Притча о талантах
Сегодня на молитвенных чтениях читали Мф. 25:15-30.
14 Ибо [Он поступит], как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:
15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;
17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;
18 получивший же один талант пошел и закопал [его] в землю и скрыл серебро господина своего.
19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.
20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.
21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.
23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
24 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,
25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.
26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;
27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;
28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Талант в буквальном смысле — это серебро, килограмм тридцать. Но что означает талант в контексте данной притчи?
Может быть, это духовные дары, на которые мы обращаем мало внимания (такие, как молитва, боговедение) – в противоположность тому, что мы думаем, что имеем в этой жизни (богатство, и пр.)? И тогда, действительно, в конце жизни отнимается то, что человек думает иметь…
Может быть, это сама жизнь, которую ты либо преумножаешь, либо проживаешь так, что в конце – пустота?
Может быть, это все, что есть у нас, — присутствие друзей, время для общения, природа, музыка и тишина, — все-все в этом мире, что можно просто не заметить, потерять, а можно принять с благодарностью, прожить, приобрести?
Может быть, это твоя семья, дети, твое служение – которые на самом деле не твои, но в них нужно вкладывать свою энергию, чтобы получить добрые плоды? Но это может быть и старый, больной, умирающий человек, за которым ты ухаживаешь, и все только хуже, тогда приобрести тут внешне как будто ничего нельзя, кроме того, что в мире станет чуть-чуть больше любви…
Если посмотреть параллельное место (Мк. 4:24-25), то данное — это вера, которой очень важно делиться, не хранить «про себя». И тогда, кстати, понятно, почему можно сохранить талант, испугавшись свидетельствовать о вере, — бояться как неверующих, так и тех, кто верит иначе, и будет с тобой спорить, гнать. Все равно благовествуй! Здесь и тот смысл, что не нужно ждать, что ты заработаешь, охраняя свою интеллектуальную собственность, — служи распространению веры даже анонимно, главное, во славу Божию…
Интересно, что каждому дается столько, сколько в его силах. Тебе дано столько, сколько ты можешь понести. Просто не за чем сравнивать, завидовать. И это тоже здорово, что дается, чаще всего, не одно. Если ты где-то упираешься рогом в землю, дело не идет, — переходи к работе над другим талантом…
Мы сконцентрировались на талантах, как этот третий раб. Но можно заметить, что хозяин вовсе не таков, как его описывает этот раб. Ему не нужны таланты сами по себе, он не забирает их у того, кто в итоге имел десять. Но вот отчуждения от себя он не выносит.
И тогда понятно, что это за тьма. Она – не какое-то ужасное место. Просто остаешься в том же состоянии, что и третий раб – в страхах, в недоверии, вне Присутствия.