Матфей Бедняк (Матта Эль-Мескин) — один из духовных лидеров Коптской Церкви ХХ века. В 1949 г. он, преуспевающий фармацевт, услышал призыв Господа полностью посвятить свою жизнь Богу, и, пожив немного в монастыре, ушел в пустыню на 12 лет. Постепенно к нему присоединились и другие братья, а в 1969 г. тогдашний глава коптской Церкви призвал эту общину восстанавливать монастырь св. Макария, который впоследствии стал центром духовного возрождения всего Египта. О. Матфей широко известен как богослов и духовный наставник, был одним из кандидатов на престол Коптской Церкви.
В блоге Колледжа доступны размышления о. Матфея о чтении Писания, о покаянии, о страданиях Господа, а также его проповедь о мученичестве святых апостолов Петра и Павла.
Данная статья представляет собой перевод главы 12 «Между Воскресением и Вознесением» из книги о. Матфея «Общение любви». Впервые на русском языке этот текст был опубликован в журнале «Вестник РХД» (1984 г., № 141, с. 72-77) в переводе матери Юльянии. Новый перевод подготовлен студентом Библейского колледжа «Наследие» Сергеем Сарвадием.
Между Воскресением и Вознесением
Сорок дней после воскресения Христос был со Своими учениками. …Явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием (Деян. 1:3).
Этот недолгий период времени, когда Христос жил на земле в теле, с которым Он прошёл через смерть, погребение и воскресение, можно считать самым великим и драгоценным даром Христа нашей человеческой природе. Возможность воскресения из мертвых и новой жизни в теле, свободном от страдания, смерти и разрушения, раньше была недоступна человеческой природе. Мы знаем, что человек стал мертвым после того, как грех отделил его от жизни в раю с Богом. И хотя отдельные личности иногда воскресали из мертвых по слову Божию, все они, как и Лазарь, воскресали, чтобы снова умереть. Тот факт, что мы должны воскреснуть для вечной жизни с Богом в теле, которое не будет разрушаться, не будет оскверняться и распадаться — высший и совершенно неописуемый дар Христа, данный всем нам, когда Господь воскрес с телом, с которым и был позже взят от нас.
Таким образом, всякий, кто верит в воскресение Христа, верит автоматически и в своё собственное воскресение. Потому что вера в воскресение сама по себе и есть воскресение. Ведь Христос каждому, кто верит в Него, даёт всё, что Ему принадлежит.
Но как на самом деле мы становимся обителью Духа воскресения и каким образом удерживаем в руках или даже в сердце своём вечную жизнь? Или другими словами, как мы можем сейчас жить в Духе воскресения, словно мы уже воскресли из мертвых со Христом, в полной уверенности, что ни смерть, ни страдания, ни какие другие обстоятельства нынешней жизни не имеют власти над нами? Или можно поставить вопрос ещё более остро: как человек может жить в своём собственном бессмертии? Как человек может прожить эти 40 дней после[1] Пасхи — не как часть годового богослужебного круга, но как опыт жизни, полностью свободной от страха смерти и её власти, жизнь после воскресения, жизнь, которая готовит нас к вознесению?
Мы не в силах сами ответить на этот вопрос. Мы должны обратиться к Евангелию. Апостол Иоанн говорит:
В тот же первый день недели вечером, когда двери [дома], где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20:19-23).
Всё, что Христос мог сделать для Своих учеников, чтобы они поверили в Его воскресение, это показать им Свои руки, пробитые гвоздями, и Свои рёбра, пронзённые копьём. Этого было достаточно, чтобы ученики обрели веру в воскресение — даже сомневающийся Фома. Но чтобы они обрели Дух и власть воскресения, даже с их верой этого было недостаточно. Для того чтобы мы поверили во что-то, выходящее за рамки наших знаний, воображения или опыта — как, например, в воскресение из мёртвых — мы должны иметь свидетельство. Но чтобы получить что-то, что находится за рамками нашей природы и опыта, за гранью нашего восприятия и логики, то есть, стать причастными воскресению и обрести его силу, нам должен быть дан духовный дар. Именно так и происходит, после того как Христос представил Своим ученикам доказательства Своего воскресения, так что они уверовали и возрадовались. Мы видим, что Он пришел к ним и дунул на них, чтобы даровать им то, что за гранью их природы и возможностей — дать им силу воскресения, как она есть. Это не просто воскресение из мёртвых, но воскресенье в Духе Бога, с новой природой, которая готовит человека к новой, духовной жизни, к жизни в Духе Божьем и с Богом, к жизни, в которой грех и смерть не имеет власти, и нет нужды склоняться перед страданиями и невежеством.
