Михаил Зелёный
Eгда исполнишася дние очищения eю, по закону Моисеову, вознесоста Eго во Иерусалим, поставити Eго пред Господем. Якоже eсть писано в законе Господни. яко всяк младенец мужеска полу, разверзая ложесна, свято Господеви наречется: И eже дати жертву, по реченному в законе Господни, два горличища или два птeнца голубина. | Когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, И чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. |
И се бе человек во Иерусалиме, eмуже имя Симеон: и человек сей праведен и благочестив, чая утехи Израилевы: и Дух бе Свят в нем. И бе eму обещано Духом Святым, не видети смерти, прежде даже не видит Христа Господня. И прииде духом в церковь. И eгда введоста родитeля Oтроча Иисуса, сотворити има по обычаю законному о Нем, И той прием Eго на руку своeю, и благослови Бога, и рече: | Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, Он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: |
Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: Яко видесте oчи мои спасение Твое, Eже eси уготовал пред лицем всех людей: Свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля. |
Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, Ибо видели очи мои спасение Твое, Которое Ты уготовал пред лицем всех народов, Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. |
И бе Иосиф и Мати Eго чудящася о глаголемых о Нем. И благослови я Симеон, и рече к Марии Матери Eго: се лежит Сей на падение и на востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо: и Тебе же Самой душу пройдет оружие. яко да открыются от многих сердец помышлeния. | Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нём. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – И Тебе Самой оружие пройдёт душу, – да откроются помышления многих сердец. |
И бе Анна пророчица, дщи Фануилева, от колена Асирова: сия заматоревши во днех мнозех, живши с мужем седмь лет от девства своего: И та вдова яко лет oсмьдесят и четыре, яже не отхождаше от церкве, постом и молитвами служащи день и нощь. И та в той час приставши исповедашеся Господеви, и глаголаше о Нем всем чающим избавления во Иерусалиме. | Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. |
И яко скончашася вся по закону Господню, возвратишася в Галилею, во град свой Назарет. Oтроча же растяше и крепляшеся духом, исполняяся премудрости: и благодать Божия бе на Нем. | И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нём. |
Исход 11:4 И сказал Моисей: так говорит Господь: в полночь Я пройду посреди Египта 5и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах, и все первородное из скота;
Исход 12:29 В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота.
Исход 13:1 И сказал Господь Моисею, говоря: 2освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота, [потому что] Мои они.
Левит 12:2 скажи сынам Израилевым: если женщина зачнет и родит младенца мужеского пола, то она нечиста будет семь дней; как во дни страдания ее очищением, она будет нечиста;[…]6 По окончании дней очищения своего за сына или за дочь она должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех, ко входу скинии собрания к священнику; 8Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмет двух горлиц или двух молодых голубей, одного во всесожжение, а другого в жертву за грех, и очистит ее священник, и она будет чиста.
Числа 8:15 После сего войдут левиты служить скинии собрания, когда ты очистишь их и совершишь над ними посвящение их; ибо они отданы Мне из сынов Израилевых: 16вместо всех первенцев из сынов Израилевых, разверзающих всякие ложесна, Я беру их Себе; 17ибо Мои все первенцы у сынов Израилевых, от человека до скота: в тот день, когда Я поразил всех первенцев в земле Египетской, Я освятил их Себе
Числа 18:8 И сказал Господь Аарону: вот, Я поручаю тебе наблюдать за возношениями Мне; от всего, посвящаемого сынами Израилевыми, Я дал тебе и сынам твоим, ради священства вашего, уставом вечным; […]15Все, разверзающее ложесна у всякой плоти, которую приносят Господу, из людей и из скота, да будет твоим; только первенец из людей должен быть выкуплен, и первородное из скота нечистого должно быть выкуплено.
Когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву… Евангельское чтение праздника Сретения Господня невозможно правильно понять, не зная тех ветхозаветных законов, которые должно было исполнить Святое Семейство. Закон Моисеев требует каждого первенца, «разверзающего ложесна» (т. е. первого ребёнка у своей матери), посвятить Богу. Это связано с тем, что при Исходе из Египта Бог поразил всех египетских первенцев (10-я казнь). После этого Он потребовал, чтобы все первенцы в народе Израилевом были посвящены Ему.
