Матфей Бедняк (Матта Эль-Мескин) — один из духовных лидеров Коптской Церкви ХХ века. В 1949 г. он, преуспевающий фармацевт, услышал призыв Господа полностью посвятить свою жизнь Богу, и, пожив немного в монастыре, ушел в пустыню на 12 лет. Постепенно к нему присоединились и другие братья, а в 1969 г. тогдашний глава коптской Церкви призвал эту общину восстанавливать монастырь св. Макария, который впоследствии стал центром духовного возрождения всего Египта. О. Матфей широко известен как богослов и духовный наставник, был одним из кандидатов на престол Коптской Церкви.
Мы продолжаем публиковать переводы отдельных глав из книги отца Матфея «Общение любви». Сегодня мы познакомимся с его размышлениями о сошествии Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы (глава 14). Текст на русском языке публикуется впервые. Перевод подготовил студент Библейского колледжа «Наследие» Сергей Сарвадий.
Все проповеди отца Матфея и главы из его книги «Общение любви» , переведённые нашими студентами, доступны в блоге Колледжа (здесь).
Венец искупления
Мы уже говорили с вами о Вознесении Господа, которое произошло через сорок дней после Воскресения, и о том, как Он завершил начатое на кресте. Когда в тот день Он вознёсся и прошёл через преграду, отделявшую нас от Отца, и вошёл во внутреннейшее за завесу как предтеча от нас, Он вошёл с кровью на Своих руках и перед Отцом предстал закланным во плоти по Своей великой любви и послушанию. Гнев Божий за преступления человека был навсегда отвращен, поскольку Сын Сам предложил Себя в уплату за неидеальность человечества. Потому и говорим мы: предтечею за нас вошёл Иисус… и приобрёл вечное искупление (Евр. 6:20, 9:12).
Таким образом Христос Своим вознесением и Своим сидением одесную Отца исполнил небесный замысел и тем самым завершил искупление и приобрёл спасение для всякого верующего в Него.
После искупления
После искупления и спасения, нам остаётся войти в общение с Отцом, то есть, чтобы мы могли как дети Его жить с Ним в любви. Одно дело умереть со Христом, воскреснуть с Ним и воссесть с Ним на небесах, и другое дело жить с Отцом в общении сыновьей любви. Именно этот замысел, прежде описанный как “Обетование Отца”, осуществил Дух Святой, и это событие обрело конкретную дату в истории человечества. Всё это было предсказано пророками, об этом же говорил Христос, и это осуществилось в день Пятидесятницы.
Откровение о любви Отца
Мы знаем, что Христос исполнил божественный замысел во плоти, то есть, через Свою смерть, воскресение, вознесение и сидение одесную Отца. Но в Пятидесятницу Отец осуществил замысел в Духе Святом. Целью Христа является спасение — в прощении грехов, в избавлении от наказания за них и в том, чтобы восстановить отношения людей с Богом, навсегда примирив нас в Себе. Цель Отца — сотворить так, чтобы мы могли жить с Ним в сыновьей любви. Как итог всех трудов Христа это и было достигнуто в Пятидесятницу.
Где завершается спасительная и примиряющая роль Сына, там начинает действовать Отец в любви и усыновлении. Об этом Господь выразительно сказал: в тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас: ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога (Ин. 16:26,27).
Слова Христа Сам Отец любит вас и в тот день совершенно точно исполнились в день Пятидесятницы, когда Отец послал Духа Святого, и это был Его собственный Дух, Дух отцовской любви, описанный прежде как “Обетование Отца”. Святой апостол Павел объясняет произошедшее так: потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим. 5:5). Это означает, что первым впечатлением в наших сердцах и разуме в этот великий день Пятидесятницы должна была стать любовь Отца к нам, ощущение пламенной отцовской любви, излитой на человечество после того, как Сын исполнил все условия искупления и спасения.
Это наша доля славы в тот великий день. Это сокровище любви, из которого проистекает благочестие всех времён и эпох, и которое никогда не истощается — пылкая любовь Отца, которая побуждает нас непрестанно взывать “Авва, Отче!” Потому что Дух Пятидесятницы это огненный Дух, исходящий напрямую от Отца и несущий в Своём пламени Его милосердие и Его великую любовь, которая на протяжении многих тысяч лет была удержана от человечества.
