведного. (Иак. 5:16)
Да внидет пред лице Твое молитва моя. (Пс. 87:3)
Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое. (Пс. 140:2)
Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его. (Ис. 6:3)
В последней цитате, предваряющей данную главу, пророк Исайя видит как Серафимы возносят молитву и тем самым точно передают её неземную суть.
В своём подлинном смысле молитва — это наше воссоединение с небесными силами в прославлении Творца. Несомненно, так и будет в конце, когда всё придёт под власть Бога Отца.
На самом деле молитва не является исключительно человеческим занятием. Она не предназначена для нашего утешения или удовлетворения наших нужд и прошений. Величие молитвы состоит в том, что это труд, свойственный духовным существам вообще. Она не от века сего и не для века сего. Если мы ограничиваем молитву лишь удовлетворением нужд и желаний человека или ответом на его прошения в жизни сей — молитва лишается своего подлинного величия. Через воздание Господу подобающей славы и чести имени Его, через благодарение и прославление Его в чистом хвалении сам человек преображается в духовное существо. И так он присоединяется к небесным силам в их неземном служении.
Конечно, мы просим Бога также и о земных вещах, поскольку пали с высоты своего первоначального духовного состояния, в котором не имели недостатка ни в чем. И хотя относительно начального замысла о молитве всё это оказывается привнесённым, Бог по милости Своей нисходит до нашего уровня и обещает слышать наши молитвы, когда мы приносим Ему свои нужды и прошения, которые Он и без того прекрасно знает. И тем самым Господь удостоверяет нас, что никогда не оставит нас по нашим грехам, и что наши скорби Ему не безразличны.
Но, постепенно углубляясь в молитвенную жизнь, мы в конце концов убедимся, что её смыслом является прославление Бога — божественное служение, облеченное неземным достоинством. К такому заключению приходили все святые. Это был итог их понимания и практического опыта молитвы.
В основании молитвы лежит безусловное воздание чести воле Господа: “Да будет воля Твоя и на земле, как на небе” (Лк. 11:2). По этой причине молитва неизбежно требует, чтобы человек отверг свою собственную волю: “Не Моя воля, но Твоя да будет” (Лк. 22:42). Подразумеваемое при этом воздание славы и чести Богу напоминает служение Серафимов. Необходимо помнить, что слава Серафимов происходит от их служения, а не от их природы. Поэтому падшесть нашей природы не мешает нам служить возданием славы Господу до тех пор, пока это служение движимо силой любви, чисто и не запятнано эгоизмом и себялюбием.
Полностью отдавая себя в волю Господа, мы входим в завет с Ним. Этот завет заключается, чтобы подготовить нас к окончательному соединению с Его волей. Что же до падшести нашей природы — Бог берет на Себя решение этой проблемы, и завеса между Им и нами устраняется кровью Его Сына: “Через познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих” (Ис. 53:11).
По этой причине молитва, как прославление Творца, преодолевает границы, обусловленные нашими недостатками и нашим недостоинством. Молитва прекрасна сама по себе и способна покрыть всякое наше несовершенство и исцелить любую немощь.
Когда молитва, возносимая к Богу с верой, воздает честь имени Его, она сама посредством благодати делает нас святыми: “Ибо и освящающий, и освящаемые, все — от Единого” (Евр. 2:11). Поэтому, когда мы предстоим в присутствии Божием и прославляем Его, нас с великой радостью окружают Ангелы, хотя и бремя грехов наших по-прежнему остается с нами. Ведь известно, что Ангелы радуются о возвращении одного кающегося грешника, и мы, как согрешающие, призваны к ежедневному покаянию.
