Беседа В.С.Стрелова с участниками Библейско-богословской школы Валдайского Иверского монастыря 11 августа 2019 г. Как можно использовать Священное Писание для молитвы, как молились герои Ветхого и Нового Завета, как молиться Псалмами (в аудио больше, чем в конспекте).
О молитве в Библии
Молитва, по определению катехизиса митр. Филарета Московского, это возношение ума и сердца к Богу. А по мысли одного из последних прославленных святых, Порфирия Кавсокаливита, она призвана стать дружеским разговором с Богом[1].
Но такова ли наша молитва?
Личная молитва православного христианина
Сегодня личная молитва обычного православного христианина довольно ограничена, если не сказать, скудна – как в плане содержания, так и по форме. В основном это молитва по молитвослову, который имеет как свои достоинства (молитвы составлены великими святыми), так и недостатки (молитвы собраны несистематически, т.е. некоторые важные темы отсутствуют[2], какие-то акценты преувеличены, и пр.).
Хотя у свт. Феофана и митр. Антония повторяется мысль о необходимости своей молитвы, многие ли отваживаются на то, чтобы обращаться к Богу своими словами? А кто может с уверенностью сказать про себя, что Бог ему отвечает?
Конечно, подлинно благочестивый человек сможет пребывать в общении с Богом, обращаясь к нему даже только словами «Отче наш». И все же для большинства людей ознакомление с библейской традицией молитвы даст больше свободы в выражении своей любви и преданности Богу, укажет пути роста в молитвенной жизни.
Писание и наша молитва
Само обращение к Библии[3] уже может быть связано с молитвой. Перечислим по крайней мере четыре способа использования Библии для молитвы. Многие люди замечали, что регулярное чтение Библии[4] меняло их внутренний мир, давало радость, укрепляло, наставляло, — и это неудивительно, ведь так Сам Бог первым обращается к нам. В трудных обстоятельствах принято искать ответы и утешение в Писании – это тот случай, когда Бог отвечает нам через Свое Слово. Даже простое чтение или слушание библейских текстов, особенно Псалмов, может быть ступенью к молитве – впитавшись, войдя в память сердца, они начинают звучать внутри. Наконец, молитвенное чтение Писания, т.наз. Lectio Divina[5], подает нам повод к молитве и приводит к созерцанию.
Один из современных практиков Иисусовой молитвы замечает, что даже она без погружения в Евангелие рискует стать просто мантрой, формой медитации.
Опыт великих мужей Ветхого Завета
Все великие герои Библии – от Авраама до самого Господа Иисуса – это великие мужи молитвы. Попробуем кратко наметить некоторые черты их молитвенной жизни.
Диалоги Бога с Адамом относятся к ситуации, когда между Богом и человеком нет никаких границ, возникших позднее в результате грехопадения. Опыт Адама в раю — это опыт прошлого, но и одновременного опыт будущего, когда нас снова ничего не будет отделять от Господа. Об этом полезно размышлять, но мы пока перейдем к более близкому нам сегодня опыту Авеля, первого человека, живущего в мире после падения.
Авель говорит с Богом на языке жертвоприношений (Быт. 4:3-5). Он приносит ему лучшее из своего стада в качестве всесожжения. Это выражение всецелой преданности Богу, любви, благодарности. Оказывается, действие может «говорить» не хуже слов! Позднее уже появятся жертвоприношения за грех, покаянные молитвы, но благодарность, хвала – это первые и самые высокие формы богообщения. Они, кстати, всегда будут сопровождать и других героев веры, начиная с Авраама.
Авраам, отец верующих. Его молитвенная жизнь начинается с того, что Бог обращается к нему (Быт. 12:1-4). Здесь – инициатива на стороне Бога, но как непросто было прислушаться, довериться этому голосу, звучащему в сердце! Молитва начинается со слушания и доверия, мы в этом не раз еще убедимся.
Мы не знаем, использовал ли Авраам когда-либо составленные другими молитвы. Но его собственные молитвы – сама простота. В коротких фразах Авраам открывает Богу переживания сердца (Быт. 15:1-6). Потом в псалмах это искусство достигнет невероятной высоты, но Авраам останется примером простоты и безыскусности.
А вот молитва ходатайства у Авраама, напротив, длинная (Быт. 18:17-33). Он терпеливо уговаривает Бога не губить города, где могут жить праведные люди[6]. Авраам живет не только собой, его любовь распространяется на других и выражается в молитве. Это – урок Церкви на все времена: невозможно стремиться к высшему богообщению и не молиться за весь мир.
Но Аврааму ведомы и борения за веру. Это и эпизод заключения Завета (Быт. 15:11), и особенно – жертвоприношение Исаака (Быт. 22). Об этом, конечно, нужно говорить отдельно и много, потому что здесь — великая тайна большой глубины. Заметим лишь, что и внуку Авраама, Иакову, также придется пройти через борьбу с Богом (Быт. 32). Похоже, что борьба за веру, за молитву – испытание, которое предстоит пройти всем праведникам, не исключая Самого Иисуса (искушение в пустыне). Продолжать молиться, когда ответов нет, когда обстоятельства против тебя – это свидетельство подлинной любви к Богу. Такие испытания очищают от страхов и подготавливают к служению.