Христос дунул на учеников и дал им Духа Святого. Это напоминает нам о Божьем дыхании, данном Адаму, когда он только был сотворён. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт. 2:7). В обоих случаях это дыхание является творящим и дающим жизнь. Первое дыхание — это физическое творение для земной жизни во времени. Второе дыхание — это творение духовное для нескончаемой жизни небесной.
Адам получил первое дыхание и через него стал главой всего человеческого рода — от него проистекает вся дальнейшая жизнь людей на земле. Это дыхание сохранило своё действие в природе Адама и до сего дня.
Ученики же, объединённые верой, получили второе дыхание от Христа, как Церковь. Так Христос стал для Церкви источником новой духовной жизни. И для Церкви Его дыхание остаётся источником новой, небесной, вечной жизни.
Апостол Павел ясно указывает разницу между прежней и новой жизнью:
Первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам [т.е. Христос] есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного [т.е. Адама], будем носить и образ небесного [т.е. Христа] (1 Кор. 15:45-49).
Итак дыханием Христос установил новое творение, сообщив прежней Адамовой природе новую духовную природу, изначально не присущую ей, обещав ей возможность воскресения из мёртвых и вечную жизнь с Богом. Христа по отношению к человеку здесь следует рассматривать как нового Отца, потому что Он заново родил человека через Духа Своего после его физического рождения и дал ему жизнь, которая остаётся действенной и явной после, или точнее, за рамками земной жизни. Она начинается после смерти, с воскресением, но воскресение таинственно начинается уже сейчас, когда после нашего физического рождения мы получаем новое рождение от воды и Духа, и получаем Дух воскресения, который Церковь вдыхает в наше существо.
Мы уже испытали оба рождения, и обе жизни действуют в нас одна за другой, жизнь за жизнью. Духовная начинается после физической. Но одна жизнь умаляется, чтобы по чуть-чуть открыть путь для другой. Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор. 4:16).Здесь необходимо отметить важную особенность. Пока физическая жизнь сама по себе тает неизбежно и независимо от нашего желания, мы обнаруживаем, что духовная жизнь или причастность воскресению обретает силу внутри нас только по нашей воле и желанию. Вот поэтому Христос, когда даёт дыхание Духа Святого Своим ученикам, чтобы сделать их причастными воскресению и даровать им его силу, говорит им: Примите Духа Святого! (Ин. 20:22 ). Глагол “принять” здесь определяется мерой готовности человека и его желания. Христос не обещает автоматически или механически дать нашей природе Духа Святого. Наша человеческая природа получает дар вечной жизни и причастность воскресению в соответствии с той глубиной стремления, желания и воли, которую человек осуществляет всей душой своей и всем сердцем своим, и всем разумением своим.
Первое дыхание при физическом творении было получено без всякого отклика человеческой воли. Оно было дано вообще. Так полноправными обладателями человеческой жизни стали все обладатели человеческого тела. Второе же дыхание при духовном творении было с радостью воспринято только учениками — немногими из всех тысяч и миллионов представителей рода человеческого. Потому ученики считаются первыми плодами Духа. Но заметьте, что говорит Евангелие: Ученики обрадовались, увидев Господа (Ин. 20:20). Здесь показано, что именно радость веры в воскресение Христа подготавливает учеников к тому, чтобы принять дыхание Духа воскресения.
Дух воскресения и приобщение к нему не гарантированы, не даруются вообще всем и каждому вне зависимости от его желания или нежелания. Кто уверовал и возрадовался воскресению Господа, тот и призван получить Дух воскресения. Радость всегда является величайшим свидетельством готовности воли — будь-то воля к воскресению из мертвых или воля к жизни со Христом. Эта воля не просто желание или мечта, или предмет размышления, но выбор и стремление, и практическое действие. Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога (Кол. 3:1).
Поэтому наши повседневные мольбы и стремления, и источники нашей радости являются истинным свидетельством нашего отношения к воскресению. Это означает, что те вещи, которым мы радуемся в согласии с нашей собственной волей, мы должны каждый день или даже каждый час приводить в соответствие с требованиями жизни со Христом — жизни в воскресении — чтобы, плодотворно получая дыхание Духа Святого, мы могли постоянно обновлять нашу природу.