Когда молитва, обращенная напрямую к Богу, воздает Ему честь и славу, тогда она наполняет человека святостью и чистотой. Тогда отверзаются глаза человека, чтобы он мог — в духе — увидеть древо жизни, которое есть Христос: “Святость, без которой никто не увидит Господа” (Евр. 12:14). Поэтому в чистой молитве человек с покаянием в сердце протягивает вперёд руку свою, чтобы срывать слова Евангелия с древа жизни и вкушать от них во всякое время. Так он обновляется и живёт, чтобы никогда не умирать.
В таком же ключе размышляет и преподобный Исаак Сирин, епископ Ниневийский, который говорит, что молитва есть Царство Божие [1]! По этой причине Христос настоятельно призывает нас молиться: “Должно всегда молиться и не унывать” (Лк. 18:1). Ведь именно в постоянной молитве Царство Божие таинственно открывается в нас. Преподобный Антоний Великий говорил так: “Я люблю вас всем сердцем своим и всей душой, потому что вы стяжали присутствие Господа внутрь вас” (преп. Антоний Великий, Письма к монахам, 13)[2].
Изречения Отцов о величии молитвы
7 Главное же во всяком добром старании и направляющая сила всякого праведного дела — это постоянство в молитве. Посредством нее, испрашивая у Бога, ежедневно можем приобретать и прочие добродетели. Именно отсюда в сподобившихся происходит общение в Божией святости и в духовной действенности, а так же рождается в них привязанность ума к Господу — расположение к Нему в неизреченной любви. Ибо кто ежедневно принуждает себя пребывать в молитве, в том от духовной любви к Богу воспламеняется божественная страсть и пламенное желание, и он приемлет от Духа благодать освящающего совершенства. (преп. Макарий Великий, Духовные беседы, 40.2)[3]
8 Каждый монах, ищущий совершенного пути, стремится к непрестанной молитвенности… Краеугольным камнем в своде всех добродетелей является совершенная молитва. (авва Исаак, по труду преп. Иоанна Кассиана Римлянина Десять собеседований отцов, пребывающих в Скитской пустыне, 9.2. О молитве )[4]
9 Вопрос. Что есть вершина всех подвижнических трудов [5], чтобы человеку, достигшему сего, можно было знать, что обрел уже он совершенство на своем пути?
Ответ. Когда сподобится человек непрестанного пребывания в молитве. Ибо, как скоро достиг он сего, то взошел на высоту всех добродетелей и соделался уже обителью Святого Духа. (преп. Исаак Сирин, Слова подвижнические, 21)
10 Принял я от Бога Его огненный Божественный Дух: примите Его теперь и вы. Если вы хотите получить сего Духа так, чтобы Он мог пребывать в вас, то принесите Богу труды тела своего и смирение сердца. День и ночь возносите мысли свои к небесам. В чистоте сердца просите о сем огненном Духе. Тогда вы получите Его… С прилежанием молитесь Господу непрестанно, и всем сердцем вашим, и вы получите Его, ибо сей Дух вселяется только в сердца чистые. Он откроет вам еще более высокие тайны и много другого, чего я не могу изложить пером и чернилами на бумаге… И уделом вашим станет радость небесная и днем и ночью. (преп. Антоний Великий, Письма к монахам, 8) [6]
Примечания
[1] Мне не удалось установить, какое сочинение преп. Исаака Сирина цитирует отец Матфей — прим. пер.
[2] Коррект по англ. тексту — моя. Ср. пер. Поскольку вы избрали Божественное, то я люблю вас всем духом моим. Вы имеете в себе Бога и стоите на высокой степени совершенства.
[3] Коррект. по англ. тексту — моя. Русский перевод местами запутан.
[4] Коррект. по англ. тексту — моя. Ср. пер. Цель всякого монаха и совершенство сердца состоит в постоянстве молитвы… Ибо все добродетели стремятся к совершенству молитвы…
[5] Коррект. по англ. тексту — моя. Более распространенный пер. — труды безмолвия.
[6] Коррект. по англ. тексту — моя. Расхождение с русск. пер. значительные. Матфей Бедняк цитирует преп. Антония по араб. рукописи.