Хотел бы я, чтобы вы осознали силу и величие этой любви, ибо тайна её так глубока! Она оказалась способной рождать новое и как небесный огонь способной преображать нашу природу, как огонь преображает грязь в золото. Той же самой любовью, которой Бог возлюбил единородного Сына Своего, Он избрал в этот “божественный день” возлюбить нас и излить на нас Дух Свой открыто. Итак из рабов Он сделал нас Своими детьми, возвысил нас от земли до небес во имя Сына Своего, Который сошел на землю и отдал Себя на смерть ради нас.
Усыновление в Духе Святом
Когда Авраам в смирении перед Богом был готов принести в жертву своего сына, послушавшись голоса Всемогущего, Господь явил ему щедрую милость, поклявшись Самим Собой благословить его и в нём благословить все народы. Но когда Христос исполнил замысел во плоти, послушный Отцу Своему даже до смерти на кресте, вознёсся и предстал пред Отцом в Своём жертвенном теле, Бог в день Пятидесятницы, в которой благословляются все наши времена, сотворил нечто более великое, чем обещал: Его любовь излилась в избытке на всех людей, и на каждого человека Он излил Духа Святого Своего, и в этом действии явилось сокровище всей Божией милости, любви и благости, как предсказывал Иоиль, пророк Пятидесятницы. И в этом отцовском Духе весь мир обрёл благословение.
Любовь эта обрела форму родства по усыновлению. Как Отец Святой возлюбил Сына Своего, таким же образом и в том же Духе Он возлюбил нас и послал в сердца наши Духа Сына Своего (Гал. 4:6), и таким образом, даровал нам сыновство и полное право взывать “Авва, Отче!” Излитый на нас Отцом Дух Святой Сам вопиет в нас, свидетельствуя, что мы теперь сыны Божии.
Это Дух усыновления, Который вводит нас в общение наследия Христова, в Богосыновство, как об этом говорит апостол Павел: приняли Духа усыновления, Которым взываем: ‘Авва, Отче!’ Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу (Рим. 8:15-17).
Помазание сыновства
Обетование Отца о Духе Святом — обещанное Господом и ожидаемое учениками усыновление — совершилось, после того как Сын в Самом Себе исполнил все необходимые для того условия, и ученики собрались в горнице, как им было указано, ожидая обещанного и пребывая единодушно в молитве.
Это обетование, исполнившееся в огненном помазании от Отца, даровало нам силу нетленной жизни в общении с Богом, в котором мы живем в полной мере и глубина которого невыразима. Сущность этой жизни — отцовская любовь, дающая жизнь и несущая в себе тайну рождения свыше.
Он [Христос] узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством (Ис. 53:10,11).
В тот день велика была радость Христа, сидящего одесную Отца, когда Он увидел, как Дух Святой печатью Отца запечатлевает весь исполненный в Его страданиях замысел, и как ученики Его усыновляются Отцу и, уже как Церковь, входят в новую эру — эру благоволения Отца, эру вечной любви, которая никогда не отнимется у них.
Безусловно, Христос возрадовался об этом, поскольку это и была та просьба, с которой Он настойчиво обратился к Отцу Своему — любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет (Ин. 17:26). Это и есть помазание от Отца, которое Он в ответ на просьбу Сына и во имя Его любви излил на Церковь, собравшуюся единодушно в день Пятидесятницы — на Церковь всеобъемлющую, которая и сегодня собирается ради этого помазания радости и отцовской любви, равного помазанию на реке Иордан воплотившегося Сына, когда Он получил Духа Святого, сошедшего на Него при свидетельстве Отца: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 17:5).
Равенство между любовью Отца к Сыну и явленной в Церкви любовью Отца к обновленному человеку, в лице собравшихся в горнице апостолов, превосходит всякое понимание. Любовь, излитая Духом Святым от Отца к Сыну, должна была точно так же быть излита Духом Святым от Отца на обновлённое человечество — на всех принявших во Христе искупление и усыновление: любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет (Ин. 17:26).