Первоначально предполагалось, что первенцы будут нести священническое служение. Но после греха золотого тельца это служение было отдано единственному колену – сынам Левия (левитам), так как только это колено осталось верным Богу и не поклонилось золотому тельцу. Собственно священническое служение, т. е. приношение жертв и некоторые другие священнодействия, было отдано одному-единственному роду колена Левиева – сынам Ароновым. Прочие левиты помогали им, служа при Храме Господнем (сначала в передвижном – скинии, а после Соломона – в Храме Иерусалимском). Чтобы левиты всецело посвящали себя служению Богу, колено Левиево не получило удела при разделе Земли Обетованной после её завоевания: священники и левиты получили внутри наделов других колен небольшие участки под дома, но не поля, достаточные для занятий сельским хозяйством. Не имея возможности кормиться с земли, священники и левиты занимались тем, что учили народ Закону Божию и несколько раз в год являлись Храм, чтобы выполнять своё служение. Народ же за это обязан был содержать священников и левитов, давать им десятину, т. е. десятую часть от урожая и приплода скота.
То, что Богу был посвящен каждый первенец в народе Израилевом, проявлялось в том, что его необходимо было выкупать, отдавая некую сумму одному из священников – сынов Ароновых (см. Чис 18:8). Наряду с десятиной это служило одним из источников дохода священников. Для выкупа, как и для уплаты десятины, не обязательно было совершать паломничество в Храм: десятину и выкуп за первенца можно было давать любому священнику или левиту (выкуп – только священнику) «по месту жительства».
Если для выкупа первенца не обязательно было прибывать в Храм, то для другого обряда, который совершался над женщиной после рождения ребёнка, это было необходимо: в течение 40 дней после рождения сына и 80 после рождения дочери женщина считалась нечистой. По истечении этого срока она должна была принести две жертвы: за грех и жертву всесожжения. За грех положено было приносить голубя, во всесожжение – агнца, но для бедных допускалась замена агнца вторым голубем. То, что Пресвятая Дева принесла в жертву двух голубей, свидетельствовало о том, что Святое Семейство было не из богатых.
Не обязательно было совершать паломничество в Храм сразу после завершения периода нечистоты и даже после каждых родов: считалось вполне допустимым, если женщина родит несколько детей, а потом один раз придёт в Иерусалим и принёсет там все жертвы сразу. Тем не менее благочестивые женщины (а Пресвятая Дева, безусловно, была таковой) старались прибыть в Храм для принесения жертв сразу, как только Закон допускал это. Если ребёнок был первенцем, жертвоприношение могло совмещаться с выкупом первенца, который давался одному из служащих в это время в порядке своей чреды священников.
Разумеется, онтологически ни Пресвятая Дева не нуждалась в очищении и жертве за грех, ни Единородный Сын Божий – в посвящении Богу. Но, как говорит ап. Павел в Послании к Галатам, «когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление». Христос подчиняется Закону для того, чтобы «исполнить всякую правду», как сказано в рассказе о Его крещении в Евангелии от Матфея. В полной мере это относится и к тем событиям, которые вспоминаются в праздник Сретения Господня.
Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон… Старец Симеон не был священником, который совершал одно из положенных по Закону священнодействий или принимал выкуп за первенца. Он пришел не по долгу службы, а по зову сердца и велению Духа.
Чающий утешения Израилева… «Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш» – написано в той части книги пророка Исаии, где содержатся пророчества о возвращении народа Израильского из вавилонского плена. Это возвращение и называется «утешением Израилевым». Но о каком возвращении идёт речь, если оно уже состоялось – народ Израильский живёт в Земле обетованной, Храм восстановлен и в нём совершается служение Богу? Дело в том, что несмотря на это народ Израильский оставался под властью язычников, а самое главное – не было того преизобилующего явления Славы Господней, о которой не раз говорилось в главах Книги Исаии, содержащих пророчества о возвращении. Поэтому многие считали, что эти пророчества сбылись пока лишь частично и окончательное «утешение Израилево» ещё предстоит.
В этих же главах Исаии не раз появляется образ загадочной фигуры – Раба Господня, с которым таинственным образом связано Избавление. Явление такого Раба будет означать, что чаемое Избавление и Утешение близки. Так как ещё раньше царю и пророку Давиду было обещано, что царство у Израиля не будет никогда отнято, логично было связать образ Раба с образом Мессии – праведного Царя Израилева из рода Давидова, через Которого и должно прийти Избавление подобно тому, как через Давида некогда произошло избавление Израиля от угнетавших его иноплеменников – прежде всего филистимлян. Поэтому одним из имён Мессии было Утешитель (Менахем на иврите) – имя, которое в христианской традиции благодаря Евангелию от Иоанна используется для обращения к Святому Духу.
И Дух Святый был на нем. Эти слова означают, что Симеон обладал пророческим даром.
Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. Симеону это было открыто как пророку.