Тогда возникает вопрос: а как же нам начать жить такой жизнью уже сейчас — жизнью после воскресения, вечной жизнью с Богом — если мы по-прежнему живём в своих телах, сокрушаемых бременем греха? Разве власть смерти над этим телом, осуществляемая через грех, не является объективной и неизбежной?
Ответ даёт Евангелие. Мы видим, что Христос, даровав Дух воскресения Своим возрадовавшимся ученикам, немедленно говорит им: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20:23). Впервые в истории человечества грех приходит под власть людей, которые сами прежде были под властью греха. Здесь явно открывается, что дыхание Духа, дарованное Христом Своим ученикам, имеет силу обновлять самую природу человечества. Мы становимся свидетелями глубокого и значимого потрясения в жизни человека.
Новая сила, данная нам в дыхании Духа Святого из уст Христа, открыто и достоверно являет, что на самом деле ученики обрели воскресение, хотя таинственно и невидимо. Ведь разве может кто прощать грехи, сам будучи мертвым или находясь под властью смерти? Если ученики получили власть прощения грехов, безусловно, это должно означать, что дыханием Духа Святого, полученным ими из уст Господа, они уничтожили власть греха, под которой они находились, и таким образом преодолели власть смерти. Именно так: они воскресли из мертвых, одержав высшую духовную победу. И это ещё не всё! С Духом Святым, Который обрел обитель Свою в них, они становятся способны освободить от власти греха и других людей и, соответственно, уничтожить власть смерти. Воскресение Христово позволяет им передать Дух воскресения другим, если те готовы. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20:23 ).
Итак мы видим, что связь между Духом воскресения и человеческой жизнью, превосходя власть греха и смерти, становится реальностью в тайне прощения — в тайне величайшей нежности и взаимной глубины. И эта тайна жизни Христа действует после Его воскресения из мёртвых, после того как Он Своею смертью попрал смерть и даровал вечную жизнь сущим во гробах.
Но есть ли связь между тем, как Христос после воскресения Своим дыханием даёт ученикам Духа Святого, и тем, как сходит Дух Святой в день Пятидесятницы? Эти два события глубоко соотносятся, и одно, безусловно, связано с другим. Дыхание Христа гарантировало апостолам воскресение и вечную жизнь. Человеческая природа, таким образом, получила власть воскресения из мертвых и стала обителью вечной жизни. Сошествие Духа Святого в день Пятидесятницы даровало человеческой природе духовную власть свыше, которая могла связать и соединить всех людей друг с другом через Духа Святого. Это единение могло произойти через духовное слово, движение сердца, тайные деяния служения, чудеса и знамения, или притягательный и плодотворный пример жизни. Вся цель заключалась в том, чтобы образовать целостный человеческий организм, Самим Христом и со Христом же объединённый, и через это подготовить человеческую природу как единое целое, как Церковь для жизнь со Христом на небесах.
Итак после воскресения Дух Святой в дыхании Христа был дан апостолам для того, чтобы подарить человеческой природе Дух и власть воскресения, в то время как сошествие Духа Святого на апостолов после вознесения передало человечеству Дух и власть вознесения. Потому Христос воскрес, как первенец из мёртвых, и затем вознесся на небеса и первым из нас вошел в святые обители. Если бы Христос не воскрес с нашим телом, мы бы не могли воскреснуть и ничего не узнали бы о вечной жизни. Если бы Господь не вознесся на небеса с нашим телом, то и человек — даже воскреснув из мертвых — никогда не смог бы вознестись на небеса. Эти две власти — власть воскресения и власть вознесения — Христос даровал через Духа Святого, Который берёт Христово и даёт нам: Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам (Ин. 16:14). Потому и апостол Павел заявляет с уверенностью, что Бог воскресил нас с Ним и дал нам сидеть с Ним в небесных обителях: И нас воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе (Еф. 2:6).
Мы уже воскресли со Христом и живём в нашем воскресении дыханием Духа Святого. Если же и Дух Пятидесятницы тоже сошёл на нас, значит, мы готовы к нашему вознесению. И тогда уже ничто не отделяет нас от небес кроме ожидания пришествия Того, Кто сейчас уже при дверях. Приду опять и возьму вас к Себе (Ин. 14:3).
[1] В английском переводе этой главы написано «40 дней Поста», но общий контекст подсказывает, что речь идёт именно о 40 днях после Пасхи — прим. переводчика.