Общение любви
Я уже говорил, что Дух, излитый от Отца в помазании любви, по сути своей и есть жизнь в Отце. Дух здесь сплачивает человечество, вводит его в общение с Отцом — в общение любви и вечной жизни. Ведь любовь Отца — это жизнь, а жизнь в общении с Отцом — это высшая любовь.
Христос предвидел этот восхитительный день — день, когда любовь Отца наполнит Церковь — и в душе Своей утешался о будущем возлюбленного малого стада. Поэтому Он и ободрял учеников, когда тень креста ошеломила их своей скорбью: Я жив и вы будете жить (Ин. 14:19). Он уже объяснял им, в чём источник этой жизни: Я живу Отцом (Ин. 6:57). Смысл станет ясным, если соединить эти стихи: Я живу Отцом, а значит, и вы будете жить со Мною во Отце.
Это общение жизни с Отцом, Сыном и Духом Святым, которое ученики увидели, ощутили и возрадовались, и о котором впоследствии писал апостол Иоанн, говоря, что это же общение теперь предложено и нам:
Жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, — о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение — с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна (1 Ин. 1:2-4)
Мы понимаем, что общение с Отцом, подаренное нам Христом через Его вочеловечение и завершившееся Его славным сиденьем одесную Отца, было залогом, первым плодом, высшим примером, который по замыслу Христа должен был стать для людей основой общения жизни с Отцом, Сыном и Святым Духом.
Труды Христа не завершаются с Его вознесением и сидением в вышних одесную славы. Ведь невозможно, чтобы Христос довольствовался столь малым, и чтобы радость Его оказалась совершенной прежде, нежели исполнится Его замысел, и Он увидит, как люди входят в общение с Отцом — в вечные взаимоотношения, в любовь и в усыновление, равное тому, что Он Сам приобрел для нас в теле по Своей человеческой природе. В этом и состояла суть особого прошения Христа пред Отцом прежде Его распятия: Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость мою совершенную (Ин. 17:13).
Возжечь дары Духа
Лишь глубоко внутри себя мы можем почувствовать это общение — общение любви и жизни с Отцом и Сыном в действии Духа Святого, Который был излит в день Пятидесятницы и Который вселился в Церковь и с великой кротостью и смирением обитает в нас, как в храме Своём.
Действительно, Дух Пятидесятницы сошел зримо и был явлен, как языки пламени. Однако, этот Дух никогда не охладевал и не угасал. Его огонь скрыт в сердцах тех, кто знает, как разжечь его молитвой, смирением и любовью. Огонь Духа Святого жив! Нужно лишь раздуть его. Он, как светильник, нуждается в масле благодати, чтобы усилить огонь помазания и светом его осветить духовные дары. Блаженны те, кто каждый день собирает хотя бы по одной капельке этого масла, потому что они увидят, как Дух горит, и как с избытком изливается благоухание Христово (см. 2 Кор. 2:15 — прим. перев.). Подобно трудолюбивой пчеле, которая собирает мёд цветочного нектара, мы собираем масло славы через трезвение, самопожертвование и подлинную кротость, через сладость добровольной бедности и радость поста, через непрестанную молитву, через принятие всякого человека и благодарность за всё, через благословение каждого поимённо.
Дух Святой по природе мирен и кроток. Никто не услышит голоса Его, и никто не увидит, как Он выглядит, кроме тех, кто единодушно собрался в единстве любви и в ожидании обещанного Господом, кто открыл свои сердца и возводит взгляд свой туда, где восседает Христос, дерзновенно прося о праве сыновства, стремясь предстоять перед лицом Отца. Для них Дух являет себя как свет, видимый внутренним взором, как огонь, наполняющий сердце, так что всякие уста переполняются славословием Бога: юноши увидят «Свет мира» (см. Ин. 8:12) в своих видениях, и старцы в сновидениях своих познают Его (см. Деян. 2:16-18).
Общение с апостолами
Давайте помнить ещё и о том, что через сошествие Духа Святого в день Пятидесятницы, Который с тех пор освещает Церковь и до сего дня наполняет нас жизнью, светом и любовью, мы обрели долю в вечном общении со святыми. Потому что Он — Дух истинного общения, расширяющегося и беспрерывно продолжающегося с того самого дня ещё от апостолов. Нам нужно только держаться этого Духа, согласно Его обетованию, ведь Он и есть Дух обетования — Святой и везде пребывающий. Мы должны удержать Его в своём сердце, не дать Ему уйти, чтобы души наши дышали Им, бережно и со всей возможной любовью хранили Его, чтобы нам достичь в Нём полноты общения со святыми и с Самим Христом, как об этом говорил апостол Павел: благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего (Кол. 1:12-13). Это высшее желание, о котором Христос настойчиво молил Отца Своего: Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною (Ин. 17:24).