Существует предание, что Симеон был одним из переводчиков Священного Писания на греческий язык и переводил Книгу пророка Исаии. Когда он дошел до 14-го стиха 7-й главы, он сначала не решился перевести его как «се, дева во чреве приимет». Как дева, не знавшая мужа, может забеременеть? – подумал он. В этот момент ему явился ангел и сказал: переводи именно с употреблением слова «дева» (partenos по-гречески), более того: ты не умрешь, пока не увидишь своими глазами эту Деву и рождённого от Неё Младенца.
При всей своей красоте это предание, увы, не может претендовать на историчность. Чисто теоретически старец Симеон мог бы быть одним из переводчиков Исаии – точное время перевода пророческих книг мы не знаем, но скорее всего это произошло в I веке до Рождества Христова (книги Закона были переведены раньше). Но никаких свидетельств о том, что Симеон действительно был из числа переводчиков Писания и тем паче об истории с переводом «се, Дева приимет» нет на протяжении всего 1-го тысячелетия христианской эры. Ни в комментариях Отцов Церкви 1-го тысячелетия, ни в каких-либо других источниках тех времён нет никаких свидетельств об этом предании.
Оно появляется только более чем через 1000 лет после евангельских событий как попытка истолковать таинственные слова Евангелия в духе своего рода «мидраша», дорисовывающего священное повествование. Логично было предположить, что обетование старцу Симеону было дано не просто так, а в связи с чем-то: например, он в чём-то усомнился и потому ему было обещано свыше увидеть своими глазами именно то, в чём он сомневался. Ближайшей аналогией тут может быть история рождества Иоанна Предтечи, когда его отец Захария усомнился в возможности этого, и потому от архангела, возвестившего ему весть о рождении сына, ему было сказано, что он будет нем до того, как обещанное сбудется. Т. е. в случае Симеона тоже могло быть некое пророчество, в котором он усомнился, ну а дальше могло быть сделано предположение, что речь могла идти о пророчестве, связанном с рождением Спасителя.
Кому-то такого рода предположения могут показаться убедительными, кому-то – нет, но в любом случае вряд ли может идти речь о том, что мы имеем дело с достоверным преданием, сообщающим правдивую информацию, которое не было записано в Евангелии и передавалось изустно. Поэтому лучше относиться к причинам того, почему Симеону было предсказано своими глазами увидеть Христа, как к тайне, которая нам не открыта.
И пришёл он по вдохновению в Храм. Про Анну, дочь Фануилеву, сказано, что она «не отходила от храма», т. е. приходила на молитву в его дворы постоянно («быть в храме», «молиться в храме» и т. д. означало молиться в его дворах – в само здание Храма входить могли только священники). Про Симеона же сказано, что он «пришел по вдохновению», т. е. он не ходил на молитву в Храме постоянно, а пришел по специальному откровению от Бога.
Благословил Бога. Произнёс молитву, начинающую со слов «Благословен Бог». Такие молитвы благочестивые иудеи произносили в предписанных Законом случаях (например, за трапезой – см. Втор 8:10: «И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе»), а также во многих других ситуациях: перед исполнением заповедей, встретившись с чем-то необычным и т. д.
Какими именно словами Симеон благословлял Бога, евангелист не сообщает. Можно предположить, что это было что-то похожее на то, как благословлял Бога отец Иоанна Предтечи Захария (см. Лк 1:68–69: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего»). Почему именно не передаются слова благословения – можно только догадываться: возможно, потому, что они были достаточно стереотипными в отличие от молитвы «Ныне отпущаеши», которая следовала за ними.
Ныне, т. е. после того, как я увидел Мессию.
Отпускаешь – Симеон мыслит свою жизнь как всецело проникнутую ожиданием пришествия Мессии. Теперь время ожидания кончилось: он Мессию увидел и спокойно может умереть.
По слову Твоему. Симеон исповедует, что обетование, данное ему, исполнилось.
С миром – точнее: «в мире», т. е. в состоянии радости от исполненного заветного желания.
Спасение. Оно мыслится уже наступившим с рождением Мессии.
Пред лицем всех народов. Спасение будет совершаться открыто и все народы будут теперь свидетелями его – и иудеи, и язычники.
Свет к просвещению язычников. «Светом народов» грядущий Раб Господень (Мессия) называется в пророчестве Исаии (49:5–6), сказанном от его лица: «И ныне говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе, чтобы обратить к Нему Иакова и чтобы Израиль собрался к Нему; Я почтен в очах Господа, и Бог Мой – сила Моя. И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли». Смысл пророчества в том, что в мессианские времена язычники, пребывавшие дотоле во мраке неведения, уверуют в Бога Израилева и поклонятся Ему вместе с Его народом.