Период праотцев характеризуется тем, что Бог по-разному говорит и отвечает своим избранникам – и через свой Промысел, и через ангелов, и, в том числе, через сны и видения (история Иосифа, Быт. 37, 40, 41). Удивительный пример раба Авраама, Елиезера (Быт. 24:12-27), показывает, что даже самые простые люди, имея веру, могут рассчитывать на прямой ответ от Бога.
Период праотцев сменяется эпохой рабства и Исхода, и главное действующее лицо здесь — Моисей. Вся жизнь Моисея делится на три периода: когда он пытается действовать сам, когда узнает, что он ничто, и когда учится жить в постоянной близости и общении с Богом, узнавая, что Бог может совершить через него. Молитва Моисея – это не только слова. Иногда он внешне спокоен, а Бог слышит вопль (Исх. 14:10-15). Иногда его молитва выражается в позе, как в битве с амаликитянами (Исх. 17:8-13). И чаще всего его молитва – не за себя, а за других. Моисей действительно стал ходатаем за свой народ.
Но, пожалуй, главное событие в жизни Моисея – это его восхождение на гору Синай (Исх. 19, 20, 24). Всегдашнее напоминание о том, что богообщение – это не просто слова, а реальная Встреча и даже жизнь в Присутствии. Кто-то будет искать ее путем паломничеств, кто-то – входя внутрь себя путем молитв и очищения сердца. В лице Моисея мы видим великое напоминание о том, что, чтобы стать великим вождем, нужно стать не менее великим мистиком.
По недостатку времени мы пропустим все связанное с Аароном, хотя его путь мог бы многому научить. Мы также пропустим эпоху завоевания земли при Иисусе Навине и время судей. Там много интересного, но все это требует отдельного разговора. Разве что обратим внимание на Самуила. Его призвание на служение пророка – это великий пример того, что слушание должно предшествовать говорению (1 Цар. 3:1-10).
Перейдем к эпохе царств. Саул – пример от противного. Этот человек так никогда и не научился молиться. Бог для него всегда оставался только Богом Самуила (1 Цар. 15:30), источником силы и власти, но вовсе не Тем, с Кем возможен личный диалог.
А Давид, его преемник, – удивительный пример молитвенника. Он любит Бога, верен Ему, жаждет служить ему, — и не может не молиться. Музыка пробуждает в нем молитву, он не просто говорит, а и воспевает Господу. Он устанавливает часы богослужения, он и хвалит, и просит о заступничестве, и кается, и благодарит[7]… Нет ни одного переживания, которое бы не было отражено в Псалмах. Исследуя их, можно видеть, как душа, обуреваемая самыми сильными аффектами, находит себя и разворачивается навстречу Богу[8]. Псалмы – лучшая школа молитвы.
В эпоху царей действуют великие пророки. Не нужно думать, что пророчество – это что-то совершенно иное, чем молитва. Это – такое же богообщение, но только по инициативе Самого Бога, это не вопрос, а ответ. Это прикосновение Духа Божия. Пророчество возможно и сегодня, в новозаветной Церкви, но это тема отдельного разговора. Мы коснемся лишь эпизода с Илией. Великий пророк, по молитвам которого происходили невероятные чудеса, встречает Бога в веянии тихого ветра (3 Цар. 19:9-13). Снова – напоминание, что Бога стоит искать в тишине.
Эпоха плена и возвращения интересна тем, что здесь с особой силой начинают звучать плачи и длинные покаянные молитвы, как, например, у Даниила и Неемии (Дан. 9:4-22, Неем. 1:4-11).
Опыт Христа и Церкви
И вот мы – на пороге Нового Завета.
Одной из самых великих жен молитвы является, безусловно, Мария, Мать Господа. Но какие молитвы мы у нее знаем? Самая первая ее молитва — это тихое согласие с волей Божией (Лк. 1:38). За ней следует славословие Бога (Лк. 1:46-56). Мы также знаем о ее ходатайственной молитве (Ин. 2:1-5). Без сомнения, у Креста она также молилась, но эта молитва покрыта молчанием евангелистов.
Для Сына ее, Иисуса, молитва – не просто выделенное время, хотя и это в том числе: Он целые ночи проводит в молитве (Лк. 6:12), особо молится в ключевые моменты своей жизни – перед избранием учеников, в Гефсимании, на Голгофе… И все же для Него, в отличие от остальных людей, богообщение является постоянной реальностью. Иисус. Само Его Имя несет в себе Имя Отца. И Он – постоянно в Духе Божием.
Вторая отличительная особенность молитвы Господа – это отношение. У Иисуса совершенно особые отношения с Богом – не как с Творцом и Господом, а как с Отцом (Мф. 11:27). Он может заявить о том, что Бог всегда Его слышит, даже то, что никто не знает так Отца, как знает Его Сын, и кому Сын хочет открыть.