Дуновение Христово на учеников после Воскресения и сошествие Духа Святого на Пятидесятницу
Некоторые из вас спрашивали о том, есть ли связь между сошествием Духа Святого на Пятидесятницу и тем, что Христос в дыхании Своём дал Духа Святого ученикам после Воскресения. Об этом свт. Афанасий Великий говорит:
Дунув, от Себя дал ученикам Духа, сообразно же и Отец излил Духа на всякую плоть, как написано у пророка”
(Свт. Афанасий, Послания к Серапиону, епископу Тмуисскому. Послание 3. О Духе Святом) [1]
Можно сказать, что Христос дал Духа ученикам, а Отец дал Духа всему человечеству, и это означает, что Отец соответствующим образом завершил труд Сына или “сообразно”, как об этом говорит свт. Афанасий.
Я также сверился и со свт. Григорием Богословом, который утверждает:
После всего Дух Святой действовал в учениках Христовых (не скажу, что Он действовал в Самом Христе, потому что в Нём Дух пребывал не как действующий, но как сопутствующий и равночестный). Действие же Духа в учениках проявлялось трояко, поскольку они могли воспринять Его, и в три различных времени: прежде славных страстей Христовых, после славного Христова воскресения и после Его вознесения — или восхождения, или назови как-либо иначе — на небеса. Первое же из этих проявлений Духа Святого — исцеление больных и изгнание нечистых духов, которое без Духа не могло происходить. Так же и после воскресения Христа — дуновение Его на учеников, которое очевидно произошло по божественному вдохновению. И третье, наконец — нынешнее разделение языков огненных, которое мы сегодня и празднуем. Но в первом из них Дух Святой действовал прикровенно, во втором — более явно, а в нынешнем — более совершенно, поскольку Он более не присутствует в одних лишь действиях, но, как бы сказать, присутствует существенно, сопребывая с нами и обитая в нас
(Свт. Григорий Богослов, Слово на святую Пятидесятницу) [2]
Отсюда можно сделать вывод, что действие Духа Святого в дуновении Христа после воскресения было явлением божественным, которое свт. Григорий никак не определяет, в то время как сошествие Духа в день Пятидесятницы раскрывается как Его личное присутствие. Да, святитель Григорий не определяет природу Его действия. Но кажется, что между сошествием Святого Духа в Пятидесятницу и тем, что Христос после воскресения дует на учеников, существует чрезвычайно сильная связь, и при том одно другим дополняется. Труды Сына, исполненные в воплощении и искуплении, завершаются в новом творении: Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому (1 Петр. 1:3). Как творящий Сын и второй Адам, Господь в дуновении даровал Духа Своего Святого именно для того, чтобы Податель жизни мог обитать в творении, рождённом по образу Христа. Но поскольку совершенство этого творения должно было завершиться трудами Отца, Христос даже после этого дуновения велит ученикам не покидать Иерусалима, но ожидать ещё и “обетования Отца”. То есть, получив “обетование Сына”, они ждали получить “обетование Отца”. “Обетование Сына” по существу есть общение со Христом в Духе Святом. Христос дунул на учеников и дал им Духа Святого после воскресения, чтобы они могли иметь полноту общения в Его смерти и воскресении, как новое творение. Без Духа Святого обрести общение со Христом для них было бы невозможно. Точно так же “обетование Отца” состоит в общении с Отцом в Духе Святом в милосердии усыновления. Тогда становится очевидно, что дуновение Сына на учеников после Его воскресения и сошествие Духа Святого от Отца, как помазание, в день Пятидесятницы — оба взаимодополняют друг друга в едином действии в человеке, хотя это два отдельных таинства, как крещение и миропомазание. Каждое из них — это таинство действия Духа Святого (во имя Отца и Сына, и Святого Духа). Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Мф. 3:11).