И славу народа Твоего Израиля. Мессия, Спаситель будет тем семенем Аврамовым, в котором по данном Аврааму обетованию (Быт 12:3, 18:18, 22:18) благословятся все народы. В этом исполнится предназначение Израиля как Народа Божия, и потому справедливо считать Мессию славой Израиля.
Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нём. Слова, сказанные Симеоном, изумили Марию и Иосифа не потому, что он открыл им нечто до сих пор им неизвестное, а скорее потому, что этот человек так много знал об их Младенце.
Се, лежит Сей на падение и на восстание многих… В этих словах можно увидеть параллель с пророчеством Исаии (8:14–15): «И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима. И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены». Симеон, в согласии с пророком Исаией, имеет здесь, конечно, в виду тот суд, который должен совершаться над людьми вследствие явления и деятельности Мессии. Многие соблазнятся относительно Мессии и через это впадут в погибель, а многие другие восстанут через веру в Него к новой, лучшей жизни.
Предмет пререканий – точнее: «в знамение, относительно которого будет много споров» («знамение пререкаемое» на церковнославянском). Явление Христа хотя само по себе и было, несомненно, чудесным знамением или признаком исполнения Божественных обетований, тем не менее встретило против себя сильные протесты со стороны мира, которые и разрешились распятием Христа.
И Тебе самой оружие пройдёт душу. Симеон только что сказал о судьбе, ожидающей Иисуса. Теперь он обращает свой взор к Матери Иисуса и видит, как Она будет страдать и болеть душой, когда Сын Её станет таким предметом пререканий, в особенности же когда Она будет смотреть на Его смертные мучения, которые Он будет переносить на кресте. Ощущение, которое Она получит при этом, будет так болезненно, как болезненно бывает, когда сердце проколют мечом.
Да откроются помышления многих сердец. Цель, какую имел Бог, предназначая Иисуса Христа на такое служение, при котором должны были начаться распри в народе, которые, в свою очередь, должны были тяжело отозваться на Его Матери, состояла в том, чтобы из многих сердец вышли, обнаружились доселе скрытые мысли. Раскрытие же или обнаружение мыслей произойдет тогда, когда нужно будет стать или на сторону Христа, или же – против Него.
Анна пророчица – возможно, у неё, как и у Симеона, был пророческий дар, благодаря которому она и узнала в сорокадневном Младенце Мессию. Но никаких подробностей об этом, а также о том, почему её называли пророчицей, Евангелие не сообщает. Впрочем, есть основания предполагать, что Анна была известным человеком в Иерусалиме своего времени, где многие знали её как «Анну пророчицу» (возможно, это было своего рода прозвище). По всей видимости, эту память, несмотря на прошедшие годы, сохранила Иерусалимская церковь, преданиями которой о Рождестве Иисуса и связанным с ним событиях пользовался евангелист Лука.
Дочь Фануилова, – имя «Фануил» (точнее, «Пенуэль») означает «Лице Господне». Видимо, его имя помнили в кругах «чающих утешения Израилева» в Иерусалиме, и поэтому оно сохранилось (заметим, что имя отца Симеона Евангелие не сообщает).
От колена Асирова – это было одно из десяти северных колен. Удел его был на западе Галилеи. Обычно считается, что эти десять колен исчезли после того, как были уведены в плен ассирийцами в VIII веке до Рождества Христова. Но на самом деле это не так – эти 10 колен жили в Мидии и были частью еврейской диаспоры Персидской Империи. Иногда выходцы из мидийской диаспоры возвращались в Святую Землю – возможно, так поступил и отец Анны со своей семьёй.
Вдова лет восьмидесяти четырех… То, что после смерти своего мужа, будучи ещё молодой, она не вышла замуж, является достаточно необычным. Как правило, молодые вдовы старались выйти замуж: во-первых, женщине без мужа было нелегко прожить, во-вторых, если у человека не было детей, то его было некому кормить в старости. Конечно, положения Закона Моисеева, защищающие вдов, несколько облегчали их положение (во всяком случае, не давали им с голоду умереть), но всё равно положение вдовы было нелёгким. По всей видимости, то, что Анна отказалась от замужества, было её сознательным выбором – она решила посвятить себя служению Богу. Возможно, это связано с тем, что, отказавшись от устроения своей личной судьбы, она чаяла общего «утешения Израилева».
Которая не отходила от храма. Эти слова означают, что она приходила на молитву во дворы Храма каждый день. Это могло быть связано с ожиданием пришествия Мессии, так как считалось, что Он должен явиться в Храм Господень.
Младенец же возрастал и укреплялся духом. Это буквальное повторение того, что сказано об Иоанне Крестителе.
И благодать Божия была на Нём, т. е. любовь Божия проявлялась над Отроком Иисусом, но в чём – не сказано.