В-третьих, у Иисуса нет молитв, которые были бы мимо цели. Если Бог иногда поправляет Своих пророков в их просьбах, то Иисус настолько един с Отцом, что вся его жизнь становится хвалой Отцу и исполнением Его воли (Ин. 8:29), вплоть до Креста.
А чему учит Иисус относительно молитвы? В принципе, все его притчи, чудеса так или иначе связаны с молитвой, но квинтессенцией всего является «Отче наш» (Мф. 6:9-13). Это не просто молитва, а целая программа молитвы, в которой вложено все. Эта молитва начинается со славословия, дышит доверием, сыновним послушанием, и, важно отметить, духом братства. Уже Израиль был призван к тому, чтобы видеть себя единым народом, и к этому же призваны и ученики Иисуса, разве что в большей степени – полагая души друг за друга (1 Ин. 3:16).
В День Пятидесятницы, день рождения Церкви, происходит то, о чем ветхозаветные люди только мечтали. Не просто отдельным избранникам на время, но всей Церкви дан Дух Божий (Деян. 2), который наставляет, укрепляет, свидетельствует в сердце о любви Божией. Место встречи человека с Богом – уже не только Храм, но и сердце самого человека (Рим. 8:14-16).
Вместе с тем, дух братства сохраняется. Ученики стараются пребывать единодушно вместе, потому что так лучше можно услышать глас Божий (Деян. 1:14, 13:1-3). В гонениях ученики не просят об избавлении, но просят о смелости (Деян. 4:24-31). По примеру Господа, они молятся за своих врагов, свидетельствуя о победе Божией над ненавистью и даже смертью (Стефан, Деян. 7). И Павел чуть ли не половину своих посланий посвящает восхвалению Бога и молитве за учеников.
Наконец, их молитва устремлена в будущее, и не случайно некоторые апостольские тексты оканчиваются страстным призывом: «Гряди же, Господи Иисусе!» (1 Кор. 16:22, Откр. 22:20)
Подлинность молитвенного опыта христианина
Молитвенная жизнь героев Библии чрезвычайно разнообразна: и по своим формам, и по содержанию. Молитва может быть уставной и спонтанной, вырываться из сердца или быть плодом размышлений и подготовки. Она может вдохновляться музыкой, а может рождаться в тишине. Мы кратко посмотрели, как можно использовать Библию в молитве, и какие замечательные уроки молитвы дают нам герои Ветхого и Нового Завета. А ведь мы только прикоснулись к этой теме, прошлись по поверхности, непосредственное погружение в тексты помогло бы увидеть все это намного глубже и полнее.
И все же некоторые в наш век думают, что изучать Библию для молитвы – слишком сложно. Не может ли все это быть заменено, например, медитацией? Но молитва верующего в Библии – это не «практика» работы с собой и своими состояниями (хотя это и происходит), а устремленность к Богу, диалогу с Ним. Молитва, временами начинаясь от собственных переживаний, неизменно восходит к тому, чтобы быть центрированной исключительно на Боге и Сыне Его, Иисусе Христе. Молитва – это общение с Богом и пребывание в Его Присутствии.
А подлинность
молитвенной жизни свидетельствуется тем, что молящийся старается жить и
поступать так, как жил и поступал наш Господь и Учитель: прославляя Отца и
исполняя Его волю в этом мире.
[1] Собственно, именно так Писание определяет и отца всех верующих. Авраама, — как друга Божия (Иак. 2:23), которому Бог открывает Свои намерения (Быт. 18:17).
[2] Например, вся ходатайственная часть отнесена в конец, и ограничена лишь кругом близких молящемуся людей. Нет молитв за страну, Церковь, служителей Христовых… Славословие присутствует лишь в довольно кратких формах, а благодарение является лишь вступлением для покаянных по духу текстов, никогда не разворачиваясь в подлинное беспримесное ликование. Если уж ориентироваться на внебиблейский материал, то стоит гораздо большее внимание обратить на службы Утрени и Вечерни, которые обладают и большей цельностью структуры, и больше отвечают основному смыслу молитвы, ведь акцент в них – на Боге, а не состояниях верующего.
[3] О том, как читать Писание в принципе, см. лекцию «Как читать Библию»
[4] Не столь важно, будет ли это чтение вместе с Церковью по литургическим зачалам, по определенному плану или последовательно по книге. Главное, чтобы чтение было действительно регулярным, подобно регулярному приему пищи.
[5] Об этом образе чтения см. нашу презентацию: Lectio Divina как практика чтения Священного Писания
[6] Заметим, праведные – те, кто как раз молятся, ищут воли Божией. Когда человечество пренебрегает Богом, Его Духом, оно перерождается, и такому человечеству нет места в творении Божием (с этого начинается Потоп).
[7] См. любое разделение псалмов по жанрам
[8] См. нашу статью о псалмах проклятия на примере 34 псалма