В крещении и миропомазании нам сегодня даются эти два таинства, явленные Сыном (через дыхание Духа Святого после Воскресения) и Отцом (через исполнение на учениках Его святого обетования в день Пятидесятницы), и мы можем обрести то, что после Воскресения и Пятидесятницы обрели ученики — новое рождение в новое творение, как живую Церковь, как Тело Христово.
Дар Пятидесятницы и Вознесение Христово
Если пойду, то пошлю Утешителя к вам — эти слова Господа предполагают, что ниспослание Духа Святого в день Пятидесятницы и помазание от Отца, дарованное в любви и усыновлении в общение вечной жизни с Ним, связаны с возвращением к Отцу Сына, приносящего в Себе Самом плод Своей миссии — новое искупленное и совершенное человечество — и приводящего нас к примирению с Отцом в небесных обителях, в том месте, которое Он приготовил для нас одесную славы в вышних.
Исполнив таковым образом Свою миссию, исполнив до конца замысел Отца о нас, устранив все препятствия на пути нашей непорочной жизни с Отцом, Христос в результате приобрёл для нас обетование Отца, воссев одесную как Заступник за человечество, изгнанное и ожидающее на земле. Этим объясняются слова апостола Петра, сказанные в день Пятидесятницы: Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите (Деян. 2:33)
Апостол Павел раскрывает нам, как вознесение Христа и Его сидение одесную Отца по своей сути связано с совершенным исполнением людей Духом Святым ради того близкого общения, которое осуществил Христос на небесах. Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все (Еф. 4:10). Слова дабы наполнить показывают, что вознесение Христа было начальной, главной и неизбывной причиной того, чтобы человечество в совершенстве вошло в общение с Богом. Это поясняется и следующими стихами: Вошел предтечею за нас (см. Евр. 6:20 — прим. перев.)
Воспринятие Божьего отцовства
Когда пришло время, Христос ощутил, что человечество глубоко нуждается в Духе любви Отца и больше не может жить в сиротстве, не чувствуя Его близости. Христос восполнил эту нужду — будучи Сыном, сущим в недре Отчем, Он сошел с небес, неся на Себе образ Отца и Его сострадание. Теперь же, когда Он оставляет учеников, как они смогут жить без отеческой заботы и любви Бога? Он пообещал им, что после вознесения Своего, будет просить Отца послать им Утешителя — Духа, Который даст им утешение от Отца и принесёт всему человечеству Его любовь, Его сострадание, как общение вечной жизни с Богом Отцом. Этим и объясняются Его слова, сказанные ученикам: Не оставлю вас сиротами (Ин. 14:18). Ведь Дух Пятидесятницы и есть Дух отцовского сострадания, посланный чтобы утешить человека и чтобы он мог вечно жить как сын в доме Божием.
В день Пятидесятницы Отец ввёл нас в общении с Ним, которое — если взглянуть шире — есть своего рода жизнь между Ним и Его возлюбленным Сыном. Такое общение, в котором Дух Святой приходит, чтобы передать нам слова личного разговора между Отцом и Его Сыном, разговора чистой божественной любви: Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам… От Моего возьмет и возвестит вам. Всё, что имеет Отец, есть Мое (Ин. 16:13-15). Таким образом, Дух Святой посвящает нас в тайну общения Отца и Сына. А ведь и апостол Павел понимает это и говорит: Ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл [это] Духом Своим. Мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога (1 Кор. 2:9-12).
Именно Дух Святой, излитый Отцом в день Пятидесятницы в согласии с Его святым обетованием, сообщает нам то, что не может само по себе родиться в сердце, посвящает нас в тайну сопребывания Отца и Сына Его, делает нас причастниками любви Отца в награду за послушание, явленное Сыном на кресте перед Отцом, и за Его страдания даже до смерти, и в конце концов дарует нам всякое благословение в таинственном общении между Отцом и Сыном.
[1] Цитата приведена по книге Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великаго, Архиепископа Александрийскаго. Часть третья. // Перевод под редакцией проф. П.С. Делицына. — Сергиев Посад : СТСЛ, 1903. (адаптация текста произведена переводчиком)
[2] Цитата приведена по книге Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. // Сост. свящ. П. Смирнов. – Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. (адаптация текста произведена переводчиком)