Еще один псалом, разобранный В.С. Стреловым в рамках Библейско-богословской школы Иверского Валдайского монастыря 2019
Это Псалом надежды: «Нет мне иного блага, кроме Тебя» (ст. 3, РБО).
Прежде, чем читать Псалом, подумайте, на что вы надеетесь больше всего? Чего вы ждете от Господа?
1 Песнь Давида. Храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю. 2 Я сказал Господу (Яхве): Ты — Господь мой; блага мои Тебе не нужны. 3 К святым, которые на земле, и к дивным Твоим — к ним все желание мое. 4 Пусть умножаются скорби у тех, которые текут к богу чужому; я не возлию кровавых возлияний их и не помяну имен их устами моими.
5 Господь есть часть наследия моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой. 6 Межи мои прошли по прекрасным местам, и наследие мое приятно для меня.
7 Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя.
8 Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь. 9 От того возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой;
даже и плоть моя успокоится в уповании, 10 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление,
11 Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек.
Структура псалма:
1-4 Преданность Господу и ненависть к язычеству
5-6 Благодарность Ему за блага земли
7 Благословение Бога, который вразумляет
8-9а Радость жизни в Божьем Присутствии
9б-10 Надежда на победу над смертью
11 Полнота жизни с Богом
Пояснения:
Возможно, этот псалом читали левиты (ср. Числ. 18:20), или обращенные в ветхозаветную веру язычники (ст.1-4).
Он подходит всякому, кто хочет сохранить веру во враждебном окружении.
Довольно рано он сделался одним из любимых христианских псалмов, потому что в нем увидели пророчество о воскресении Христа (см. проповедь Петра в Деян. 2:25-28, 13:35). Мы будем его читать в связи с темой сегодняшнего дня — разговором об усопших.
Как развивается тема этого псалма?
Вначале (1-2 ст.) псалмопевец выражает свою надежду на Бога, выделяет Яхве среди других богов этой земли и клянется Ему в своей верности: «Храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю. Я сказал Яхве: Ты — Господь мой».
3-4 стихи — среди самых неясных во всей Псалтири, существуют очень разные по смыслу переводы. Наш перевод дает образ Бога как Того, кто не нуждается в жертвоприношениях и вообще не нуждается в чем-либо от человека. Такому Богу подобает только хвала (ср. Пс. 49:7-15). Соответственно, псалмопевец хочет пребывать среди тех людей, которые верны этому Богу, посвятили себя на служение Ему. Напротив, богослужение язычников вызывает у него отвращение. Древние люди считали, что в крови находится жизненная сила. Иудеи кровь сливали в землю, никогда не ели с кровью. Язычники, приносящие кровавые возлияния, будто подкармливают своих идолов жизнями убитых животных. Псалмопевец желает скорбей тем язычникам, которые не чтут истинного Бога. Интересно, почему?
Некоторые считают, что в нем говорит ненависть. Другие — что он сам только что отстал от язычества, и для него это — способ противостоять искушению возвратиться к старому. А третьи — что он хочет, чтобы они убедились: их молитвы бесплодны, идолы не отвечают, и обратились к истинному Богу.
Далее псалмопевец хвалит Бога за те блага, которые он получил от Господа.
Чаша — образ всего, что выпадает человеку в жизни. Бог может пролить на нечестивых угль и серу из чаши. Иисусу предстоит испить чашу страданий. Здесь же чаша — образ благословения. Обратите внимание, что не просто блага, а Сам Господь является чашей псалмопевца.
Жребий — способ, согласно которому распределялась земля среди народа после переселения из Египта. В жребии древние видели волю Божию. Главным даром от Господа считалась земля как источник богатства и дети. Соответственно, межи — границы полученной земли.
Возможно, 7 стих — центральный для всего псалма. Что-то произошло, что-то открылось, и псалмопевец выходит на новую ступень благодарения.
Обратите внимание, что и днем, и ночью он буквально всеми органами чувств ощущает, как любит Его Господь. Ночью Господь вразумляет через внутренности (т.е. почки. Считалось, что именно там появляются мысли, которые потом реализуются через сердце, а также Божьи откровения). Днем он видит Господа, ощущает Его близость одесную (т. е. справа, советуя и укрепляя). Его сердце радуется, а язык — веселится (т. е. он, вероятно, поет, хвалит Бога). И, наконец, его плоть, тело, может спокойно отходить ко сну.
У древних сон был параллелен смерти. Но здесь звучит надежда. Даже если человек умрет, его душа не останется в шеоле, месте, куда, по представлениям древних евреев, попадали после смерти. Бог не даст ему увидеть тление, но выведет на путь жизни.
11 стих. За все это можно только славить уже в этой жизни, и одновременно — это образ того, что ждет человека в воскресении.
Вопросы:
Какое желание чаще всего управляет вашим поведением?
Что для вас могло бы выступить в качестве такого соблазна «иных богов», и как вы к этому относитесь?
Как мы как православные христиане призваны относиться к тем, кто идет по пути соблазнов?
Что в своей жизни вы видите как удачный жребий от Господа, за что вы могли бы благодарить? Является ли Сам Господь для вас такой чашей благословения?
Как вы ощущаете Божье Присутствие?
Как вы смотрите на смерть: как на что-то страшное, или же вы спокойно надеетесь? Почему?
Могли бы вы с псалмопевцем повторить последнюю фразу из этого псалма?