Надежда — еще не оптимизм… Но уже и не отчаяние. И если такие тексты есть, их нужно тоже помнить.
В ответ на статью о христианском утешении мне довелось услышать следующее мнение.
«Христианское утешение… утешает только в одном случае: умерший (если утешение дается в случае смерти ближнего) был настоящим христианином. Но что сказать в следующей ситуации? У верующей женщины юная дочь попала в автомобильную катастрофу. Сначала были молитвы и напряженное ожидание чуда. Но дочь умерла. Она была нецерковной. И женщина потеряла веру. Значит, христианское утешение, опыт церкви, слова апостола и т.п. не подействовали никак. Прошло уже года три, но ничего не изменилось. Факт тот, что сама женщина была церковной (как долго, я не знаю) и ушла из церкви именно потому, что убедительного утешения для нее в Церкви не нашлось. Не знаю, есть ли тут вина окружающих, не могу сказать.
Христианские утешения веками писались христианами для христиан, но сейчас ситуация изменилась. Семей, в которых все воцерковлены, очень немного. А относительно нецерковных обычно даются ответы довольно дикие, причем со ссылкой на Самого Христа: «думайте о том, что и вы, если не покаетесь, так же погибнете». Т.е. матери дадут совет забыть про дочь и заботиться в первую очередь о собственном спасении. Ну, может быть, усердными молитвами она немного облегчит участь дочери. Честно говоря, это никуда не годное утешение. И с нашим «церковным возрождением» утешения становятся еще более безутешными. Раньше считалось: крещеный — значит, христианин, значит, Бог смилостивится. А сейчас сами убежденные христиане начинают активно доказывать, что просто крещеный — это ничего не значит, что три воскресенья не причащался — и все, отпал, и т.п. Все, что могут сделать в качестве «утешения» в случае, подобным описанному — это взвалить на мать неподъемное бремя вины за то, что не так воспитала дочь, и посоветовать теперь самой восполнить все, что не сумела дать. Но и тут не знаю, в чем дело, потому что часто дети отходят от церкви именно вследствие избыточных родительских усилий по их воцерковлению».
Это — тот контекст, в котором я начал думать. И предупреждаю, что все сказанное ниже — ответ именно на вопрос, поставленный в заголовке и преамбуле. На вопрос «Спасусь ли я, если не буду исповедовать Христа?» ответ будет совершенно другим!
Итак, в размышлениях об участи не знающих Бога полезно помнить:
1. Что в Писании есть дерзновенные слова о том, что Христос — спаситель всех:
«Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных» (1 Тим. 4:10) «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за [грехи] всего мира» (1 Ин. 2:2).
2. Что не дело Церкви – судить о тех, кто к ней не принадлежит. «Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог». (1 Кор. 5:13)
3. Что Божий суд – это суд милости: «милость превозносится над судом» (Иак. 2:13)
4. Что вера даже одного члена семьи освящает остальных: «Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (1 Кор. 7:14).
5. Что Бог слышит молитвы верных: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим. 8:22)
«Ибо надеюсь, что по молитвам вашим я буду дарован вам» (Флм. 1:22)
6. Что в конце концов Бог будет все во всем:
«Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем». (1 Кор. 14:28)
7. И вообще, своей избранностью гордиться не стоит, ибо спасение даже противящихся Богу – это тайна, которую Он разрешит так, что это будет к Его славе: «Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, [до времени], пока войдет полное [число] язычников; и так весь Израиль спасется. Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать… О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь». (Рим.11)
Надежда — еще не оптимизм… Но уже и не отчаяние. И если такие тексты есть, их нужно тоже помнить.
«А если человек отвергал Бога?» — спросят некоторые. Хотя позиция, казалось бы, очевидна (таких людей ждет погибель — 2 Фесс. 1:8-9), уверены ли мы, что человек действительно отвергал Бога? Вопросами личного выбора ведает только Бог. Кто-то слышал не Евангелие, а карикатуру на него. Кто-то был обижен Церковью. До кого-то Евангелие просто не дошло. Кто-то болел, страдал так, что и верующий на его месте мог бы вести себя неадекватно. Если мы сами не проходили через испытания веры, будем лишь благодарить Бога и еще больше желать этим людям спасения. Пусть Бог с ними разбирается. В этом — заповеданная нам любовь.
Вообще, про себя, про своих родственников, если ему так хочется, каждый может думать что угодно. Но отбирать надежду у других — такого права Бог не давал никому.
А вот отрывки о Суде: «кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16), «возмездие за грех — смерть» (Рим. 6:23), «тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь вечную, и немногие находят их» (Мф. 7:14) и другие подобные, — лучше относить к себе. Они и были сказаны для того, чтобы каждый поставил вопрос спасения лично перед собой, а не за других.
Такое понимание не приведет к расслабленности и самоусыплению – у верующих остается призвание свидетельствовать и преображаться в послушании Христу.
Но вот если человек унывает относительно своих близких, указать эти места очень даже уместно. В этом — мудрость пастырства, ведь сам ап. Павел призывает к такому различению: «Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем» (1Фесс.5:14), и у преп. Иоанна Лествичника, знатока пастырского служения, сказано (6:10) : «Когда оплакиваешь грехи свои, никогда не слушайся оного пса, который внушает тебе, что Бог человеколюбив; ибо он делает это с тем намерением, чтобы отторгнуть тебя от плача и от бесстрашного страха. Мысль же о милосердии Божием принимай тогда только, когда видишь, что низвлекаешься во глубину отчаяния» .